Управленческий консалтинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Разработка возможных стратегий и методов по совершенствованию организационной структуры управления предприятием позволяет предприятию решить многочисленные проблемы в области управления и разработать оптимальную и более совершенную структуру при помощи управленческих нововведений, составляющих основу специальных технологий управленческого консультирования.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.38 Кб (Скачать)

8. Производственный консалтинг

9. Оценочная деятельность 

Консалтинговые услуги могут  осуществляться не только в форме  консультаций, рекомендаций и совместных решений, но и путем выполнения конкретных технических или организационных  функций. К таким услугам можно  отнести:

1. Аудит 

2. Бухгалтерское обслуживание 

3. Рекрутмент 

4. Инжиниринг

5. PR и отношения с общественностью

6. Инвестиционное банкирование

7. Тренинг 

Данные направления не подразумевают непосредственных консультаций, однако также оказываются исключительно  на основе профессиональных и научных  навыков. Таким образом, под понятие "консалтинг" можно подвести подавляющее  большинство услуг, оказываемых  компании-заказчику. Однако цель или  результат любой услуги сводится к одному: помочь заказчику осуществить  необходимое внедрение качественных изменений, инноваций, провести оптимизацию  бизнес-процессов, словом, помочь компании выйти на новый уровень своего развития.

В России осознание необходимости  помощи консультанта пришло совсем недавно. Развиваясь стихийно, российская экономика  ставила свои рамки развития бизнеса. Во многом ориентируясь на опыт западных коллег в России начал действовать  и процветать управленческий консалтинг.

 

    1. История развития управленческого консалтинга

 

Возникновение управленческого  консалтинга обычно связывают с  промышленной революцией. В это время  появляются первые фабрики и происходят связанные с этим институциональные  и общественные преобразования. Постепенно накапливается управленческий опыт. Он обобщается, структурируется. Высокий  уровень общения в производственной сфере делает возможным передачу этого опыта и выработку соответствующих  рекомендаций.

Постоянный поиск предпринимателями  новых средств повышения эффективности  производства, попытки со стороны  специалистов управления найти коммерческое приложение своим способностям, логика развития организационной науки  и практики привели к возникновению  первых профессиональных фирм по управленческому  консалтингу, которые начали возникать  сравнительно недавно — в 20-е  гг. XX в.

Вплоть до начала 30-х годов  прошлого столетия консалтинга как  отдельной отрасли экономики  не существовало. Количество фирм, занятых  в этой сфере, было настолько мало, что говорить о буме консультационных услуг просто немыслимо6. Проблемы, которыми занимались эти немногочисленные консалтинговые компании, были очень узконаправленными и сводились в основном к маркетингу, сбыту и управлению человеческими ресурсами. Переломным моментом или очередным этапом развития рынка консалтинговых услуг можно считать конец 20-х – начало 30-х годов7. Стало очевидным, что нормальное развитие бизнеса невозможно без использования стратегического, маркетингового и кадрового планирования. Более того, спрос на данный вид услуг проявлялся не только со стороны крупных частных промышленных фирм, но и со стороны государственного сектора и военных структур, особенно в годы Второй мировой войны, что существенным образом поддержало молодой рынок и дало ему довольно мощный заряд к дальнейшему развитию. Именно в этот период было открыто сразу несколько консалтинговых фирм, не просто существующих и в наше время, но и считающихся основателями современного консалтинга. Реальное же становление отрасли в качестве самостоятельной сферы бизнеса произошло только в 1950-е гг. С тех пор она развивается необычайно быстрыми темпами, обгоняя многие как более старые, так и возникшие совсем недавно отрасли экономики.

Становление этой сферы бизнеса, с одной стороны, было основано на выявлении и описании различных  методов и принципов консультирования8. С другой – предприниматель должен был сам почувствовать неудовлетворенность своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления. Впервые благоприятные условия для этого возникли в связи с зарождением научного управления во второй половине XIX в. Консультирование на основе теории научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов — экспертами по эффективности.

В начале XX в. область деятельности консалтинга расширилась. Появились  первые профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэр-рин и Гаррингтон Эмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы9. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз основал службу деловых исследований Booz Allen & Hamilton («Буз-Аллен энд Гамилтон»)10. Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинзи и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам — McKinsey & Company и А.Т. Kearney (А.Т. Карни)11.

В 20-30 годы после «великой депрессии» управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленно  развитых странах. Однако его объем  и области применения оставались ограниченными. Их услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Однако появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время второй мировой войны.

Послевоенный период называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время и занимают лидирующие позиции.

Появилась концепция реструктуризации, т.е. разукрупнение предприятий и  слияние – образование стратегических альянсов и совместное использование  ресурсов для повышения гибкости предприятий и сокращения управленческих издержек.

Консалтинг получил столь  широкое распространение, что в  США в 

70-е годы на каждые 100 управляющих в промышленности  приходился 1 консультант. В 80-е  годы появился термин «консультантовооруженность»,  который определяется отношением  общего числа жителей страны  к числу консультантов. В Японии  этот показатель равен 2,5 тысяч  человек; в США – 4,5; в странах  Западной Европы – 12,5; в развивающихся  странах – 250-300.

Неразвитость консалтинга  в нашей стране не позволяет в  настоящее время проводить расчеты  по «консультантовооруженности», однако, было бы правильней подсчитывать этот показатель через отношение числа  руководителей и специалистов к  числу консультантов (т.к. они представляют собой главный объект консультирования).

С начала 60-х годов управленческим консультированием начали заниматься и бухгалтерские фирмы «Большой восьмерки»: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из вышеперечисленных фирм объединились и образовалась «Большая шестерка»: Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Следовательно, крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании стали называть «Большой пятеркой».

В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов  по управлению. В ней приняли участие  консультанты из 231 консалтинговой фирмы  из Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Португалии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии  и Филиппин. Эта конференция открыла  новую эру развития консалтинга, стала опорой для существования  и развития ассоциаций консультантов.

Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются «институты менеджмент-консалтинга». Национальные консалтинговые институты объединены в Международные совет консалтинговых институтов в Торонто (Канада).

Существуют два ведущих  международные профессиональных объединения  консалтинговых фирм:

  1. Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО). Она была основа в 1960г. в Париже, а в 1991г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы ( по одной от каждой страны, в том числе 17 стран из Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации - члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов;
  2. Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок «Всемирная ассоциация консалтинговых фирм». В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснациональное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консалтинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира.

Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение  и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального  поведения своих членов.

Для достижения целей применяются  следующие основные элементы саморегулирования  и развития профессии:

1) квалификационные требования к членству;

2) кодексы этики консультантов;

3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и семинары  для консультантов).

В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, т.е. членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации и профессионального поведения. В некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется специальная процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001) как для членов, так и для не членов ассоциации. Иногда процедура сертификации осуществляется профессиональными организациями консультантов совместно с правительственными органами по аккредитации.

Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые  консультанты включаются наряду с другими  специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными  менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (AMA), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций (ZEN_NOH_REN).

В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравнению с другими отраслями  мировой экономики темпами. Согласно вышеуказанному обследованию общемирового рынка консалтинга ежегодный  прирост объема продаж консалтинговых услуг в 1996-2000 гг. составил 15%. С одной стороны, будет развиваться диверсификация типов услуг, а с другой – будет нарастать тенденция к осуществлению комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов консалтинг в XXI в. Будет интерактивным, т.е. объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг ожидается  в странах Центральной и Восточной  Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспективного рынка с  точки зрения объема спроса рассматривается  Китай.

 

    1. Современные темпы развития консалтинга

 

Приблизительные оценки числа  фирм в мире (без учета России), специализирующихся в области управленческого  консалтинга, дают цифру порядка 1720. При этом на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. В последнее  десятилетие рынок консалтинговых услуг является одним из самых  быстро развивающихся рынков в мире. Его рост составляет 15-20% в год, что  в 2-3 раза выше, чем темпы развития рынков наукоемкой продукции и потребительских  услуг12. В 1993 г. в США было около 50 тыс. консультантов по управлению, получивших за свои услуги 17 млрд. долл. В 10 ведущих американских консалтинговых фирмах было занято 45 тыс. консультантов, и они заработали за год 8,2 млрд. долл13. В 1996 г. оборот этих десяти фирм возрос до 20 млрд. долл., а платежеспособный спрос американского рынка консалтинговых услуг превысил 40 млрд. долл. В 1990 г. в Западной Европе работало 43 тыс. консультантов по управлению, экономике и финансам, объем предоставленных ими услуг составлял около 5 млрд. долл., а в 1995 г. только в Германии насчитывалось 44,2 тыс. консультантов. Объем предоставляемых ими услуг только в этой стране достиг 9,7 млрд. долл. В Великобритании за последние годы численность консультантов по управлению также возросла в несколько раз. Выработка на одного консультанта (оплата одного консультанта), по данным ФЕАКО, в 1996 г. составила: в Германии — 219,4 тыс. долл.; в Швейцарии — 206,8 тыс.; в Дании — 180,1 тыс.; в Венгрии — 43,3 тыс. долл14.

Даже в периоды спада  общей деловой активности консалтинг не просто умудряется выжить, но и развивается. Дополнительным свидетельством этого  является растущая в это время  потребность консалтинговых фирм, как  в специалистах, так и в обслуживающем  персонале.

В консалтинге, как и в  любой другой сфере бизнеса, есть крупные, средние и мелкие фирмы. По численности специалистов и объему годового оборота услуг 40 фирм из общего числа 1720 фирм можно считать крупными, порядка 180 фирм — средними, а 1500 фирм — мелкими. При этом 40 самых крупных  консалтинговых фирм обслуживают 66%, 180 средних фирм — 25%, 1500 мелких фирм — 9% мирового рынка консалтинговых услуг. Крупная фирма имеет в составе  персонала от 300 до 30 тыс. профессионалов и годовой доход от 68 млн. до 3 млрд. долл. В средней фирме трудится от 100 до 300 профессионалов, генерируя  годовой доход до 20 млн. долл. Мелкие фирмы — это фирмы, в которых  занято в среднем 4 профессиональных консультанта и годовой доход  составляет не более 0,5 млн. долл. Подавляющее  большинство всех консультационных фирм являются очень небольшими, зачастую состоящими всего из одного человека компаниями. Однако, несмотря на то, что  большинство консалтинговых фирм мелкие, основная масса всех консультантов  трудится в крупных фирмах. В США, например, около 3/4 всех консультантов работает в компаниях с численностью персонала более 100 человек15. На долю таких компаний приходится 3/4 общего дохода, получаемого в этой отрасли в США.

Информация о работе Управленческий консалтинг в России