Управление инновациями на уровне компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть понятия «инновация», «инновационный процесс»; показать каким способом осуществляется управление инновациями.
В связи с целью можно поставить следующие задачи:
1. Дать определение инновации и инновационному процессу.
2. Описать методы оценки инновационного процесса.
3. Показать результаты инновационной деятельности.
4. Раскрыть суть инновационного менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ИННОВАЦИИ……………………………………………………….6
1.1 Понятие инновации …………………………………………………………..6
1.2 Инновационный процесс …………………………………………………….7
1.3 Классификация инноваций ………………………………………………….9
ГЛАВА II. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ……………..…11
2.1 Общая экономическая эффективность инновации…………………….….11
2.2 Методы оценки инновационных проектов………………………………...11
2.3 Характеристика результатов инновационной деятельности……………..16
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ……………………………20
3.1 Что такое инновационный менеджмент……………………………….….20
3.2 Как организовать инновационный менеджмент…………………………23
3.3 Программа управления инновациями……………….………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсов. инновациоонный менеджмент.docx

— 60.30 Кб (Скачать)
    •    новые для отрасли в мире;
    • новые для отрасли в стране;
    • новые для данного предприятия (группы предприятий).

     3. По месту в системе (на предприятии,  в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

     4. В зависимости от глубины вносимых  изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     5. В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

 

      

     ГЛАВА II. ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 
 

     2.1 Общая экономическая эффективность инноваций 

     Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством  экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ №7-12/47 от 31 марта 1994 г.) установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта4 (рис.1).

  1. Коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.
  2. Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов.
  3. Народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
 

     2.2 Методы оценки инновационных проектов 

     Существует  несколько методов оценки инвестиционных проектов. Все они основаны на оценке и сравнении объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений, обусловленных инвестициями.

 

       

     

     

     

     

     

       

     

       

     Рис. 1: Методы оценки инвестиционных проектов5 

     1. Срок окупаемости инвестиций6.

     Одним из самых простых и широко распространенных методов оценки является метод определения  срока окупаемости инвестиций. Срок окупаемости определяется подсчетом  числа лет, в течение которых  инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений).

       При равномерном распределении  денежных поступлений по годам:

     

         Срок окупаемости (n) =

 

     Если  денежные доходы (прибыль) поступают  по годам неравномерно, то срок окупаемости  равен периоду времени (числу  лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций.

     Метод расчета срока окупаемости наиболее прост с точки зрения применяемых  расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными  сроками окупаемости. Однако он имеет  ряд существенных недостатков.

     Во-первых, он не делает различия между проектами  с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам.

     Этот  метод, во-вторых, не учитывает доходов  последних периодов, т.е. периодов времени  после погашения суммы инвестиций.

     2. Коэффициент эффективности инвестиций7.

     Другим  достаточно простым методом оценки инвестиционных проектов является метод  расчета коэффициента эффективности  инвестиций (бухгалтерской рентабельности инвестиций).

      Коэффициент эффективности инвестиций рассчитывается путем деления среднегодовой  прибыли на среднюю величину инвестиций. В расчет принимается среднегодовая  чистая прибыль (балансовая прибыль  за вычетом отчислений в бюджет). Средняя величина инвестиций выводится  делением исходной величины инвестиций на два. Если по истечении срока анализируемого проекта предполагается наличие  остаточной стоимости (срок проекта  меньше срока амортизации оборудования, т.е. не вся стоимость оборудования списана в течение срока проекта), то она должна быть исключена:

      

             = 

     Полученный  коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом  эффективности всего капитала предприятия, который можно рассчитать на основе данных баланса по формуле:

     

              =  

     3. Дисконтирование денежных потоков8.

     В определенной степени недостатки двух первых методов уменьшают методы, основанные на принципах дисконтирования  денежных потоков. В мировой практике существует несколько подобных методов, однако их суть сводится к сопоставлению  величины инвестиций с общей суммой приведенных (дисконтированных) будущих  поступлений.

     Инвестиции I в течение ряда лет n приносят определенный годовой доход, соответственно Р1, Р2..., Pn. Но, как известно, одна и та же денежная сумма имеет разную ценность в  будущем и настоящем - на финансовых рынках любые деньги, как правило, завтра дешевле, чем сегодня. Доходы, разнесенные по разным периодам времени, необходимо упорядочить, привести к  единой сегодняшней временной оценке, поскольку величина инвестиций также  имеет сегодняшнюю оценку. Предприятию  целесообразно сравнить величину инвестиций не просто с будущими доходами, а  с накопленной величиной дисконтированных, приведенных к оценке сегодняшнего дня, будущих доходов.

     4. Чистая текущая стоимость8.

     Накопленную величину дисконтированных доходов  следует сравнивать с величиной  инвестиций.

      Общая накопленная  величина дисконтированных доходов  за n лет будет равна сумме соответствующих  дисконтированных платежей:

          n

      P' = å

         k=1

     Разность  между общей накопленной величиной  дисконтированных доходов и первоначальными  инвестициями составляет чистую текущую  стоимость (чистый приведенный эффект): 

     

       

     Достаточно  очевидно, что если чистая текущая  стоимость положительна (величина больше 0), то инвестиционный проект следует  принять, если отрицательна, проект следует  отвергнуть. В том случае, если чистая текущая стоимость равна нулю, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, необходимо использование  других методов сравнения. При сравнении  нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому проекту, который характеризуется  высокой чистой текущей стоимостью.

     6. Рентабельность инвестиций9.

     Применение  метода чистой текущей стоимости, несмотря на действительные трудности его  расчета, является более предпочтительным, нежели применение метода оценки срока  окупаемости и эффективности  инвестиций, поскольку учитывает  временные составляющие денежных потоков. Применение этого метода позволяет  рассчитывать и сравнивать не только абсолютные показатели (чистую текущую  стоимость), но и относительные показатели, к которым относится рентабельность инвестиций:

     

         

       Рентабельность инвестиций =  

     Очевидно, что если рентабельность больше единицы, то проект следует принять, если меньше единицы - отвергнуть.

     Рентабельность  инвестиций как относительный показатель чрезвычайно удобна при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих  примерно одинаковые значения чистой текущей стоимости инвестиций, либо при комплектовании портфеля инвестиций, т. е. выборе нескольких различных вариантов  одновременного инвестирования денежных средств, дающих максимальную чистую текущую  стоимость.

     Также существуют и другие методы оценки инвестиционных проектов.

    • Метод перечня критериев.
    • Балльный метод.
    • Прочие методы.

      2.3 Характеристика результатов инновационной деятельности

 

     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

      Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).

      Создатели новшеств приобретают на них авторские  и смежные с ними права. Возникает  такое юридическое понятие, как  интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).

      Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение:

      «Товарный знак и знак обслуживания (далее  — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

      Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются  и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

      Однородная  продукция может выпускаться  разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

Информация о работе Управление инновациями на уровне компании