Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:56, реферат
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент-это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей.
Введение
1. Фирма. Классификация фирм
2. Стратегия развития фирмы
3. Теория управления фирмой – менеджмент
4. Структура менеджмента
Заключение
Литература
Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов фирмы.
Риск можно измерить.
Различают статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы измерения риска.
При статистическом методе изучают статистику потерь, которые имелись в данном виде предпринимательства в прошлом, высчитывают, как часто появлялись потери, и по этим данным прогнозируют вероятность риска. Этот метод предполагает наличие большого количества данных.
Экспертный метод предлагает изучение и обработку мнений специалистов и опытных бизнесменов.
Расчетно-аналитические методы оценки риска базируются на математических приемах.
В большинстве фирм имеется менеджер по риску. Он занимается определением степени риска деятельности фирмы, оценивает его последствия и выбирает вид страхования и самострахования.
Самострахование
предлагает образование специального
резервного фонда.
3.Теория
управления фирмой –
менеджмент
В рыночной экономике основной формой управления фирмой является менеджмент.
МЕНЕДЖМЕНТ (англ. managment – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.
Менеджмент следует рассматривать как сложную систему управления экономическими, социальными, производственными и информационными процессами на предприятии. Понятие менеджмента неразрывно связано с осознанием управления как сферы деятельности, требующей не только опыта, но и специальных знаний и умений.
Законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Во все века люди прекрасно понимали практическую выгоду разумного хозяйствования, но до ХХ в. немногие мыслители задумывались о методах и средствах управления. До начала ХХ века целостной теории управления не существовало. Однако бурное развитие новых технологий, невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а нацеленная на решение определенных проблем, на разработку практических рекомендаций.
Его
возникновение связано с
МЕНЕДЖЕРЫ
– это наёмные работники, которые
за плату занимаются организацией деятельности
фирмы в целях получения
Работу менеджера следует оценивать по двум критериям: результативность и эффективность. Результативность – это достижение результата с минимальными затратами. Т.е. результативный менеджер за счет более высокой производительности получает больший объем продукции при меньших затратах. Но этого еще недостаточно для положительной оценки работы менеджера. Главное – правильно определить цели, на которых необходимо сконцентрировать все усилия, направить деятельность предприятия. Можно работать производительно, о неэффективно, т.е., например, выпускать товары, не пользующиеся спросом, результативный менеджер делает вещи правильно, а эффективный делает правильные вещи.
Становление менеджмента относится к началу XX века. Его основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А.Файоль.
Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства. Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели, выбор средств, контроль результатов. По мнению А.Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.
Менеджмент
как наука – это накопленный
и обобщенный опыт успеха и неудач
руководства фирмами. В отличие
от других областей в менеджменте
не существует готового рецепта успеха.
Каждый удачный пример преуспевающей
фирмы не может быть точно скопирован.
Можно лишь вывести общие закономерности
и причины успехов и неудач. В менеджменте
есть типовые ситуации, различные стратегии
ведения борьбы, свои практические приемы.
Но в зависимости от действия партнера
(конкурентов, окружения) каждый раз предприниматель
попадает в новую ситуацию и вынужден
применять весь накопленный опыт, умение
просчитывать варианты и оценивать ситуацию,
а также свою интуицию и талант, чтобы
победить соперника. Не случайно утверждают,
что в менеджменте талант и интуиция играют
не меньшую роль, чем знания и опыт.
В современном
менеджменте выделяют четыре функции:
1. Планирование предлагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.
Как показала практика, применение планирования создаст следующие важные преимущества:
Основным элементом планирования служит бизнес-план.
Бизнес план – это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций.
Цель
составления бизнес-плана –
Тщательное
обоснование бизнес-плана
Он содержит следующие разделы:
В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы уделяют неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.
Развитые
фирмы больше заботятся о продуктовой
и производственной стратегии. Бизнес-план
снабжается кратким рефератом, предназначенным
для широкого круга лиц, поэтому не
имеющим детализаций, в которых может
содержаться коммерческая тайна.
2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.
Термин
«организация» имеет двоякий смысл. Организация
как функция управления обеспечивает
упорядочение технической, экономической,
социально-психологической и правовой
сторон деятельности управляемой системы
на всех иерархических уровнях. В то же
время другое значение этого слова – коллектив,
усилия которого направленные на достижение
конкретных, общих для всех членов этого
коллектива целей. Но любая организация
должна располагать такими важными ресурсами,
как капитал, информация, материалы, оборудование
и технология. Успех ее функционирования
зависит от сложных, переменных факторов
внешней среды: экономических условий,
применяемых техники и технологии, конкурирующих
организаций, связи с потребителями, действующей
системы маркетинга, правительственных
и правовых актов и т.д.
3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
Мотивация
– процесс стимулирования деятельности
человека или коллектива, направленный
на достижение индивидуальных или общих
целей организации. Теория и практика
мотивации весьма непросты, так как истинные
побуждения, которые заставляют человека
отдавать работе максимум усилий, весьма
неопределенны и сложны. Эффективная работа
предприятия зависит от того, насколько
надежно и добросовестно каждый сотрудник
исполняет свои обязанности, прилагает
дополнительные усилия, проявляет инициативу.
Все это возможно при создании здорового
психологического климата в организации,
когда люди довольны своей работой, сознают
важность поставленных целей.
4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.
Достижение предприятием своих целей обеспечивается системой контроля. Контроль позволяет предпринимателю выявить существующие проблемы и скорректировать деятельность предприятия до того, как проблемы спровоцируют кризис. Контроль позволяет определить, насколько предприятие продвигается к осуществлению намечаемых целей, что способствует этому в наибольшей степени, что, напротив, мешает. Контроль, наконец, обеспечивает надлежащее выполнение задач, поставленных перед всеми элементами организационной структуры предприятия
Современная теория управления выработала четкие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работников, фактором мотивации их рудовой деятельности. И, наконец, контроль должен быть экономически целесообразным.
Контроль делает планирование реальным и завершенным процессом
Предприятие должно быть управляемо. Управление же может. эффективно осуществляться при наличии на предприятии особых работников и структурных подразделений, занимающихся управлением.
Система управления предприятием зависит, прежде всего, от его типа и его устава. Характер предприятий, юридической организации определяет высшие полномочные органы управления предприятием, его директорат, а также права и обязанности управляющих органов и лиц, в них действующих. Реальное руководство предприятием должно соответствовать его типу как хозяйствующего юридического лица.
По масштабам, пределам полномочий и ответственности, степени детализации можно выделить: генеральный менеджмент и менеджмент на уровне отдела (подразделения).
Под генеральным менеджментом понимаются все менеджеры (управляющие), независимо от того, являются они директорами или нет, которые отвечают за постановку задач и формирование политики, за вопросы, связанные с планированием и организацией, контролем и управлением компанией. Характер функций генерального менеджмента меняется с изменением размера компании, степени сложности решаемых ею задач. Внешняя среда также оказывает соответствующее влияние. Выполняемая им роль в целом одинакова для большинства компаний и фирм.
Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают: