Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:43, контрольная работа
Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдолгими кредитами и т.п.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления инвестиционными рисками предприятия. 5
1.1 Понятие инвестиционного риска, основные черты управления инвестиционным риском 5
Глава 2. Оценка инвестиционных рисков. 12
2.1 Анализ рисков инвестиционного проекта 12
Заключение 27
Список литературы 28
Если
наибольшим оказался коэффициент, характеризующий
влияние средневзвешенной ставки дисконта
проекта, тогда целесообразно
Если
наибольшим оказался коэффициент, характеризующий
влияние величины денежного потока,
то приоритетное значение имеют методы
локализации рисков. Выделив экономически
наиболее опасные участки инвестиционной
деятельности предприятия, которые
существенно снижают его
Если
наибольшим оказался коэффициент, характеризующий
влияние периода окупаемости
инвестиционных вложений, тогда при
управлении инвестиционными рисками
целесообразно использовать методы
их диссипации. Последние представляют
собой более гибкие инструменты
управления рисками во времени и
в пространстве. К основным методам
диссипации инвестиционных рисков относятся:
распределение рисков во времени, распределение
ответственности между
Если наибольшим оказался коэффициент, характеризующий влияние рентабельности инвестиционного капитала (или его доходности), в этом случае при управлении инвестиционными рисками приоритетное значение приобретают методы его компенсации. К наиболее эффективным методам этого типа относятся: стратегическое управление инвестиционной деятельности, мониторинг ее внешних и внутренних факторов, создание системы резервов, целенаправленный маркетинг.
Таким
образом, инвестиционные риски представляют
собой динамическое явление, меняющее
свои количественные характеристики в
процессе развития предприятия. Необходимо
отметить, что инструментарий управления
инвестиционными рисками при
принятии инвестиционных решений, используемый
на практике, имеет ряд недостатков,
связанных с двумя крайностями.
Количественные методы обоснования
решений с учетом рисков, основанные
на математическом аппарате, упрощают
экономический смысл
Наиболее
распространенной ошибкой предприятий,
планирующих реализацию инвестиционных
проектов, является недостаточная проработка
рисков, которые могут повлиять на
доходность проектов. Поскольку такие
ошибки могут привести к неверным
инвестиционным решениям и значительным
убыткам, очень важно своевременно
выявить и оценить все
«Под
проектными рисками понимается, как
правило, предполагаемое ухудшение
итоговых показателей эффективности
проекта, возникающее под влиянием
неопределенности. В количественном
выражении риск обычно определяется
как изменение численных
На данный момент единой классификации проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а также общеэкономические риски.
Далее
будут рассмотрены риски
Рассмотрим основные типы проектных рисков:
«Маркетинговый
риск - это риск потери прибыли в
результате снижения объема реализации
или цены товара. Этот риск является
одним из наиболее значимых для большинства
инвестиционных проектов. Причиной его
возникновения может быть неприятие
нового продукта рынком или слишком
оптимистическая оценка будущего объема
продаж. Ошибки в планировании маркетинговой
стратегии возникают главным
образом из-за недостаточного изучения
потребностей рынка: неправильного
позиционирования товара, неверной оценки
конкурентоспособности рынка
Так, в нашем примере 30% цепочек планируется продавать самостоятельно, а 70% - через дилеров. Если же структура сбыта окажется иной, например 20% - через магазины и 80% - через дилеров, для которых устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально запланированную прибыль и, как следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым отделом.
На
темпы роста продаж могут оказывать
влияние и внешние факторы. Например,
часть собственных магазинов
компании в рассматриваемом случае
открывается в новых торговых
центрах, соответственно объем продаж
в них будет зависеть от степени
«раскрутки» этих центров. Поэтому
для снижения риска в договоре
аренды необходимо установить качественные
параметры. Так, ставка арендной платы
может зависеть от выполнения торговым
центром графика запуска
Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта - причины возникновения таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца зимнего пика продаж, то понесет большие убытки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.
«Для более точной оценки срока и бюджета проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной и впоследствии была использована для оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик».
Смысл этого метода в том, что при подготовке проекта задаются три оценки срока реализации (стоимости проекта) - оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы:
Ожидаемый срок (стоимость) = (Оптимистический срок (стоимость) + 4 х Наиболее вероятный срок (стоимость) + Пессимистический срок (стоимость)): 6
Коэффициенты 4 и 6 получены эмпирическим путем на основе статистических данных большого количества проектов. Результат расчета используется в дальнейшем как основа для получения остальных показателей проекта.
Если
работы выполняют внешние подрядчики,
то в качестве способа минимизации
данных рисков можно оговорить в
контракте особые условия. Так, в
нашем примере при подготовке
проекта запланированы работы по
строительству помещения и
При
реализации проекта только собственными
силами минимизировать риски значительно
сложнее, при этом объем убытков
может возрасти. В нашем примере
при установке оборудования своими
силами в случае задержки на один месяц
потери прибыли составят также 30 тыс.
долл. США. Однако следует учесть дополнительные
затраты на труд работников в течение
этого месяца. Пусть в нашем
примере такие затраты
«К общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции. К таким рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков».
В нашем примере наиболее значимым является валютный риск. При расчете проекта все денежные потоки нередко приводятся в стабильной валюте, например в долларах США. Однако для более точного учета валютного риска денежные потоки следует рассчитывать в той валюте, в которой осуществляется платеж. Иначе можно получить заниженную оценку валютного риска, поскольку не будет учтено колебание курсов. Это особенно актуально в нашем случае, когда все капвложения по ремонту здания и приобретению оборудования осуществляются в валюте, а поступления средств от продажи изделий - в рублях.
Процедуру оценки и анализа проектных рисков можно представить в виде схемы (см. рис. 2.1).
Оценка рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Если по итогам оценки проект принимается к исполнению, то перед предприятием встает задача управления выявленными рисками. По результатам реализации проекта накапливается статистика, которая позволяет в дальнейшем более точно определять риски и работать с ними. Если же неопределенность проекта чересчур высока, то он может быть отправлен на доработку, после чего снова производится оценка рисков.
Рис. 2.1 - Процедура оценки и управления рисками
Порядок
управления проектными рисками, а также
сбора и использования
Рассмотрим качественную и количественную оценку проектных рисков более подробно.
Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты - список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Эти карты можно разработать как самостоятельно, так и с помощью консультантов (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2 - Пример логической карты рисков для вывода на рынок нового продукта
В результате будет сформирован перечень рисков, которым подвержен проект. Далее их необходимо проранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.
В
нашем примере аналитики
Количественный анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом наиболее значимые рисковые факторы могут повлиять на показатели эффективности инвестиционного проекта. Существует несколько основных методик проведения подобного анализа: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Рассмотрим каждый из них подробнее.