Управление как искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе я ставлю целью определить, в чем заключается искусство управления для руководителя, человека, который руководит (управляет) кем-либо или чем-либо. Руководители выполняют определенные функции, играют определенные роли, многие используют одинаковые методы, принципы, приемы управления, однако, на практике добиваются зачастую различных результатов: одних ждет успех, других – провал. Ознакомившись с рядом специальной литературы, я убедилась, что это совсем не стечение обстоятельств, фортуна.

Работа содержит 1 файл

Милотаева Кр. ЭУ-201 курсовая.!!.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Демократический (коллегиальный) стиль управления базируется на другом понимании человеческой сущности: труд — процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством (теория Y Макгрегора). Руководитель сознательно децентрализует свою управленческую власть, консультируется с подчиненными при выборе решений, передает им имеющуюся информацию, апеллирует к более высокому уровню потребностей человека, не навязывает свою волю, часто делегирует подчиненным свои полномочия. При этом стиле управления задействованы каналы коммуникаций, инициатива всячески стимулируется, что способствует двустороннему обмену мнениями для достижения взаимопонимания. Подчиненные убеждены  что, выполняя требования начальника, они получат вознаграждение, адекватное их усилиям, и заинтересованно воспринимают управляющие решения, в подготовке которых они сами зачастую принимали участие. При демократическом стиле управления основная функция руководителя — координация и ненавязчивый контроль, дисциплина базируется на сознательности работников, а не на страхе перед начальником. В таких коллективах редко возникают конфликты, общность взглядов, позиций и высокий престиж руководителя создают благоприятные условия для принятия решения на основе плюрализма мнений. Однако коллегиальный тип руководства требует много времени на разработку и согласование управленческого решения, таит в себе опасность ослабления контроля, иногда даже приводит к безответственности. Демократизация общества, на которую совсем недавно возлагались большие надежды, оправдала их далеко не полностью.

Либеральный (разрешительный) стиль управления характеризуется минимальным участием руководителя в управлении, и коллектив имеет полную свободу принимать самостоятельные решения по основным направлениям производственной деятельности предприятия (согласовав их, естественно, с руководителем). Такой стиль управления оправдан в том случае, если коллектив выполняет творческую или индивидуальную работу и укомплектован специалистами самой высокой квалификации с оправданно высокими амбициями. Сторонники либерального стиля управления с долей сарказма заявляют: если люди думают, что это они управляют, то ими можно будет управлять. Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива, хотя управлять таким коллективом — задача не из легких. Тактика минимального вмешательства в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Самое опасное испытание для либерального стиля управления — возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных, неординарных личностей. В таких случаях либеральность может превратиться в попустительство, а коллективу грозит опасностью разделиться на враждующие группировки.15

К настоящему времени  было предпринято много попыток дать психологическую характеристику трех стилей управления. Главным результатом их являлось уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержания решений, предлагаемых лидером группе, и способов, приемов осуществления этих решений. В самом общем виде психологический рисунок обозначенных трех стилей выглядит так. (см. Таблица №8)

 

Творчество  в управлении

 

Творческими работниками  раньше было принято называть деятелей литературы и искусства. На самом  деле творит человек любой профессии, если он находит новое решение известной задачи, разрешает проблему или открывает новое направление.

Руководителю для эффективного управления необходимы талант, способности, навыки, интуиция, воображение, наблюдательность.

Важнейшими особенностями  таланта являются сила воображения и интуиция. Интуицию, как способность увидеть целое, минуя детали, как умение быстро решить новую, никогда не бывшую в опыте, задачу относят к важнейшим и до конца не изученным орудиям творчества. Интуиция - это способность чувствовать и понимать суть происходящего непосредственно, без формальных доказательств и количественных обоснований. Роль интуиции особенно велика и ответственна в принятии управленческих решений, если учесть, что они принимаются при дефиците времени, часто недостатке информации и отмене не подлежат. Воображение позволяет человеку на основе жизненного опыта, накопленных знаний и наблюдений мысленно представлять ситуации, поступки, поведение, характеры людей. Интуиция, творческое воображение и фантазия играют огромную роль в управленческой деятельности.

Чтобы быть хорошим преуспевающим  руководителем надо мало много знать  – необходимо творчески их применять, изменять и накапливать в конкретной данной  ситуации и часто при  недостатке времени.

 

 

 

 

 

 

 

Овладение искусством управления

 

Очевидно, что руководитель должен быть профессионалом своего дела, чтобы овладеть искусством управления, добиться успеха. По Л.Питеру:

Профессиональный руководитель = компетентность +  определенные качества.16

Определенные качества – это творческое начало, умение вдохновлять.

Наука и искусство  менеджмента тесно связаны между  собой. Искусство менеджмента опирается на научные знания. Однако наука дает лишь общие положения, подходы, принципы, методы. Одного лишь знания научных положений недостаточно для эффективного управления. Необходимо умение использовать их в конкретной ситуации, учитывая специфические особенности, условия и факторы. А такое умение зависит   от   накопленного    мастерства   и способностей менеджера.

Профессиональный руководитель, владеющий искусством управления  (в некоторой степени владеющий, т.к. полностью овладеть им нельзя: у него нет верхней границы, и понятие «владение искусством управления» относительно), может считаться таковым только при условии, если он знает свое дело, умеет превращать свои знания, навыки и умения в необходимые результаты, владеет определенными методами, постоянно совершенствует, пополняет и обновляет свои знания, навыки и умения.

Для овладения искусством управления существует множество методов. Одни из них более действенны, другие менее. Рассмотреть их все в данной курсовой не представляется возможности, так как существуют разные специальные бизнес-школы, каждая из которых как правило использует свои собственные методы, подходы к обучению, существуют различные тренинги,  консультации и т.д…это помимо множества институтов, университетов, программ по повышению

 

Овладение искусством менеджмента заключается в умении выбрать из образцов наилучший вариант, применить его в других условиях, учитывая их специфику.

Заключение

 

Смысл искусства управления я вижу в способности руководителя, его умении творчески применить  накопленный им опыт, знания, свою интуицию на практике, в конкретной ситуации, правильно выбрать свой стиль, возможности  его изменить при необходимости, а также в его возможности развить в себе качества и умения, необходимые для эффективной деятельности, такие как делегирование полномочий, проведение совещаний и многие другие.

Что относительно сочетания  науки и искусства управления, то здесь разные исследователи, теоретики, специалисты имеют разные точки зрения. Одни считают, что искусство управления стоит выше науки, так как оно было всегда и руководителю необходим врожденный талант, а если его нет, то и развить его нельзя. Другие придерживаются такой точки зрения, что наука управления стоит выше, и искусство управления – лишь ее составляющая. Я же придерживаюсь мнения тех, кто считает, что нельзя ни искусство превозносить над наукой, ни науку над искусством, так как именно в сочетании того и другого можно добиться успеха и профессионализма в своей деятельности, причем не только управленческой.

Также я не могу полностью  согласиться с тем, что без  врожденного таланта, нельзя добиться успеха. Все приходит с развитием  и возможно без таланта труднее добиться творческого мышления, но если заниматься по специальным методам, то это возможно. Главное, нельзя говорить себе, что большего ты добиться не сможешь. Нельзя ставить перед собой какой-то верхней планки, считая, что дальше нее нельзя прыгнуть. Лучше всегда себя возможно даже чуть переоценивать, не зацикливаться на нормах и стандартах, тогда будет проще овладеть таким искусством, как искусство управления, стать профессионалом своего дела. Но нельзя забывать и о том, что знания  теории нужны не в меньшей степени, а на том же уровне.

 

Список литературы

 

 

  1. Смирнова В. Г. Менеджмент как искусство: Учеб. пособие. – М.: Омега-Л, 1993. 237 с.
  2. Комаров Е. Стиль руководителя: концепции и практика: Учеб. пособие. – М.: Зерцало, 2002. 145 с.
  3. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе: Учеб. пособие. – М.:  НОРМА – ИНФРА, 2002. 103 с.
  4. Комаров Е.И. Откуда и как появляются профессиональные руководители: Учеб. пособие. – М.: Персонал, 2002. 201 с.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учеб. пособие. – М.:  Норма, 2001. 394 с.
  6. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: : Учеб. пособие. – М.: Инфа, Москва 2000. 284 с.
  7. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_2_97.htm
  8. http://www.pravo.vuzlib.net/book_z872_page_4.html
  9. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=45948
  10. http://turstroi.net/tour-management/42-osnovnye-funkcii-vnutrifirmennogo-upravlenija.html
  11. http://viktorova-ts.ru/page299/page336/index.html
  12. http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/44.htm
  13. http://www.academy35.ru/answers.php?id=1145
  14. http://www.inventech.ru/lib/management/management-0005/
  15. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=3&index=6&layer=2
  16. http://kurs.ido.tpu.ru/courses/management_of_social_work/%F1lause_2.htm
  17. http://www.psystatus.ru/partner_article.php?id=127

 

Приложение

Таблица 1

Основные понятия науки  управления

 

Понятия

В широком смысле

В узком смысле.

Управление

Вся система классов, отношений и явлений управления в природе и обществе.

Технологическая организация  объекта управления

Менеджмент

Всеобщий принцип социального  управления; власть и искусство управления людьми

Управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей

Администрирование

Административно-государственное  управление; социально-политический менеджмент

Разработка и постановка целей. Определение политики организации

Руководство

Иерархическая система  институтов власти

Непосредственное управление людьми


 

Источник: http://scholar.su/content/upravlenie-kak-vid-sotsialnoi-deyatelnosti?page=0,2

 

Таблица 2

«Генеалогическое древо» искусства управления


Источник: В.И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управления» Норма, Москва 2001 г. стр 25

 

Таблица 3

Источник: http://fictionbook.ru/author/leonid_efimovich_basovskiyi/menedjment/read_online.html?page=3

 

Таблица 4

Принцип

Содержание принципа

Цель 

Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

Правовая защищенность управленческого решения

Необходимость знания руководителем  действующего законодательства и принятия управленческих решений только с  учетом соответствия этих решений действующим  правовым актам.

Делегирование полномочий

Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Соответствие 

Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

Первый руководитель

При выполнении важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.

Одноразовый ввод информации

Один раз введенная  в память компьютера информация может  неоднократно использоваться для решения  целого комплекса информационно связанных задач.

Автоматическое замещение  отсутствующего

Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих  служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Оптимизация управления

Оптимизация управления повышает эффективность управляемой  системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для  стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так  далее.

Повышение квалификации

Обязательное повышение  квалификации всех сотрудников, занятых  в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Честность

Честное отношение и  доверие к людям.

Иерархичность и обратная связь

Создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья  управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

Сочетание прав, обязанностей, ответственности

Каждый подчиненный  должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

«монтера Мечникова»

Любое управленческое решение  должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и  финансовые документы) и материально

Научная обоснованность управления

Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов.

Информация о работе Управление как искусство