Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:02, курсовая работа
Эта работа посвящена исследованию процессов управления карьерой в сфере государственной службы, она знакомит читателя с понятийным аппаратом, используемым при описании управления карьерой, в ней рассмотрены вопросы посвященные проблемам организации и управления карьерой; содержится обзор методов управления карьерой государственного служащего, применяемых за рубежом; обозревается история развития системы управления карьерой в государственной службе России.
Целью данной курсовой работы является исследование такого вопроса как управление карьерным ростом индивида на государственной службе.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Карьера – основные понятия……...……………………………………….5
1.1 Определение карьеры……………………………………………………………5
1.2 Типы карьер……………………………………………………………………...6
1.3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития………………………………………………………………………………8
1.4 Механизмы движения карьерных процессов…………………………………10
1.5 Этапы карьеры………………………………………………………………….11
Глава II. Организация карьеры………………..…………………………………...13
2.1 Выбор карьеры………………………………………………………………….13
2.2 Планирование карьеры…………………………………………………………14
2.3 Развитие карьеры……………………………………………………………….14
2.4 План развития карьеры………………………………………………………...15
2.5 Самоуправление карьерой……………………………………………………..16
2.6 Стимулирование труда…………………………………………………………18
2.7 Правовые основы организации карьеры……………………………………...20
Глава III. Зарубежный опыт……………………..…………………………………24
3.1 Соединенные Штаты Америки………………………………………………..24
3.2 Франция…………………………………………………………………………25
3.3 Япония…………………………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………………………………………30
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Карьера – основные понятия……...……………………………………….5
1.1 Определение карьеры……………………………………………………………
1.2 Типы карьер………………………………………………………………
1.3 Классификация по характеристикам протекания процесса карьерного развития…………………………………………………………
1.4 Механизмы движения карьерных процессов…………………………………10
1.5 Этапы карьеры……………………………………………………………
Глава II. Организация карьеры………………..…………………………………..
2.1 Выбор карьеры……………………………………………………………
2.2 Планирование карьеры…………………………………………………………
2.3 Развитие карьеры……………………………………………………………
2.4 План развития карьеры………………………………………………………..
2.5 Самоуправление карьерой……………………………………………………..
2.6 Стимулирование труда…………………………………………………………18
2.7 Правовые основы организации карьеры……………………………………...20
Глава III. Зарубежный опыт……………………..…………………………………24
3.1 Соединенные Штаты Америки………………………………………………..24
3.2 Франция……………………………………………………………
3.3 Япония………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
С тех пор, как Россия вступила на путь демократических преобразований, в большинстве областей человеческой деятельности на первое место встало совмещение интересов личности и организации. Коснулось - это и сферы государственной службы.
Если во времена Советского Союза система управления персоналом носила организационно-
Совсем недавно слово «карьерист» употреблялось с нескрываемым пренебрежением и сарказмом. Карьерный рост связывался в понятии большинства с умением вести закулисную игру, «прогибаться» перед вышестоящими, использовать родственные связи, произносить льстивые речи и т.п. Сегодня предприятия, которые руководствуются такими принципами в продвижении сотрудников, оказываются неконкурентоспособными, а значение слова «карьера» возвращается к своим итальянским истокам: carriera – бег, жизненный путь, поприще.
Как же не ошибиться с выбором своего пути, своего поприща?
Американский психолог К. Глединг указывает на то, что «выбор карьеры — это больше, чем просто решение о том, чем каждый собирается зарабатывать себе на жизнь. Характер занятий оказывает влияние на образ жизни человека в целом. «Профессиональные роли множеством нитей связаны с другими жизненными ролями человека». Так, уровень доходов, стрессы, социальная идентичность, признание, образование, манера одеваться, увлечения, интересы, выбор друзей, образ жизни, постоянное место проживания и даже особенности индивидуальности связаны с профессиональной жизнью человека. Кроме того, профессиональные сообщества представляют собой мини-культуры, где удовлетворяются социальные потребности и формируются ценности. От характера и целей работы человека зависит его ощущение благополучия. Следовательно, человеку чрезвычайно важно серьезно отнестись к выбору своей карьеры».
Сегодня в России мало кто занимается осознанным выбором карьеры, т.е. своего жизненного поприща. Так называемо, профконсультирование проводится чаще всего с учениками старших классов, чтобы хоть как-то сориентировать их в выборе дальнейшего места обучения. Проводится это консультирование, как правило, на основе 2-3 тестов, выявляющих интересы учащихся. А ведь интересы в этом возрасте связаны чаще всего с качеством преподавания тех или иных школьных предметов и личностью педагога. Наверное, поэтому сегодня совершенно необходимо развивать консультирование по вопросам карьеры.
Процесс выбора карьеры является уникальным для каждого человека. Он зависит от личностных особенностей, от стадии развития и от усвоенных жизненных ролей. На выбор карьеры могут повлиять случайные события, семейная атмосфера, пол и возраст. Кроме того, общее экономическое состояние также является фактором, обусловливающим выбор карьеры.
Эта работа посвящена исследованию процессов управления карьерой в сфере государственной службы, она знакомит читателя с понятийным аппаратом, используемым при описании управления карьерой, в ней рассмотрены вопросы посвященные проблемам организации и управления карьерой; содержится обзор методов управления карьерой государственного служащего, применяемых за рубежом; обозревается история развития системы управления карьерой в государственной службе России.
Целью данной курсовой работы является исследование такого вопроса как управление карьерным ростом индивида на государственной службе.
В данной работе рассматриваются следующие важнейшие задачи:
- изучить понятие карьера;
- рассмотреть ее этапы и модели;
- исследовать организацию карьеры;
- рассмотреть зарубежный опыт.
Такое решение поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы, так как только после разработки основных понятий возможно определение темы данной курсовой работы.
Не лишним было бы отметить, что небольшие затруднения вызвала недостаточная разработанность некоторых понятий теории управления персоналом, хотя в этой области и имеется большое число работ, но это приводит порой к противоречивым толкованиям одного и того же вопроса.
Ограниченность объема работы не дала возможности рассмотреть данный вопрос более детально, поэтому были изучены и описаны лишь вышеуказанные задачи.
Данная работа является попыткой ознакомиться и изучить передовой опыт исследований в области теории управления персоналом.
Объектом данной курсовой работы является исследование и описание карьеры на государственной службе.
Исследование осуществляется на основе анализа действующих источников по теории управления.
Глава I. Карьера – основные понятия.
1.1. Определение карьеры.
Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации. [18, c.15]
Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера – профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм государственного служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека.
В узком понимании карьера – должностное продвижение, достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. В данном случае карьера – сознательно выбранный и реализуемый служащим путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение служащего в соответствии с уровнем его квалификации. [18, c.15]
Государственный служащий, как правило, осознанно выбирает и строит карьеру и в профессиональном и в должностном плане.
Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.
Такое понимание карьеры ориентирует на соответствующий методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция современной науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное состояние, как непрерывный бесконечный поток событий. Человек включен в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться к нему, преодолевать отклоняющиеся его течения, собственное изменение в этом процессе и изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление.
Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации.
Таковыми являются:
- должностные ступени, уровни иерархии;
- ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
- статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его положение в коллективе;
- ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
- уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот). [5, c.27]
Таким образом, карьера – это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.[5, c. 27]
Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника, делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера (далее – карьерная среда), а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация. Для более полного изучения, понимания и овладения механизмами воздействия на характер карьеры необходимо учитывать как сложные связи образующих элементов, так и сложность и особенности самих этих элементов.
Комплексность карьеры предполагает необходимость рассмотрения ее с различных сторон, использования при ее исследовании различных подходов.
Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.
Карьера – динамическое явление, постоянно изменяющийся и развивающийся процесс и рассматривать его надо как последовательность стадий во времени. [20, c.5]
1.2. Типы карьер.
Многогранность и сложность явления карьеры отражается и в многообразии ее видов, разнообразии ее подходов к ее типологизации. Для классификации видов карьеры можно выделить множество различных оснований, признаков, критериев. [1, c.14]
По признаку индивидуальной профессионализации. С точки зрения индивидуальной профессионализации можно выделить профессиональную и должностную (внутриорганизационную) карьеру.
Для профессиональной карьеры характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности. Как правило, профессиональная карьера человека складывается в организации, и часто бывает так, что профессиональные достижения создают предпосылки для формирования внутриорганизационной карьеры или должностной карьеры в организации.
Должностная карьера отражает изменение преимущественно должностного статуса государственного служащего, его социальной роли, степень и пространство должностного авторитета в организации. Это перемещение, как по вертикали, так и по горизонтали должностной структуры в организации. [1, c.14]
По направлениям движения работника в структуре организации существуют следующие типы карьеры:
- вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии. Чаще всего карьеру отождествляют именно с этим видом.