Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:45, контрольная работа
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
Принятие решений не является прерогативой только менеджеров. В конце концов, все мы буквально каждый день принимаем решения. Правда, не все наши решения такие судьбоносные, как те, которые приходится принимать менеджерам компаний. Но все равно наши решения оказывают значительное влияние на нашу жизнь. Почти каждый из нас иногда досадовал: вот почему я в тот момент поступил так, а не иначе, ведь из-за этого у меня сейчас новые проблемы? Получается так, что в некоторые моменты мы избавляемся от одних проблем, но в будущем сталкиваемся с новыми. Но с другой стороны, нельзя совсем ничего не решать и пускать все дела на самотек. В таком случае человек теряет понимание ситуации и не может в дальнейшем управлять происходящим.
Введение 3
1.Управленческое решение и процесс его принятия 4
1.1Понятие управленческого решения 4
1.2Процесс принятия управленческого решения 8
2.Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения 15
3.Модели принятия решений в организации 17
Заключение 19
Список литературы 20
Зачастую
осложняет процесс принятия решений получение
менеджером информации, которая выглядит
ложной, неправдоподобной и бессмысленной.
Иногда наличие проблемы совершенно ясно,
иногда нет. Поэтому, получив информацию,
прежде всего, нужно ее проверить и сделать
вывод, говорит ли она о какой-либо проблеме.
Все люди проверяют информацию, но выявление
проблемы происходит на уровне подсознания.
Дело в том, что основная часть получаемой
нами информации соответствует тому, что
мы ожидаем. И только в случае, если какая-либо
информация противоречит нашим знаниям
или опыту, у человека в мозгу раздается
сигнал тревоги. Однако существует некая
«серая зона», в которой сигнал тревоги
сильно приглушен, и именно в таком случае
менеджеру важно задать себе вопрос: «а
есть ли здесь проблема?»
Выявление
причин, приведших к возникновению
проблемы, иначе называют диагностикой
проблемы. Одно дело осознать наличие
проблемы, а другое - определить ее истинные
причины. Неправильное определение
причины обычно приводит к принятию
неправильного решения. Подход заключается
в том, чтобы найти основную причину
трудностей. А для этого нужно
установить реальные факты, четко и
ясно изложив проблему. Можно использовать
следующий прием:
Не
следует определять проблему на раннем
этапе как относящуюся к той или иной области
(например, как проблему производственных
отношений или проблему маркетинга). Слишком
скоропалительные суждения о проблеме
ограничивают вашу способность мыслить
широко на эту тему.
1.Ясную
и четкую постановку самой проблемы.
Разработка различных решений проблемы требует наличия идей. Есть масса примеров того, как людям приходили в голову разные идеи. Существует общепринятый взгляд на этот процесс. Он сводится к тому, что после сбора информации и четкого определения цели наступает так называемый «инкубационный период», в ходе которого человек играет так и сяк информацией, пытаясь с ее помощью решить задачу. Еще один способ заключается в том, чтобы дать волю своему подсознанию. Бывает так, что люди долго и напряженно думают над проблемой, а решение все-таки не приходит им в голову. Когда же они отправляются на прогулку или спать или же начинают заниматься чем-нибудь совершенно другим и потом вдруг вспоминают о проблеме, то неожиданно ясно видят способ ее решения. Такое явление обычно называется «внутренним озарением» или «вдохновением», оно позволяет сэкономить уйму времени и сил.
Одним
из преимуществ нашего времени является
возможность применять
На
этапе «фильтрации» вопросы, задаваемые
в отношении каждой альтернативы,
должны быть продуманными и оправданными,
чтобы помогать выбору решения. Если
альтернативы можно представить
в цифровой форме, или разместить
на определенной шкале, то принять решение
становится намного легче.
Принятие решения означает выбор лучшего варианта действий. Его несложно осуществить, если все предшествующие шаги были выполнены грамотно и заранее был произведен отбор наиболее разумных вариантов. Тогда менеджер отчетливо представляет, какой из них выбрать. В некоторых случаях может быть совершенно ясно, какой образ действий лучше всего подходит, но перед окончательным выбором обычно происходит некоторое замешательство, проявляется определенная нерешительность.
Принятие решения всегда связано с понятиями уверенность, неуверенность, риск, неопределенность. Поэтому принимающий решение человек должен обладать мужеством, особенно в условиях неопределенности, когда его решение влияет на судьбу многих людей. Нерешительность вызывается не только неспособностью принять решение в отношении наиболее вероятных результатов, но и страхом перед последствиями, особенно если решение будет крайне непопулярным. Если после принятия решения интересы некоторых людей должны быть ущемлены, его все равно надо принимать для того, чтобы в результате выиграло большинство. Мужества должно хватить и в том случае, если принимаемое решение может принести долговременные выгоды, но приводит к временному ухудшению ситуации.
Специалисты
отмечают, что обычно на большинство
решений люди реагируют весьма слабо,
а если они еще и участвовали
в решении проблемы на ранних этапах
этого процесса, тогда они реагируют
еще слабее. Зачастую нерешительность
и неопределенность раздражают людей
больше, чем неправильное, ведущее
к отрицательным последствиям решение.
1.Риск: менеджер должен соотнести выигрыш от решения с возможным риском и выбрать ту альтернативу, где риск ниже.
2.Экономия усилий: затраты должны быть оправданными и адекватными результату решения.
3.Фактор времени: в критической ситуации, когда нужно действовать быстро, единоличное решение предпочтительнее. Если же принимается плановое решение, например, комплексная программа преобразований компании, затрагивающая интересы всех работников, и есть время на осуществление отдельных шагов, то коллективное обсуждение является необходимым, так как в его процессе люди лучше подготовятся к переменам.
4.Ограниченность
ресурсов: главный ресурс, воплощающий
решение в жизнь, это люди. Поэтому решение
не должно быть лучше, чем те, кто будут
его осуществлять. Если компетенции, квалификации,
понимания ситуации у работников не достаточно
для выполнения решения, то нужно поставить
вопрос о переподготовке кадров, принятии
новых сотрудников, предоставлении необходимой
информации и т.п.
Реализация
решения - это процесс превращения
решения в действие. Его реальная
ценность проявляется только тогда,
когда оно осуществлено и ситуация,
по поводу которой было принято, изменилась.
2. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения
На выбор решения влияет множество факторов:
1.Личностные оценки руководителя;
2.Внешняя среда, приводящая к неопределенности или определенности результата, риску;
3.Время, отпущенное на выбор альтернативы;
4.Ограничения на негативные последствия решения;
5.Взаимосвязанность решений,
6. Информационные ограничения;
7.Поведенческие
ограничения.
В
классическом подходе к управлению
считается, что менеджеры абсолютно
рациональны, прекрасно понимают суть
проблемы, имеют не противоречащие
друг другу цели, ясно видят альтернативы,
ищут приемлемое решение.
1.Путем надлежащего, тщательного планирования;
2.Путем установления хороших и всеобъемлющих (но при этом гибких) правил принятия решений;
3.Путем попыток предугадать будущее и раздумий над тем, что может случиться с бизнесом в будущем, чтобы не принимать скоропалительных решений.
В искусстве принятия решений следует избегать четырех ситуаций:
1.Не решайте неактуальных вопросов.
2.Не принимайте решение слишком рано.
3.Не принимайте решение в отношении того, на что вы не можете повлиять.
4.Не принимайте
решение, которое должен принять кто-то
другой.
3.Модели принятия решений в организации
В зависимости от того, как процесс принятия управленческого решения воспринимается и интерпретируется на разных уровнях - индивидуальном или организационном, выделяют четыре модели принятия решений: политическую, личностно ограниченной рациональности, рациональную и организационно ограниченной рациональности.
«Политическая модель» отражает желание работников максимально реализовать свои индивидуальные интересы. Принимаемые решения являются функцией распределения власти в организации и демонстрируют эффективность политики, используемой различными участниками процесса. Например, руководство устанавливает себе высокую зарплату, значительно превышающую среднюю по предприятию.