Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:16, курсовая работа
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
3.4 Система контроля за движением и своевременным взысканием дебиторской задолженности
Контроль за движением дебиторской
задолженности - существенный элемент
системы бухгалтерского и управленческого
учета. Специфический характер задач контролирования
дебиторской задолженности находит
соответствующее отражение в организационном
устройстве. В организациях, внедривших
системы контроллинга, соответствующие
службы рассматриваются обычно как своеобразные
единицы, в компетенцию которых входит
решение различных задач, в том числе управления
задолженностью. Задачи контролирования
долгов в этом случае распределяются между
отдельными подразделениями отдела (сектора)
общего контроллинга, в функции которого
входят анализ производственно-финансовой
деятельности организации, хозяйственное
планирование, продажи и контроль за продажами
товаров (работ и услуг).
При осуществлении функций контроля основными задачами являются:
1) снижение
уровня дебиторской
2) усиление
контроля за движением
3) своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расчетов;
4) разумное
использование такой формы
5) при
предоставлении коммерческого
6) выявление
степени риска появления
Процесс контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности представлен в виде схемы.
Учитывая наличие конкуренции и сложности сбыта продукции, предприниматель вынужден прогнозировать состояние дебиторской задолженности. При этом определяется степень риска по сомнительным долгам и выявляются неплатежеспособные покупатели. Это позволяет принять соответствующие меры в процессе управления дебиторской задолженности. Если по истечении срока исковой давности дебиторской задолженности не погашена дебитором, она списывается в убыток предприятию, ухудшая его финансовое состояние.
В целях предотвращения убытков в условиях нестабильной экономики и широко практикуемой предоплаты продукции целесообразно проводить анализ дебиторской задолженности и контроль за оборачиваемостью средств в этих расчетах. Показатель оборачиваемости свидетельствует о степени возврата задолженности, ее ликвидности.
При анализе рассчитывается оборачиваемость средств в дебиторской задолженности по формуле: К=П:3
где К - коэффициент оборачиваемости (количество оборотов средств в дебиторской задолженности); П - объем отгруженной продукции по отпускным ценам; 3 - средняя дебиторская задолженность.
При анализе
оборачиваемость средств в
где Д - число дней в периоде
П - объем отгруженной продукции по отпускным ценам
3 - средняя дебиторская задолженность.
Как бы не была четко и отлажена на предприятии система оценки кредитоспособности клиентов, это не даст полной гарантии отсутствия пророченной дебиторской задолженности и безнадежных долгов. Даже столь крупные и профессиональные игроки рынка – банковские и кредитные учреждения имеют дело с мошенническими действиями и несвоевременным возвратом кредитов. Именно поэтому наличие просроченной дебиторской задолженности свидетельствует отнюдь не о том, что созданная на предприятии система работы с дебиторской задолженностью нее работает, а о том, что необходимо грамотно отрегулировать ее модуль, касающийся взыскания имеющихся долгов. За время действия Гражданского, Уголовного, Гражданско-процессуального и Арбитражно-процессуальных кодексов РФ, а также Федерального закона «Об исполнительном производстве» накопилась достаточная практика по эффективному взысканию долгов, использовать которую может каждый бизнесмен. Квинтэссенцию данной практики составляет так называемый «Арсенал кредитора», то есть набор мер позволяющих эффективно воздействовать на должника. Каждый из инструментов «Арсенала кредитора» необходимо применять в зависимости от ситуации (статуса должника, количества дней просрочки и т.п.). В любом случае, вне зависимости от выбранных мер, важно придерживаться двух принципов: постоянства поддержания контакта, а также адекватность формы воздействия на должника.
Имеющиеся в «Арсенале кредитора» меры можно разделить на три основных блока:
Давайте рассмотрим их более подробно. Предварительные (досудебные) меры включают личные встречи (переговоры) с руководством неплательщика, телефонные звонки, направление писем и претензий. Важно отметить, что такие меры как переговоры и звонки, по большому счету, должны применяться не только на досудебной стадии, но и в течение всего процесса возврата дебиторской задолженности. Они позволяют непрерывно осуществлять наблюдение за поведением и настроем должника, а, кроме того, формируют у последнего образ настойчивого кредитора, с которым надо как можно быстрее расплатиться.
Судебные процедуры инициируются путем подачи соответствующего искового заявления в суд. Подавая исковое заявление о взыскании просроченной задолженности также желательно подать и заявление о наложении обеспечительных мер, скажем, в виде наложения ареста на имущество должника в размере заявленных исковых требований. Согласно положениям действующего процессуального законодательства (ст. 139 ГПК РФ и ч. 2 ст. 90 АПК РФ) обеспечительные меры принимаются судом на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
На стадии исполнительного производства возможны два пути, первый из которых заключается в самостоятельном взыскании суммы долга, путем предъявления исполнительного листа в банк или иное кредитное учреждение, обслуживающее должника в рамках положений статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а второй в предъявлении исполнительного листа для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов.
Помимо указанных основных мер также можно использовать ряд дополнительных мер, стимулирующих должника погасить долг. В числе указанных мер можно назвать:
Подачу заявления в территориальное подразделение Службы судебных приставов о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности по статье 177 Уголовного кодекса РФ и/или за неисполнение решения суда по статье 315 Уголовного кодекса РФ.
Подача заявления в подразделение ОБЭП о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса РФ (если имеются данные, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором)
Перечисленные меры эффективны именно как дополнительные. То есть параллельно с исполнительным производством, разумно попробовать возбудить уголовное дело в отношении руководителя организации-должника. Зачастую, только сам факт обращения с подобным заявлением в правоохранительные органы позволяет отрезвляюще воздействовать на должника и решить проблему неплатежа. Что касается инициирования процедуры банкротства, то данная мера эффективна только в том случае, если предприятие – должник реально ведет деятельность и имеет активы. В таком случае у собственника предприятия, скажем, при назначении конкурсного управления, возникает угроза ухода предприятия из-под контроля. Что касается публикаций в СМИ, информирования клиентов и партнеров должника, то эта мера хороша, если компания-должник имеет хорошую деловую репутацию, а подобные сообщения могут негативно отразиться на имидже неплательщика. Разумеется, для данного действия требуется хорошая документальная подготовка. В противном случае велик риск погрязнуть в судах по искам организации – должника о защите деловой репутации и возмещении убытков, причиненных распространением недостоверной информации.
В рамках работы по уменьшению дебиторской задолженности Общества за отчетный период в адрес дебиторов Общества предъявлено 2 053 претензии на общую сумму 66 568 тыс. руб. По результатам проведенной претензионной работы в адрес Общества поступило денежных средств на общую сумму 43 441 тыс. руб.
Также было предъявлено 51 исковое заявление на дебиторов Общества на общую сумму 9 470 тыс. руб. Арбитражным судом РБ были вынесены решения по поданным искам о взыскании с должников ОАО «Газ-Сервис» денежных средств на общую сумму 10 309 тыс. руб. (с учетом ранее поданных). Взыскано в течение 2008 года по исполнительным листам денежных средств в пользу Общества на сумму 7 552 тыс. руб.
Всего по претензиям и искам, поданным юридическим управлением ОАО «Газ-Сервис» в 2008 году, Обществу поступило денежных средств на сумму 50 993 тыс. руб.
По результатам рассмотрения исковых
требований в адрес Общества на общую
сумму 809 тыс. руб. взыскано с ОАО «Газ-Сервис»
47 тыс. руб. В отношении остальной части
предъявленных требований к Обществу
юридическим управлением ведется работа
по защите интересов ОАО «Газ-Сервис»
4 Современное состояние расчетов предприятий с дебиторами и пути их совершенствования
Программа 1-С-Бухгалтерия, внедренная на предприятии дает возможность при обработке бухгалтерских проводок сразу заполнять первичные документы. Например, при обработке проводки Д-т 2200 К-т 1111 программа реагирует на появление комбинации счетов и просит заполнить форму, содержащую инвентарную карточку объекта. После заполнения такой формы, содержащей все нужные статьи, появляется возможность автоматического начисления износа, значительного облегчения и ускорения процесса переоценки.
Таким образом, программа
В настоящее время появляется
все больше и больше фирм, занимающихся
изготовлением и
В этом случае необходимо
При разработке стандарта
Выбор способа управления
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия