Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса принятия и влияния управленческих решений на деятельность организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и принципы принятия управленческих решений;
2. Рассмотреть основные виды управленческих решений и факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
3. Охарактеризовать основные этапы рационального принятия решений;
4. Изучить модели и методы принятия управленческих решений и их использование в отечественном менеджменте;
5. Определить критерии эффективности управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 6
1.1 Сущность и роль управленческих решений 6 1.2 Классификация управленческих решений 8
1.3 Факторы качества управленчесеих решений 12
2 ЭТАПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 14
2.1 Выработка цели принятия решения 14
2.2 Проведение комплексной диагностики ситуации и определение проблемы
2.3 Поиск, оценка и выбор альтернатив 21
2.4 Принятие решения и организация его исполнения 26
2.5 Контроль за реализацией управленческого решения 29
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Работа содержит 1 файл

курсовая по мен,2 Word.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры

     7)Количество критериев выбора.

Если  выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

     8)Форма принятия решений.

     Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся  альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе, отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

     9)Способ фиксации решения.

По этому  признаку управленческие решения могут  быть разделены на фиксированные, документальные (т.е. оформленные в виде какого- либо документа, приказа, распоряжения, письма и т.п.) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

     10)Характер использованной информации.

В зависимости  от степени полноты и достоверности  информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.

     1.3 Факторы качества управленческих решений

    Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений(УР), могут классифицироваться по различным признакам - как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды):

- законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;

-четкую формулировку цели - для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;

-объём и ценность располагаемой информации - для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

-время разработки УР - как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

-организационные структуры управления;

-формы и методы осуществления управленческой деятельности;

-методы и методики разработки и реализации УР (например, если фирма лидирует -методика одна, если следует за другими - иная);

-субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.

-состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и т.д.);

-систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.3

     Управленческие решения должны опираться на объективные законы и закономерности общественного развития. С другой стороны, управленческие решения существенным образом зависят от множества субъективных факторов - логики разработки решений, качества оценки ситуации, структуризации задач и проблем, определённого уровня культуры управления, механизма реализации решений, исполнительской дисциплины и т.п. При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Этапы рационального  принятия решений

     2.1 Выработка цели  принятия решения

     Цель - это состояние объекта управления, к достижению которой стремится организация.

     Действительно, деятельность организации направлена на достижение определенных результатов, которые бы изменили состояние объекта управления. Цели, стоящие перед организацией, определяются системой ценностей се высшего руководства, миссией организации и реальными условиями, в которых она функционирует. Естественно, что объективно необходимые цели должны быть конкретны, реальны и контролируемы.

     Конкретность означает, что цель должна содержать вполне осязаемые, ощутимые результаты, которые предполагается достичь: экономические, социальные, научно-технические и др. В идеале требование конкретности предполагает количественное выражение цели, хотя, разумеется, далеко не все цели в социальной и особенно духовной сферах общества удается выразить количественно.

     Реальность цели означает ее достижимость, что связано с полным обеспечением ее ресурсами, с правильно выбранной стратегией достижения, эффективностью управления.4

     Если соблюдены требования конкретности и реальности, то движение к цели и ее достижение вполне контролируемы. Для реализации требования контролируемости цели большое, если не решающее, значение имеет обеспеченность информацией, особенно обратной, осведомляющей субъект управления о ходе течения заданного процесса. Своевременная и качественная переработка осведомляющей информации, ее преобразование в информацию, содержащую корректирующие команды, позволяет вовремя устранить отклонения в движении системы к заданной цели.

     Цели организации бывают различных видов, например стратегические и тактические. Стратегические цели формируются при определении долговременной политики развития организации, а тактические - при решении оперативных задач управления.

     Цели могут быть траекторными и точечными. Траекторные (их еще называют направляющими) определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. В то же время точечные цели формулируются, как стремление достичь вполне конкретного результата.

     Существуют цели истинные и цели мнимые. Организация воспроизводственного процесса в хозяйственном субъекте в соответствии с мнимыми целями, как правило, приводит к банкротству, т.е. умиранию системы. В связи с этим задача формирования истинной цели исключительно актуальна

     Цели могут быть различных иерархических уровней. Под иерархией понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

     Иерархия - это определенный тип системы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в группы или уровни. 5 Лица принимающие решения создают иерархию обычно для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить процесс принятия решения. Самая простая иерархия - линейная.

     Преимущества иерархии:

-иерархические представления системы могут использоваться для описания того, как влияет изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов нижних уровней;

-иерархия предоставляет более подробную информацию о структуре и функциях на нижних уровнях и обеспечивает рассмотрение целей на высших уровнях;

-естественные системы, составляемые иерархически, строятся эффективнее, чем системы, собранные в целом;

-иерархии устойчивы и гибки.

     Главная цель устанавливается на вершине иерархии, их подцели -непосредственно под ними, на самом нижнем уровне размещаются возможные ресурсы. Ресурсы системы - это все то, что может использоваться для достижения целей и находится внутри системы.

     При характеристике ресурсов системы надо оценивать не только их наличие, но и степень использования, принимая во внимание, что использование ограниченных ресурсов на одном из участков означает потерянные возможности на другом участке

     Если целью нулевого уровня считать генеральную цель, например обеспечение производства конкурентоспособной продукцией, то целями первого уровня могут быть реструктуризация производства, введение в действие новой технологической линии, повышение квалификации специалистов, изменение системы материального стимулирования работников и т. д.

     Основной метод структуризации системы целей - метод построения дерева целей, базирующийся на принципах дедуктивной логики. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели. С помощью дерева целей сложные решения иерархически расчленяются на элементы, причем цели становятся более конкретными по мере того, как ветвление продвигается вниз. 6

     При построении дерева целей должны соблюдаться:

-соподчиненность, полнота, согласованность и непротиворечивость целей в дереве (это обеспечивается методикой его построения, основанной на последовательном развертывании основной цели на множество подцелей);

-определенность, обеспечиваемая возможностью оценки достижения целей в количественной форме;

-конкретность цели, т с. цели должны выражаться в конкретных показателях;

-реальность, т.е. имеющиеся средства и ресурсы должны быть достаточными для выполнения цели в определенные сроки;

-комплексность, обеспечивающая единство научных, социальных, технических, экономических и производственных требований

     Цель должна излагаться однозначно, формулироваться набором ключевых слов в терминах событий.

     Для того чтобы поставленная организацией цель была конкретизирована, целесообразно указывать также временной интервал ее достижения. С этой точки зрения цели бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.

     Долгосрочные цели более характерны для стратегического планирования, краткосрочные - для тактического, среднесрочные могут использоваться как при стратегическом, так и при тактическом планировании.

     Цели, которые ставит перед собой организация, охватывают основные аспекты ее деятельности. Так, в их число могут входить цели, характеризующие желаемое состояние организации в регионе:

-экономических показателей (доход, прибыль, рентабельность);

-успешности маркетинга (объемы продаж, доля рынка, уровень конкуренции);

-производство (ассортимент и объемы производимой продукции, развитие производственных мощностей и технологий, производительность, качество продукции);

-финансов (структура капитала, активы, выпуск акций, выплаты дивидендов),

-совершенствование продукции (изделие, отдельный модуль, отдельные характеристики, дизайн);

-организационных структур (открытие нового филиала, финансово-промышленная группа);

-кадров (повышение профессионального уровня, стабильность коллектива),

-социальных условий (медицинское обслуживание, условия труда, условия отдыха).

     Процесс формирования целей может идти в противоположном направлении - от целей менее высокого иерархического уровня к целям более высокого уровня. При таком подходе может быть использован метод составления аналитических обзоров, поскольку он может дать много целей более низких иерархических уровней, которые впоследствии обобщаются до уровня более общего характера. Распространенным методом построения (структуризации) системы целей является метод мозгового штурма.

Информация о работе Управленческие решения