Управление как искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.

Работа содержит 1 файл

Милотаева Кр. ЭУ-201 курсовая.!!.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА

НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему: УПРАВЛЕНИЕ КАК ИСКУССТВО

 

 

 

 

Студент: Милотаева  Кристина

 

Страна: Россия

 

 

 

 

 

Руководитель

к.п. н., доцент Гончаров А.И.

 

Заведующий  кафедрой

менеджмента

к.э.н. Хожемпо  В.В.

 

 

 

 

 

Москва 2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.

Как для будущего менеджера, мне важны  способы овладения искусством управления, можно ли ему научиться или это качество является данным от природы. 

На мой взгляд, данная проблема достаточно мало освещена в  литературе: российских изданий практически  отсутствуют, а зарубежные давно  устарели. 

Менеджмент, менеджер в настоящее время энергично вытесняют из нашего лексикона привычные слова «управление», «руководитель», «управляющий».

Управление, как функция  любых организованных систем, обеспечивает поддержание деятельности и реализацию целей системы и  по своему смыслу немного шире понятия «менеджмент». Многие специалисты  менеджмент и управление  рассматривают как тождественные друг другу понятия, взаимозаменяемые, что является оправданным и подтверждается наиболее часто используемыми подходами к определению их сущности и роли в обществе:

 

  • искусство (практика) выполнения работы;
  • наука (область человеческого знания);
  • функция (вид деятельности);
  • процесс;
  • люди, управляющие организацией;
  • орган или аппарат управления. 

 

Своей задачей я ставлю определить, что необходимо для овладения искусством  управления и какие методы для этого используются на сегодняшний день.

Для ответа на эти вопросы, я рассматриваю, во-первых, основные понятия науки управления, во-вторых, методы, принципы, функции управления и основанные на их сочетании стили управления, лидерства, различия менеджера и лидера и, в-третьих,  методы, используемые для овладения искусством управления и творческое применение научных знаний на практике.

 

Понятие управления

 

Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует большое число определений этого понятия. В самом общем виде, управление – это функция биологических, социальных, технических организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определенный режим деятельности.

С научной точки зрения управление – это направленная координация  и организация объекта управления.  Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей 1.

Управление многообразно.  Характеризуя окружающий мир, исследователи  выделяют три компонента – неживую природу, живую природу и человеческое общество. На этом основывается укрупненная классификация процессов управления по трем его основным классам:

  • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук 2.

Социальное управление охватывает воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами. Оно  воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития и обусловлено общественным характером труда, а также необходимостью общения людей в процессе труда и жизни. Это наиболее сложная область управления.  Возникновение управления как особого вида общественной деятельности обусловлено прежде всего появлением и развитием разделения труда, которое специализировало труд производителей и коллективов.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом.  Индивиды, представленные в системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Им может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Объектом управления может быть часть объективной  действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Им так же может выступать как  отдельный индивид, так и социальная группа.

Между объектом и субъектом  управления существует взаимодействие и взаимовлияние. Важным условием эффективности  управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление - это непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд (Ли Якокка). 3

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к  классу социального управления и  в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Другими словами, понятия управление, менеджмент, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. (см. Таблица №1)

 

Понятия менеджмент и  социальное управление являются синонимами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.  Но управление выступает более широким понятием по отношению к руководству. Руководство – это частный случай управления, это основная функция руководителя, связанная с управлением людьми при достижении поставленной цели.  Его основные отличия в том, что руководство4:

  • ограничивается воздействием на людей и их общности;
  • предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;
  • призвано вызвать чью-то деятельность соответственно намерениям руководителя. Руководитель – лицо, которое руководит кем-либо или чем-либо (руководитель учреждения, организации, научный руководитель, руководитель государства, классный руководитель).

Искусство управления –  способность человека принимать  нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В  основе его лежат методология  и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики,  реагирует на политическую ситуацию. В то же время искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, религии, права, социологии. (см. Таблица №2)

              

 

Функции и принципы управления

 

Говоря, что организация  функционирует, имеется в виду, что  в ее рамках люди осуществляют определенные действия.

Изучение процесса управления с точки зрения его функций  позволяет установить объемы работ  по каждой из функций, определить потребность  в трудовых ресурсах, сформировать структуру и организацию системы  управления.

Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется.

Функции управления можно  представить как виды управленческого  труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Ведь управление – это искусство вещи посредством людей. В процессе управления выполняются следующие основные функции5:

Планирование 

à

Организовывание

 

╲                                ╱

 

                                       ↑                                      

Координация

        ↓

 

╱                                ╲

 

Контроль 

ß

Мотивация


 

Эти функции называют общими, так как они входят составными частями в любой процесс управления независимо от особенностей той или  иной организации.

Они определяют деятельность, направленную на организацию выполнения мероприятий по управлению объектом. Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:

  • анализа состояния системы, контроля ее основных параметров, количественного определения тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, и причин их появления.
  • определения состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.
Каждая функция  содержит свои методы, принципы, правила, теории. Их описание является, по сути, отдельной темой. Мне представляется более важным для данной темы описать их общее содержание, смысл, показать затраты менеджеров разного уровня на их осуществление.

Планирование6 — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. Планирование как процесс включает:

•   установление целей  и задач (с содержанием этой части  процесса мы познакомились);

•   определение  необходимых ресурсов и их распределение  по целям и задачам;

•   доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Организовывание — задачей  этой функции является формирование структуры организации, а также  обеспечение работы всем необходимым  — персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п. Организовывание включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка, и разработкой стратегии организации.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. В процессе мотивации:

•   устанавливаются  или оцениваются неудовлетворенные  потребности;

•   формулируются  цели, направленные на удовлетворение потребностей;

•   определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.

 

Действия по мотивации  включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. В настоящее время менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:

• разнообразие работы по содержанию;

• рост и расширение профессиональной квалификации работающих;

• удовлетворение от работы и ее результатов;

• повышение ответственности;

• условия для проявления инициативы;

• осуществление самоконтроля.

Контроль7 — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:

•  контроль за выполнением  работ, намеченных планами;

• принятие мер по корректировке  всех значительных отклонений от плана или самого плана.

Главные инструменты  выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. По результатам контроля производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и стандартов. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным.

Информация о работе Управление как искусство