Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.

Работа содержит 1 файл

Курсовая готовая Финансовый менеджмент на отценку 4 из 5.doc

— 1.11 Мб (Скачать)

                                        КОАдз = ДЗ/ОА,

где КОАдз — коэффициент  отвлечения оборотных  активов в дебиторскую  задолженность;ДЗ —  общая сумма дебиторской  задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);ОА — общая сумма оборотных активов организации.

      На втором этапе анализа определяются  средний период инкассации дебиторской  задолженности и количество ее  оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:         ПИдз = ДЗср/Оо,

где ПИдз — средний  период инкассации дебиторской  задолженности;

ДЗср  — средний остаток  дебиторской задолженности  организации (в целом  или отдельных  ее видов) в рассматриваемом  периоде;

Оо  — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

        Количество оборотов дебиторской  задолженности характеризует скорость  обращения инвестированных в  нее средств в течение определенного  периода. Этот показатель рассчитывается  по следующей формуле:

      КОдз = ОР/ДЗср,

где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде; ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде; ДЗср — средний остаток  дебитор-ской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

       На третьем этапе анализа оценивается  состав дебиторской задолженности  организации по отдельным ее  «возрастным группам», т.е. по  предусмотренным срокам ее инкассации.

       На четвертом этапе анализа  подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

  • коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

                                              КПдз = ДЗпр / ДЗ,

где КПдз — коэффициент  просроченности дебиторской  задолженности;

ДЗпр  — сумма дебиторской  задолженности, неоплаченной в предусмотренные  сроки; ДЗ — общая  сумма дебиторской  задолженности организации;

  • средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

                                                ВПдз = ДЗпр / Оо, 

где ВПдз — средний  «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской  задолженности; ДЗпр — средний остаток  дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде; Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

       На пятом этапе анализа определяют  сумму эффекта, полученного от  инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

                                   Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,

где Эдз — сумма  эффекта, полученного  от инвестирования средств  в дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями; Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции  за счет предоставления кредита; ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

      Наряду с абсолютной суммой  эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

                                                   Кэдз = Эдз / ДЗрп,

где КЭдз — коэффициент  эффективности инвестирования средств в дебиторскую  задолженность по расчетам с покупателями; Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп  — средний остаток  дебиторской задолженности  по расчетам с покупателями в рассматриваемом  периоде.

         Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации. 

    1.   Использование анализа дебиторской задолженности в целях её регулирования
 

    Результаты  деятельности «Газ – Сервис» за 2010 год

Коэффициент Расчетная формула коэффициента Порядок расчета с указанием  строк формы № 1, формы № 2 Значение
на  начало периода на  конец периода
1. Рентабельности  продаж  Пр/В  стр. 140 /стр.010 Формы №2 0,09 0,14
2. Рентабельности всего капитала  предприятия  Пр/ВБ стр. 140 Формы  №2 /стр.700 Формы №1 0,09 0,15
3. Рентабельности внеоборотных активов  Пр/АI стр.140 Формы№2 /стр. 190 Формы №1 0,12 0,22
4. Рентабельности собственного капитала  Пр/ПIII стр.140 Формы№2 /стр. 490 Формы №1 0,1 0,17
5. Рентабельности перманентного капитала  Пр/(ПIII+ПIV) стр. 140 Формы  №2 /(стр.490+стр.590) Формы №1 0,1 0,17
6. Соотношения заемных и собственных средств (ПIV+ПV)/ПIII (стр.590+стр.690)/ стр.490 Формы №1  0,18 0,15
 
 

       Рентабельность собственного капитала возросла с 0,1 на начало года до 0,17 на конец года, рентабельность перманентного капитала возросла с 0,1 до 0,17, что отражает повышение эффективности использования собственного капитала Общества и капитала вложенного в его деятельность.

       Коэффициент рентабельности внеоборотных активов увеличился с 0,12 на начало года до 0,22 на конец года, что свидетельствует о повышении эффективности использования внеоборотных активов.

        Коэффициент соотношения заемных и собственных средств на конец года уменьшился с 0,18 до 0,15, что отражает превалирование собственных источников средств над заемными (кредиторской задолженностью).

Показатели  рентабельности, динамики прибыли, доходов  и расходов свидетельствуют об устойчивом положении Общества в отчетном периоде  и о позитивной динамике основных финансово-экономических показателей.

       При оценке финансового состояния на краткосрочную перспективу использованы показатели оценки удовлетворительности структуры баланса:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  • коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

       Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей. Нормативное значение коэффициента 2,0. 

 Коэффициент текущей ликвидности «Газ – Сервис» 

Показатель  01.01.09 01.01.10 01.01.11
Коэффициент текущей ликвидности  2,14 2,07 2,86
 

              К концу 2010 года произошел рост данного показателя за счет снижения кредиторской задолженности и роста оборотных средств Общества. Это говорит о повышении ликвидности баланса и платежеспособности предприятия к концу 2010 года.

       Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. 

3.3  Формирование кредитной политики по отношению к покупателям продукции

      В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

      В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:

  • в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;
  • какой тип кредитной политики следует избрать организации.

     В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
  • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

            Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. 

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия