Управление инновациями на уровне компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть понятия «инновация», «инновационный процесс»; показать каким способом осуществляется управление инновациями.
В связи с целью можно поставить следующие задачи:
1. Дать определение инновации и инновационному процессу.
2. Описать методы оценки инновационного процесса.
3. Показать результаты инновационной деятельности.
4. Раскрыть суть инновационного менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ИННОВАЦИИ……………………………………………………….6
1.1 Понятие инновации …………………………………………………………..6
1.2 Инновационный процесс …………………………………………………….7
1.3 Классификация инноваций ………………………………………………….9
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ……………..…11
2.1 Общая экономическая эффективность инновации…………………….….11
2.2 Методы оценки инновационных проектов………………………………...11
2.3 Характеристика результатов инновационной деятельности……………..16
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ……………………………20
3.1 Что такое инновационный менеджмент……………………………….….20
3.2 Как организовать инновационный менеджмент…………………………23
3.3 Программа управления инновациями……………….………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсов. инновациоонный менеджмент.docx

— 60.30 Кб (Скачать)

      Товарный  знак выполняет следующие функции:

  • служит ориентиром при выборе товара;
  • указывает на наличие соответствующего качества товара;
  • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
  • показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
  • рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
  • позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

      Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и  иного характера. Использование  «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

        «Ноу-хау» могут быть незапатентованные  технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

      Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

      Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

      Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

      Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава III. управление инновациями 
 

     3.1 Что такое инновационный менеджмент 

     Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

     Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

     Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

   Управление  инновациями — сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

  1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

     Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

     Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

     Инновационный менеджмент можно рассматривать  как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

     Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

     Объектом  управления являются инновации, инновационный  процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

     Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

     Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций менеджмента  инноваций:

  1. функции субъекта управления;
  2. функции объекта управления.

Функции субъекта управления.

  • Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
  • Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
  • Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
  • Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
  • Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
  • Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
  • Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта управления относятся:

  • рисковое вложение капитала;
  • организация инновационного процесса;
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

   Функция рискового вложения капитала проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

3.2 Как организовать инновационный менеджмент

 

   Процесс организации инновационного менеджмента  на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:

  • Определение цели управления инновацией.
  • Выбор стратегии менеджмента инновации.
  • Определение приемов управления инновацией.
  • Разработка программы управления инновацией.
  • Организация работ по выполнению программы.
  • Контроль за выполнением намеченной программы.
  • Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.
  • Корректировка приемов менеджмента инновации.
  • Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.
  • В первую очередь, Вам необходимо определить цель управления данным новым продуктом или операцией. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.
  • Следующим важным этапом организации инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит результативность и эффективность инноваций.
  • Подходы к приемам по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и могут быть самыми разными. Более подробно практические приемы инновационного менеджмента описаны в следующем разделе.
  • Важными этапами организации инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.
  • Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, то есть определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.
  • Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.
  • Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией. При анализе прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта цель, нельзя ли методы менеджмента инноваций использовать более эффективно.

   Заключительным  этапом организации инновационного менеджмента является возможная  корректировка приемов управления инновацией. 
 
 

    1. Программа управления инновациями
 

   По большому счету программа — это Ваш план действий в области управления инновациями. В этом плане необходимо предусмотреть что, когда, кто и за счет каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому разработка программы обычно представляет собой достаточно трудоемкий процесс, для осуществления которого Вам необходимо:

  • определить цели и задачи;
  • проработать различные варианты их решения;
  • выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации;
  • создать механизм реализации комплексной программы, т.е. назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и т.п.

   Прообразом  программы может являться сетевой  график, который составляется для  выполнения разработанной программы  и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.

   Сетевой график — это так называемая модель достижения поставленной цели. Причем эта модель динамично приспособлена для анализа различных вариантов достижения цели, внесения каких-либо изменений, оптимизации процессов и т.п.

   Метод сетевого планирования — это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.

   Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволит Вам:

  • наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график);
  • обеспечить четкую координацию операций различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций;
  • эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.

Применяя  метод сетевого планирования для  управления инновациями, Вы сможете:

Информация о работе Управление инновациями на уровне компании