Управленческий консалтинг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Разработка возможных стратегий и методов по совершенствованию организационной структуры управления предприятием позволяет предприятию решить многочисленные проблемы в области управления и разработать оптимальную и более совершенную структуру при помощи управленческих нововведений, составляющих основу специальных технологий управленческого консультирования.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.38 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы можно определить двумя факторами. С одной стороны, в России сегодня  существует и динамично развивается  на внутренней основе рынок консалтинговых услуг. В период перехода России к  рыночной экономике, сформировалась отрасль  управленческого консультирования, которая в современных условиях продолжает развиваться необычайно быстрыми темпами, из-за специфических  условий функционирования на российском рынке. Однако, учитывая растущий спрос  на услуги по управленческому консультированию и небольшой опыт практической деятельности консалтинговых компаний в России, ощущается нехватка знаний, методов  и технологий консалтинговой деятельности.

С другой стороны, история  мировой индустрии управленческого  консультирования насчитывает свыше  ста лет бурного роста и  развития. При этом практический опыт деятельности консультантов постоянно  совершенствуется и систематизируется  не  только международными консалтинговыми  фирмами, но и профессиональными  объединениями, институтами и международными ассоциациями консультантов и консалтинговых фирм. В мировой практике существуют наработанные консультационные технологии  и  методы консультирования, знание и понимание которых позволит расширить возможности, как самих  консультантов, так и руководителей  консалтинговых фирм.

Однако основным условием успешного применения технологий международной  консалтинговой деятельности все же остается учет факторов, определяющих специфику рынка консалтинговых услуг в России. В этом смысле, изучение технологий международной  консалтинговой деятельности является актуальным, предоставляющим общую  основу, дающую возможность использования мирового опыта консалтинговой  деятельности для совершенствования управленческого консалтинга в России.

Усложняющиеся условия современного управления требуют постоянного  развития теоретических концепций  управления и прикладных управленческих технологий. Носителями новых теоретических  и прикладных знаний по проблемам  управления становятся специалисты  по консультированию в различных  сферах деятельности, которые играют все более значительную роль в  управленческом процессе.

Консультирование как  особое направление профессиональной деятельности представляет собой экспертную помощь со стороны специалистов в  области консалтинга во многих сферах предпринимательской деятельности призвано на основе научного анализа  конкретных производственных ситуаций выработать наиболее приемлемые пути повышения эффективности работы (доходности) предприятия и способы  их внедрения, используя достижения современной управленческой науки.

В сложных российских условиях соединение научных наработок с  реальной управленческой деятельностью  становится настоящей необходимостью. Именно потребностью практики управления в профессиональном консультанте, который  хорошо знаком, как с производством, так и с наукой управления во многих сферах деятельности предприятий, таких  как налогообложение, аудит, бухгалтерский  учет и многих других областях и  призван соединить науку и  практику посредством консультирования, и определяется актуальность исследования.

Теоретико-методологический аппарат менеджмента, как науки  управления, комплекс его исследовательских  техник и процедур позволяет проследить, как в реальной действительности воплощаются стратегические цели организационной  и экономической политики предприятия, какой механизмы их достижения.

Разработка возможных  стратегий и методов по совершенствованию  организационной структуры управления предприятием позволяет предприятию  решить многочисленные проблемы в области  управления и разработать оптимальную  и более совершенную структуру  при помощи управленческих нововведений, составляющих основу специальных технологий управленческого консультирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ИСТОРИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

 

    1. Сущность понятия консалтинг

 

Способность компании быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка – одно из главных условий успешного развития бизнеса. Замедление или тем более  остановка сулит неизбежное отставание от конкурентов. Чтобы оставаться на плаву, компания вынуждена постоянно  эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует  немалых усилий, знаний и умений. Именно знания и умения в наше время  являются основным источником конкурентного  преимущества.

Решения таких серьезных  задач полностью ложатся на плечи  руководящего состава компании, которое  должно подготовить необходимую  почву для их реализации, разработать  план, просчитать риски и составить  затратную часть. Все это требует  времени. При этом уровня квалификации руководства для принятия специфических  решений может просто не хватать. В результате отсутствие определенных навыков, знаний или их недостаточное  количество тормозит внедрение необходимых  инноваций.

В подавляющем большинстве  случаев должной квалификацией  не обладают и сотрудники компании. Изначально штат формируется под  решение определенных проблем. Появление  новых задач может потребовать  дополнительного набора персонала, обладающего теми самыми необходимыми знаниями. Такой шаг не всегда оправдан, как и экстренная переквалификация уже действующих сотрудников. Не всегда полученные в процессе обучения знания и умения гарантируют их грамотное  применение на практике ввиду ее отсутствия. Не стоит забывать и об основных обязанностях, которые невозможно отложить на время обучения. Иными словами, процесс переквалификации может  идти в ущерб основным обязанностям работника.

Более обоснованным шагом  является привлечение сторонних  экспертов, консультантов, которые  уже обладают необходимым набором  знаний и, что немаловажно, практическим опытом. Привлеченные со стороны эксперты способны разработать индивидуальную программу по решению тех или  иных инновационных задач, а также  передать необходимый набор информации действующим сотрудникам компании. Такое решение является более  рациональным. С одной стороны, обладающие опытом и знаниями консультанты способны найти наиболее быстрый способ решения  поставленной цели, выработать стратегию, учесть расходы. При этом обучение действующего персонала, если это необходимо, потребует  минимальных сроков и в наименьшей степени повлияет на качество выполнения сотрудником своих основных обязанностей.

Нельзя не отметить растущую популярность консалтинга, как во всем мире, так и в России. Причины  этого, как объективные, так и  субъективные, регулярно и подробно освещаются в отечественной и  западной деловой прессе. Однако, что же скрывается за термином «консалтинг»? Какова структура этой отрасли экономики, спектр услуг, предоставляемых консалтинговыми компаниями? И зачем менеджеры приглашают консультантов?

В переводе с английского  языка консалтинг означает консультирование. Консультировать, в свою очередь, означает давать советы. Таким образом, консалтинг в общем виде – это предоставление советов специалистами тем, кто в них нуждается. Также консалтинг — это деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций1.

Управленческое консультирование – это когда специально обученные  и квалифицированные лица, работающие по контракту, помогают организации-заказчику: выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при  необходимости выполнению решений. Важно отметить, что в рамках консалтинга  специалисты вырабатывают рекомендации, но не реализуют их. Этим, строго говоря, консалтинговая деятельность отличается от любой другой. Но это в теории, а на практике, стремясь сохранить  клиентов и приобрести новых, консалтинговые фирмы и отдельные консультанты расширяют перечень оказываемых услуг, включая в него сопутствующие консалтингу услуги. Нередко консультанты занимаются и реализацией собственных рекомендаций. Например, консалтинговая фирма, специализирующаяся в области бухгалтерского учета и налогообложения, дав рекомендации восстановить бухгалтерский учет, может провести обучение бухгалтера консультируемого предприятия (сопутствующая услуга) и восстановить учет своими силами (реализация рекомендации). В обоих случаях фирма будет действовать в рамках существующих законов. Консалтинговые компании могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности. Консалтинг может состоять в подготовке пакетов учредительных документов при создании новых организаций. Оборот рынка консалтинговых услуг ежегодно стремительно растет2.

Появление термина и развитие направления «управленческое консультирование»  началось  с выделения двух основных подходов к консультированию. В первом случае используется широкий функциональный взгляд на консультирование. Фриц Стееле определяет его так:«Под процессом консультирования я понимаю любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это».3

Второй подход рассматривает  консультирование как особую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно Лэрри Грейнеру  и Роберту Метцгеру «управленческое консультирование – это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая  услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных  лиц, которые помогают организации-заказчику  выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений».4 Можно считать два этих подхода взаимодополняющими.

В частности, Европейская  Федерация ассоциаций консультантов  по экономике и управлению ФЕАКО  дает следующее определение: «Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации».  Такого же определения придерживается Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АСМЕ) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

В нашей стране раньше это  называлось «внедрением науки в  производство». Однако консалтинг –  это понятие рыночной экономики, следовательно, и отличается от научно-внедренческой  деятельности так же, как рыночная экономика отличается от планово-централизовонной.

По своей сути консалтинг – это процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере человеческой деятельности, а, значит, и в социальной сфере. Условно это направление консультационных услуг можно назвать «социальным консалтингом».

Данное направление консалтинга  достаточно развито в западных странах, где привлечение консультантов  по любым вопросам является нормой. В России «социальный консалтинг» практически не развит, в первую очередь, в силу прохождения этапа становления рынка консультационных услуг. В международной практике принято выделять три вида консультационных услуг: процессный, или проектный, экспертный и обучающий.

Процессный

Особенности процессного  или проектного консалтинга заключаются  в совместной работе консультанта с  персоналом и руководством компании-заказчика. Данное взаимодействие сводится к разработке и внедрению решений по оптимизации  процессов в компании, необходимых  для достижения конкретных целей.

Экспертный

Этот вид консультационных услуг подразумевает разработку решений и рекомендаций по их внедрению  после проведения диагностики в  компании-заказчике. При этом роль клиента  сводится только к обеспечению консультанта необходимой информацией (доступе  к ней) для оценки ситуации.

Обучающий

При обучающем консалтинге  роль консультанта сводится к предоставлению клиенту необходимой теоретической  или (и) практической информации в форме  семинаров, лекций, тренингов, методических пособий.

 

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут  применяться комбинации этих трех методов. При этом, как отмечают эксперты, обучающее консультирование, как правило, сопровождает процессное, а во многих случаях и экспертное. В России наибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное. (См. график)5

 

 

Что вполне объяснимо, так  как руководители фирм при решении  вопросов идут по наименее затратному, с точки зрения денег и времени, пути, считая, что любую проблему можно решить, воспользовавшись обучающими программами - тренингами и семинарами. При этом суть проблемы руководство  определяет самостоятельно, опираясь исключительно на свой опыт, самостоятельно определяя, какое направление обучения необходимо сотрудникам.

Что касается видов консалтинговых услуг, унифицированного (стандартного) списка не существует. Более того, разные консалтинговые компании по-разному  классифицируют основные виды или направления  консультационных услуг, руководствуясь собственным опытом. Нет единой классификации  и у международных ассоциаций консультантов, однако общие черты  можно найти у всех. По мнению экспертов, в настоящее время  можно выделить девять основных групп (видов) консалтинговых услуг.

1. Общее управление и  администрирование

2. Финансовый консалтинг

3. Юридический консалтинг

4. Налоговый консалтинг

5. Маркетинговый консалтинг

6. IT- консалтинг

7. Управление кадрами

Информация о работе Управленческий консалтинг в России