Управление инвистиционными рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Любое предприятие несет риски, связанные с его производственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенно увеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдолгими кредитами и т.п.

Содержание

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления инвестиционными рисками предприятия. 5
1.1 Понятие инвестиционного риска, основные черты управления инвестиционным риском 5
Глава 2. Оценка инвестиционных рисков. 12
2.1 Анализ рисков инвестиционного проекта 12
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Управление инвестиционными рисками.docx

— 82.67 Кб (Скачать)

Если  наибольшим оказался коэффициент, характеризующий  влияние средневзвешенной ставки дисконта проекта, тогда целесообразно придерживаться методов уклонения от рисков, которые  позволят выбрать инвестору «безрисковую» тактику, или иными словами, действовать наверняка, не рискуя. В этом случае, к основным методам управления инвестиционными рисками относятся:

  1. отказ от ненадежных партнеров (договора заключаются только с подтвердившими надежность контрагентами);
  2. отказ от рискованных (инновационных) проектов;
  3. страхование инвестиционных рисков (хозяйственных рисков);
  4. поиск «гарантов» (субъектами «гаранта» могут быть крупные компании, банки, фонды, и органы государственного управления и т.п.).

Если  наибольшим оказался коэффициент, характеризующий  влияние величины денежного потока, то приоритетное значение имеют методы локализации рисков. Выделив экономически наиболее опасные участки инвестиционной деятельности предприятия, которые  существенно снижают его денежный поток, повышают степень контролируемости данного участка и таким образом  снижают в целом уровень инвестиционных рисков. К методам локализации  рисков относятся: создание венчурных  предприятий, выделение в отдельные  структурные подразделения выполнение рискованных проектов.

Если  наибольшим оказался коэффициент, характеризующий  влияние периода окупаемости  инвестиционных вложений, тогда при  управлении инвестиционными рисками  целесообразно использовать методы их диссипации. Последние представляют собой более гибкие инструменты  управления рисками во времени и  в пространстве. К основным методам  диссипации инвестиционных рисков относятся: распределение рисков во времени, распределение  ответственности между участниками  инвестиционного производства, диверсификация инвестиционных вложений и контрагентов инвестиционной деятельности.

Если  наибольшим оказался коэффициент, характеризующий  влияние рентабельности инвестиционного  капитала (или его доходности), в  этом случае при управлении инвестиционными  рисками приоритетное значение приобретают  методы его компенсации. К наиболее эффективным методам этого типа относятся: стратегическое управление инвестиционной деятельности, мониторинг ее внешних и внутренних факторов, создание системы резервов, целенаправленный маркетинг.

Таким образом, инвестиционные риски представляют собой динамическое явление, меняющее свои количественные характеристики в  процессе развития предприятия. Необходимо отметить, что инструментарий управления инвестиционными рисками при  принятии инвестиционных решений, используемый на практике, имеет ряд недостатков, связанных с двумя крайностями. Количественные методы обоснования  решений с учетом рисков, основанные на математическом аппарате, упрощают экономический смысл хозяйственных  процессов. Экспертные оценки, учитывающие  экономический аспект, обуславливают  достаточно высокую степень субъективности решения.

 

Глава 2. Оценка инвестиционных рисков.

2.1 Анализ рисков  инвестиционного проекта

 

Наиболее  распространенной ошибкой предприятий, планирующих реализацию инвестиционных проектов, является недостаточная проработка рисков, которые могут повлиять на доходность проектов. Поскольку такие  ошибки могут привести к неверным инвестиционным решениям и значительным убыткам, очень важно своевременно выявить и оценить все проектные  риски.

«Под  проектными рисками понимается, как  правило, предполагаемое ухудшение  итоговых показателей эффективности  проекта, возникающее под влиянием неопределенности. В количественном выражении риск обычно определяется как изменение численных показателей  проекта: чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR) и срока окупаемости (PB)» [15;54].

На  данный момент единой классификации  проектных рисков предприятия не существует. Однако можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: маркетинговый  риск, риск несоблюдения графика проекта, риск превышения бюджета проекта, а  также общеэкономические риски.

Далее будут рассмотрены риски проекта  на примере ювелирного завода, который  решил вывести на рынок новый  продукт - золотые цепочки. Для производства продукта приобретается импортное  оборудование. Оно будет установлено  в помещениях предприятия, которые  планируется построить. Цена на основное сырье - золото - определяется в долларах США по итогам торгов на Лондонской бирже металлов. Планируемый объем  реализации - 15 кг в месяц. Продукцию  предполагается продавать как через  собственные магазины (30%), часть  которых расположена в крупных  торговых центрах, так и через  дилеров (70%). Реализация имеет ярко выраженную сезонность с всплеском  в декабре и снижением продаж в апреле-мае. Запуск оборудования должен состояться перед зимним пиком продаж. Срок реализации проекта - пять лет. В  качестве основного показателя эффективности проекта менеджеры рассматривают чистую приведенную стоимость (NPV). Расчетная плановая NPV равна 1765 тыс. долл. США.

Рассмотрим  основные типы проектных рисков:

«Маркетинговый  риск - это риск потери прибыли в  результате снижения объема реализации или цены товара. Этот риск является одним из наиболее значимых для большинства  инвестиционных проектов. Причиной его  возникновения может быть неприятие  нового продукта рынком или слишком  оптимистическая оценка будущего объема продаж. Ошибки в планировании маркетинговой  стратегии возникают главным  образом из-за недостаточного изучения потребностей рынка: неправильного  позиционирования товара, неверной оценки конкурентоспособности рынка или  неправильного ценообразования» .

Так, в нашем примере 30% цепочек планируется  продавать самостоятельно, а 70% - через  дилеров. Если же структура сбыта  окажется иной, например 20% - через магазины и 80% - через дилеров, для которых  устанавливаются более низкие цены, то компания недополучит первоначально  запланированную прибыль и, как  следствие, ухудшатся показатели проекта. Избежать подобной ситуации можно в  первую очередь за счет всесторонней оценки рыночной среды маркетинговым  отделом.

На  темпы роста продаж могут оказывать  влияние и внешние факторы. Например, часть собственных магазинов  компании в рассматриваемом случае открывается в новых торговых центрах, соответственно объем продаж в них будет зависеть от степени  «раскрутки» этих центров. Поэтому  для снижения риска в договоре аренды необходимо установить качественные параметры. Так, ставка арендной платы  может зависеть от выполнения торговым центром графика запуска торговых площадей, обеспечения транспортировки  покупателей к месту продаж, своевременного строительства автостоянок, запуска  развлекательных центров и т. п.

Риски несоблюдения графика и превышения бюджета проекта - причины возникновения  таких рисков могут быть объективными (например, изменение таможенного  законодательства в момент растаможивания оборудования и, как следствие, задержка груза) и субъективными (например, недостаточная проработка и несогласованность работ по реализации проекта). Риск несоблюдения графика проекта приводит к увеличению срока его окупаемости как напрямую, так и за счет недополученной выручки. В нашем случае этот риск будет велик: если компания не успеет начать реализацию нового товара до конца зимнего пика продаж, то понесет большие убытки. Аналогичным образом на общие показатели эффективности проекта влияет и риск превышения бюджета.

«Для  более точной оценки срока и бюджета  проекта существуют особые методики, в частности метод PERT-анализа (Program Evaluation and Review Technique), разработанный в 60-е годы XX века ВМФ США и NASA для оценки сроков строительства баллистической ракеты Polaris. Методика оказалась эффективной и впоследствии была использована для оценки не только сроков, но и ресурсов проекта. В настоящее время PERT-анализ является одной из самых популярных и простых методик».

Смысл этого метода в том, что при  подготовке проекта задаются три  оценки срока реализации (стоимости  проекта) - оптимистическая, пессимистическая и наиболее вероятная. После этого  ожидаемые значения рассчитываются с использованием следующей формулы:

 

Ожидаемый срок (стоимость) = (Оптимистический  срок (стоимость) + 4 х Наиболее вероятный срок (стоимость) + Пессимистический срок (стоимость)): 6

 

Коэффициенты 4 и 6 получены эмпирическим путем на основе статистических данных большого количества проектов. Результат  расчета используется в дальнейшем как основа для получения остальных  показателей проекта.

Если  работы выполняют внешние подрядчики, то в качестве способа минимизации  данных рисков можно оговорить в  контракте особые условия. Так, в  нашем примере при подготовке проекта запланированы работы по строительству помещения и установке  оборудования, выполняемые внешним  контрагентом. Длительность этих работ  должна составить три месяца, стоимость - 500 тыс. долл. США. После завершения работ компания планирует получать дополнительную выручку от производства цепочек в размере 120 тыс. долл. США  в месяц при рентабельности 25%. Если по вине поставщика длительность ремонта и установки возрастает, скажем, на один месяц, то компания недополучит  прибыль в размере 30 тыс. долл. США (1 х 120 х 25%). Чтобы этого избежать, в договоре определены санкции в размере 6% от стоимости контракта за один месяц задержки по вине подрядчика, то есть 30 тыс. долл. США (500 тыс. х 6%). Таким образом, размер санкций равен возможному убытку.

При реализации проекта только собственными силами минимизировать риски значительно  сложнее, при этом объем убытков  может возрасти. В нашем примере  при установке оборудования своими силами в случае задержки на один месяц  потери прибыли составят также 30 тыс. долл. США. Однако следует учесть дополнительные затраты на труд работников в течение  этого месяца. Пусть в нашем  примере такие затраты составляют 7 тыс. долл. США. Таким образом, совокупные потери компании будут равны 37 тыс. долл. США, а срок окупаемости проекта  возрастет на 1,23 месяца (1 мес. + 7 тыс. долл. США : (120 тыс. долл. США х 25%)). Поэтому в данном случае необходимы более точная оценка длительности и стоимости работ, а также эффективное управление процессом реализации проекта и его постоянный мониторинг.

«К  общеэкономическим относят риски, связанные с внешними по отношению к предприятию факторами, например риски изменения курсов валют и процентных ставок, усиления или ослабления инфляции. К таким рискам можно также отнести риск увеличения конкуренции в отрасли из-за общего развития экономики в стране и риск выхода на рынок новых игроков».

В нашем примере наиболее значимым является валютный риск. При расчете  проекта все денежные потоки нередко  приводятся в стабильной валюте, например в долларах США. Однако для более  точного учета валютного риска  денежные потоки следует рассчитывать в той валюте, в которой осуществляется платеж. Иначе можно получить заниженную оценку валютного риска, поскольку  не будет учтено колебание курсов. Это особенно актуально в нашем  случае, когда все капвложения  по ремонту здания и приобретению оборудования осуществляются в валюте, а поступления средств от продажи  изделий - в рублях.

Процедуру оценки и анализа проектных рисков можно представить в виде схемы (см. рис. 2.1).

Оценка  рисков производится в процессе планирования проекта и включает качественный и количественный анализ. Если по итогам оценки проект принимается к исполнению, то перед предприятием встает задача управления выявленными рисками. По результатам реализации проекта  накапливается статистика, которая  позволяет в дальнейшем более  точно определять риски и работать с ними. Если же неопределенность проекта  чересчур высока, то он может быть отправлен  на доработку, после чего снова производится оценка рисков.

 

Рис. 2.1 - Процедура оценки и управления рисками

 

Порядок управления проектными рисками, а также  сбора и использования статистической информации в конкретной ситуации зависит  от специфики компании и реализуемого проекта и не рассматривается  в данном примере.

Рассмотрим  качественную и количественную оценку проектных рисков более подробно.

Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для  описания удобно использовать специально разработанные логические карты - список вопросов, помогающих выявить существующие риски. Эти карты можно разработать  как самостоятельно, так и с  помощью консультантов (см. рис. 2.2).

 

Рис. 2.2 - Пример логической карты  рисков для вывода на рынок нового продукта

 

В результате будет сформирован перечень рисков, которым подвержен проект. Далее их необходимо проранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.

В нашем примере аналитики выделили следующие основные риски: невыполнение плановых объемов продаж как за счет их меньшего физического объема, так и за счет более низкой цены, а также снижение нормы прибыли из-за роста цен на сырье.

Количественный  анализ рисков необходим для того, чтобы оценить, каким образом  наиболее значимые рисковые факторы  могут повлиять на показатели эффективности инвестиционного проекта. Существует несколько основных методик проведения подобного анализа: анализ влияния отдельных факторов (анализ чувствительности), анализ влияния комплекса факторов (сценарный анализ) и имитационное моделирование (метод Монте-Карло). Рассмотрим каждый из них подробнее.

Информация о работе Управление инвистиционными рисками