Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:57, лекция
Инструментом к пониманию сущности УА могла бы быть управленческая матрица.
Постоянные затраты 2 500 2 500
Совокупные затраты 22 500 25 500
Выручка 30 000 +15% 34500
Прибыль 7 500
Темп роста выручки = 115%, Темп роста прибыли = 9/7,5 = 120%, Темп прироста = 20%
Силу воздействия операционного левериджа можно рассчитать по формуле:
(Выручка от продаж – переменные расходы) / прибыль от реализации продукции
Сила = 10 000 / 7 500 = 1,3
Этот показатель означает, что с увеличение выручки от продаж на Х %, прибыль возрастет на 1,3Х.
В этой формуле представлено
соотношение маржинального
Маржинальный доход – это разность между выручкой от продаж и переменными расходами или постоянные расходы + прибыль от продаж.
Прибыль = 1,33* 15 = 20 %
Выручка от продаж (количество *цена) – переменные расходы (количество * переменные расходы на единицу)
Маржинальный доход: МД=ВРП-В; МД=ПРП+А
- Постоянные расходы (А)
Прибыль от продаж (ПРП) = ВРП-В-А= К*Ц – К*в – А = К*(Ц-в) - А
Анализ безубыточности предполагает определение точки безубыточности, то есть объема продаж, который позволит покрыть все расходы, но прибыль при этом будет равна 0.
0 = количество * (цена
– переменные расходы на
0 = К * (Ц-В) -А
К = А/ (Ц-В), где К- точка безубыточности;
Ц-В – маржинальный доход на одну единицу продукции.
Пример:
Предприятие выпускает изделие А. Постоянные затраты составляет 200 000 руб. Максимально возможный выпуск продукции составляет 1 000 ед. Цена = 750. Переменные на единицу = 250
Точка безубыточности?
Точка безубыточности = 200 000 / (750 - 250) = 400
Задачи по анализу решаются графически.
Если точку пересечения спроецировать на ось Х, то получим точку безубыточности равную 400 ед. Таким образом до точки безубыточности, то что находится между ВРП и точкой безубыточности – зона убытков. Дальше зона прибыли.
То есть на графике
видно, что каждый добавочные объем
выпуска сверх точки
Объем, ед-ц | Прибыль, тыс.р |
500 | 50 |
600 | 100 |
700 | 150 |
800 | 200 |
900 | 250 |
1000 | 300 |
В связи с использованием операционного рычага финансовый менеджер имеет возможность в целях получения максимальной прибыли оценивать влияние трех факторов: постоянных расходов, переменных расходов и цены.
Если удастся уменьшить величину постоянных расходов на 25%, то точка безубыточности = 300.
Постоянные расходы = 200 000 * 0,75 = 150 000
Точка безубыточности = 150 000 / 500 = 300
Если переменные затраты на единицу снизятся на 25%, то точка безубыточности тоже может быть снижена.
Если величину переменных и постоянных расходов можно изменить, то цены зависят от внешней конкуренции. Цены могут быть повышены только, если это позволят конкуренты или организация станет монополистом.
Если организация примет решение о снижении цены, то нужно будет повысить объем выпуска.
При снижении цены на 25%, точка безубыточности вырастит до 639.
Цена = 563 руб. Точка безубыточности = 200 000/ 563 – 250 = 639
На практике как правило
все три фактора влияют одновременно на
действие операционного рычага, на размер
прибыли и на рентабельность продаж.
4.10.11
Анализ безубыточности при условии допущения о постоянстве ассортимента продаж может проводиться и на пп, изготавливающих и реализующих несколько видов продукции. В этом случае расчет безубыточного объема производства и продаж может проводится 3мя способами:
1) Объемы производства
и продаж разных видов
Пример. Пп производит 2 вида продукции – А и Б
Исходные данные
Продукт | Цена в руб. | Уд. перемен. расх. в руб. | Объем продаж в ед. | Ув в общем объеме продаж |
А | 25 | 15 | 70000 | 70% |
Б | 15 | 8 | 30000 | 30% |
Пост. расх. | 800000 |
Пусть продукт В – условный продукт. При продаже 10 ед. изделия В реализуется 7 ед. продукта А и 3 ед. продукта Б. Доход от продажи продукции В составит: 25*7*В+15*3*В=220В
В точке нулевой прибыли выручка от продаж = переменные затраты + постоянные затраты
П=К*(Ц-в)-А
Приведем расчет безубыточного объема продаж по изделию В:
15*7*В+8*3*В+800000=220В
91В=800000
В=8791 шт.
Тогда объем продаж продуктов А и Б в точке нулевой прибыли будет составлять:
А: 8791*7=61537
Б: 8791*3=26373
Безубыточный объем
продаж в стоимостном выражении
составит: 61537*25+26373*15=1934060р.
2) При втором способе
рассчитывается
МД ед. средневзв. = ((25-15)*70000+(15-8)*30000)/
МД 1ед. средневзв.= (К1*(Ц1-в1)+К2*(Ц2-в2))/(К1+
Тб=А/МД на 1 ед. средн.
Т безуб. = 800000/9,1=87912 ед.
Объем продаж отдельных
видов продукции в точки
А: 87912*70%=61537 ед.
Б: 87912*30%=27375 ед.
3) Рассчитывается
средневзвешенная величина
Ув МД в выручке от реализации
= ((25-15)*70000+(15-8)*30000)/(
Тб=А/Ув МД в выручке=800000/0,414=1934060р.
Объем продаж при нулевой прибыли в стоимостном выражении:
А: 1934060*70%=1353842
Б: 1934060*30%=580218
Кроме вышеназванных показателей рассчитываются с/с 1 ед. продукции и зона финансовой безопасности.
С/с ед. продукции характеризует общие затраты, приходящиеся на 1 ед. выпуска и продаж. Сравнивая этот показатель с установленной ценой можно сразу определить сумму прибыли, приходящуюся на 1 изделие.
С/с=А/К +в
Зона ФБ показывает, до какого уровня мб снижены расходы пп и при этом организация не будет терпеть убытков.
График точки безубыточности в блокноте
ЗБстоим.=В-Тб
ЗБ нат.=(Объем реализ.-Тб)/Объем реализ.
Маржинальный анализ применяется при принятии управленческого решения, например, принятие упр. решения о дополнит. заказе по цене ниже с/с или принятие упр. решения о заказе в условиях ограниченности ресурсов.
1. Принятие упр. решения о размещении допол. заказа по цене ниже с/с. Организация принимает такое решение в связи с отсутствием полноценных заказов, в условиях спада производства для того чтобы сохранить пп и коллектив.
Пример. Пп в течение года выпускает 100т.ед. изделий. А=7300тыс.руб., в=90руб. на ед., цена 1ед. = 200р.
Рассчитаем показатели:
1) Тб
2) С/с 1 ед.
3) Пр от продаж
4) ЗФБ
Тб=7300000/(200-90)=66364 ед.
С/с=7300000/100000 +90=163р.
Пр. от реализации=100000(200-90)-
ЗФБ=33,64
В условиях инфляции и спада производства пп заключило договор на производство и поставку 30т. изделий. Рассчитаем те же показатели для новых условий.
С/с=7300000/30000 +90=333,33р.
Убыток!
В этих условиях произошло увеличение с/с единицы и постоянные расходы стали непосильны для пп. Пп поступило предложение принять заказ на производство 50т. изделий по цене 180р. и дополнительными расходами на переоборудование на сумму 120т.р. Необходимо сделать экономическое заключение – принять заказ или отказаться.
Экономическое обоснование о дополнительном заказе по цене ниже с/с
Тб=76103ед.
Ср. Ц=187,5р.
С/с ед.=182,75р.
Как видно из расчетов
с/с 1 ед. ниже цены на 4, 75 р. Тогда прибыль
= 80000*(187,5-90)-7420000=
ЗБ= (80000-76103)/80000*100=4,9%
Пп-ю следует принять
предложение о размещении заказа по цене,
ниже обычно принятой на пп. Расчеты основных
показателей свидетельствуют, что средняя
цена продаж на 4,75р. выше с/с 1 ед. Это обеспеч.
пп получение прибыли в размере 380000р.
Принятие управленческого решения о выпуске продукции в условиях ограничений.
Ограничения выпуска продукции всегда связано с другими ограничениями.
1)...
2) Ограничение на ресурсы – виды ресурсов или объемы
3) Ограничение по ОФ – по времени работы и по кол-ву
И т.д.
В условиях ограничений действует правило к выпуску продукции принимается прежде всего продукция, обеспечивающая наибольший МД на 1 ед. недостающего ресурса, а на остальную продукцию направляются остатки ресурсов.
Пример. Пп выпускает пальто и куртки.
Показатель | Пальто | Куртки |
1. Цена 1 изд. | 7500 | 6300 |
2. Ув | 4600 | 3500 |
3. МД на 1 ед. (1-2) | 2900 | 2800 |
4. Расход ткани на 1 изд. | 3м | 2м |
5. МД на 1м ткани (3/4) | 967 | 1400 |
6. Спрос | 3т.шт. | 5т.шт. |
7. Потребность в ткани на весь выпуск, м (6*4)-19т.м | ||
8. Наличие ткани в м – 15т.м. | ||
9. Постоян. расх. за год – 10млн. р. |
Как видно по данным таблицы для обеспечения спроса ткани не хватает. Принимаем решение о выпуске согласно спроса курток, т.к. их производство обеспеч. наиб. МД на 1м недостающего ресурса. А из оставшейся ткани будут выпущены пальто. Из ткани, которая пойдет на выпуск 2 пальто можно сшить 3 куртки, что является эк. выгодным.