Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа
В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.
Таблица 6
Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
Группа качеств |
Характеристики качеств. |
Физиологические качества |
Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
Психологически качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора |
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность |
Источник: Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления» / Москва, Норма 2001
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей. | |
Межличностные роли | |||
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства | |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчиненных | |
Связующее звено |
Обеспечивает работу
саморазвивающейся сети внешних
контактов и источников информации.
Которые предоставляют |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами | |
Информационные роли | |||
Приемник информации |
Ведет поиск и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию. |
Обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) | |
Распространи-тель информации |
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации |
Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) | |
Представитель |
Передает информацию
для внешних контактов |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления (включая передачу информации во внешние организации и другим лицам) | |
Роли, связанные с принятием решений | |||
Предприни-матель |
Изыскивает возможности
внутри организации и за ее пределами,
разрабатывает и запускает « |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов совершенствования деятельности | |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы | |
Распредели-тель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, запросы полномочий: действия, связанные с составлением и исполнением бюджетов; программирование работы подчиненных | |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах |
Ведение переговоров. |
Источник: Аникин Б.А. «Высший менеджмент для руководителя» / Москва, Инфа-М 2001
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. |
Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. |
Демократический стиль | |
Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы. |
Мероприятия планируются на заранее, а в группе. За реализацию предложению отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются. |
Либеральный стиль | |
Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера. |
1
http://vasilievaa.narod.ru/
2
http://www.pravo.vuzlib.net/
3 Щекин Г. «Социальное управление как система» / ж-л «Проблемы теории и практики управления» 1997 г.
4
http://bibliofond.ru/view.
5http://turstroi.net/tour-
6
http://viktorova-ts.ru/
7
http://www.bibliotekar.ru/
8
http://www.academy35.ru/
9
http://www.inventech.ru/lib/
10 Калашникова Л., Лайфуров С. «Стиль и методы управления в современном бизнесе» / ж-л «Служба кадров» 2002 г. № 10
11
http://www.psystatus.ru/
12 Филонович С.Р. «Лидерство и практические навыки менеджера» / Модульная программа для менеджеров – 9 / Инфа – М, Москва 2000 г.
13 http://kurs.ido.tpu.ru/
14 Комаров Е. «Стиль руководителя: концепции и практика» / ж-л «Управление персоналом» 2002 г. № 8
15 Комаров Е.И. «Откуда и как появляются профессиональные руководители» / ж-л «Управление персоналом» 2002 г.
16 Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления» / Норма, Москва 2001 г