Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной курсовой работы являются: исследование процедуры принятия решений и её классификаций, ознакомление с методами решения проблем, разработка схемы принятия управленческих решений и ее значимость на предприятии. Эти цели и задачи исследования имеют очень большую практическую значимость, так как принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.

Содержание

Введение
Понятие и классификация процедуры принятия решений
Методы решения проблем
Схема принятия управленческих решений на предприятии.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая менедж.docx

— 153.00 Кб (Скачать)

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как  правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

 

Успех мозгового  штурма сильно зависит от психологической  атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может  «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Одним из продолжений метода мозгового  штурма является метод синектики.

 Метод двойного  создания идеи

Работа проводится в парах и  в целой команде, состоит из 3 этапов:

1)       анализ проблем,

2)       продуцирование идей и выбор некоторых из них,

3)       развитие выбранных идей. 

 

Каждый из трех этапов включает:

·   высказывание своего мнения;

·   выслушивание мнения партнера;

·   высказывание совместных идей остальным членам команды;

·   оценку всех идей и выбор.

 Метод «Шесть  думающих шляп»

Предполагает  рассмотрение проблемы с множества  разных сторон.

Процесс обсуждения управляется правилами, которые иллюстрируются шестью шляпами  разных цветов.

Изобретенный Эдвардом де Боно, этот инструмент особенно полезен для оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций.

Хотя коллективное мышление представляет собой в большинстве случаев  борьбу различных мнений, метод «Шести думающих шляп» эффективно решает эту  проблему, заставляя всех участников думать параллельно. Одевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса.

Сначала зачитывается предложение, и  затем каждый участник надевает по очереди следующие шляпы:

• Белая шляпа – шляпа информации. Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Одевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию или данные, которые помогут им оценить предложение.

• Красная шляпа– шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки предложения людьми.

• Жёлтая шляпа– шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в предложении, почему оно должно работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном предложении. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.

• Чёрная шляпа– шляпа пессимизма. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в предложенной Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.

• Зелёная шляпа – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.

• Голубая шляпа– шляпа процесса. Она оценивает не само предложение, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки предложения. Одевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.

 Метод «Семь  инструментов»

Количественные инструменты оценки:

·   гистограммы,

·   диаграммы Парето,

·   классификационные диаграммы,

·   диаграммы вариаций,

·   контрольные листы,

·   схема Исикавы,

·   карты контроля процесса. 

Используются командой для решения  проблемы.

Гистограмма (от др.-греч. ἱστός — столб + γράμμα — черта, буква, написание) — способ графического представления табличных данных.

Количественные соотношения некоторого показателя представлены в виде прямоугольников, площади которых пропорциональны. Чаще всего для удобства восприятия ширину прямоугольников берут одинаковую, при этом их высота определяет соотношения  отображаемого параметра.

Таким образом, гистограмма представляет собой графическое изображение  зависимости частоты попадания элементов выборки от соответствующего интервала группировки.

  

Диаграмма Парето (см.приложение)

Назначение  метода: Применяется практически в любых областях деятельности. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму Парето в состав семи методов контроля качества.

Цель метода: Выявление проблем, подлежащих первоочередному решению.

Суть метода:  Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий выявить и отобразить проблемы, установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать, и распределить усилия с целью эффективного разрешения этих проблем.

Различают два вида диаграмм Парето:

  1. по результатам деятельности - предназначена для выявления главной проблемы нежелательных результатов деятельности;
  2. по причинам - используется для выявления главной причины проблем, возникающих в ходе производства.

План действий

  • Определить проблему, которую надлежит решить.
  • Учесть все факторы (признаки), относящиеся к исследуемой проблеме.
  • Выявить первопричины, которые создают наибольшие трудности, собрать по ним данные и проранжировать их.
  • Построить диаграмму Парето, которая объективно представит фактическое положение дел в понятной и наглядной форме.
  • Провести анализ диаграммы Парето.

Особенности метода: Принцип Парето (принцип 20/80) означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20%

Достоинства метода:  Простота и наглядность делают возможным использование диаграммы Парето специалистами, не имеющими особой подготовки.

Сравнение диаграмм Парето, описывающих ситуацию до и  после проведения улучшающих мероприятий, позволяют получить количественную оценку выигрыша от этих мероприятий.

Недостатки  метода: При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

Ожидаемый результат: Принятие решения на основании анализа диаграммы Парето.

 

 

 "Рыбья кость" (Схема Исикавы) (см.приложение)

Представляет возможные причины, которые порождают определенные эффекты.

Цель — классифицировать и анализировать  самые важные причины проблем.

 

 

 

Разделение процесса на паттерны (Process Patterning)

Процесс делится на составные части  для удобства анализа процесса. Сотрудники, реально работающие на разных стадиях процесса, вовлекаются в работу над делением процесса на паттерны.

Цель — понять процесс в целом, найти слабые места и спланировать процесс по-новому.

 

Симуляции (Simulation Games, Real Process Simulation)

Реальный производственный процесс  проигрывается на модели.

Используется для поиска альтернативных решений.

Полезен, когда другие методы приводят к одним и тем же очевидным решениям проблемы.

Существует три основных широко используемых модели принятия управленческих решений:

  • Физическая модель, которая представляет объект исследования при помощи ее уменьшенного или увеличенного описания. Она практически представляет собой  моделируемую целостность;
  • Аналоговая модель, которая представляет объект исследования аналогом, поведение которого аналогично поведению реального объекта, но внешне они не совпадают.
  • Математическая модель или символическая. В ней используются символы, обозначающие характеристики или свойства объекта.

Моделирование - это процесс, поэтому обозначим  этапы процесса принятия управленческих решений.

Постановка  задачи. Это основной этап построения модели, обеспечивающий правильное решение управленческого вопроса. Верная постановка задачи порой важнее ее решения. Для нахождения оптимального или приемлемого решения конкретной задачи необходимо знать ее составляющие. Это позволит отличить симптомы от причин, что должен уметь делать каждый руководитель.

Построение  модели. Это следующий этап. Разработчик определяет основную цель модели, а также выходные нормативы или предполагаемую к получению, используя модель, помогая руководству эффективно решить проблему, стоящую перед ним. Здесь нужно определиться с информацией, требуемой для построения модели, которая бы удовлетворяла этим целям и выдавала нужные сведения на выходе.

Проба модели на достоверность. Основной аспект проверки заключен в определении степени соответствия сконструированной модели настоящему миру. Необходимо определить наличие всех существенных компонентов, встроенных в модель, соответствующих действительной ситуации. Проверка нередко показывает, что сконструированные модели не совершенны, т.к. не содержат всех необходимых переменных. Этот этап также необходим для установления степени достоверности информации, получаемой с помощью модели,определяя ее способность реально помочь руководству решить проблему.

Применение  модели. Никакие модели принятия управленческих решений нельзя считать успешными до тех пор, пока не прошли принятие и не стали поняты и применены на практике.

Обновление  модели. Даже успешные модели принятия управленческих решений, прошедшие все этапы процесса принятия управленческих решений, необходимо обновлять.

Как и иные методы и средства, модели могут  стать причиной ошибок. Эффективность  модели снижается от действий потенциальных  погрешностей.

 

 

 

Бенчмаркинг 

Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

Обычно за образец принимают  «лучшую» продукцию и маркетинговый  процесс, используемые прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления  фирмой возможных способов совершенствования  её собственных продуктов и методов  работы.

Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.

Недостатки: трудность получения  объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового  и налогового учёта не всегда позволяют  получить реальные данные по тем или  иным направлениям деятельности.

 

При проведении бенчмаркинга можно выделить этапы:

  • Определение объекта бенчмаркинга
  • Выбор партнера по бенчмаркингу
  • Поиск информации
  • Анализ
  • Внедрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Схема принятия управленческих решений на предприятии

 

Обычно выделяют следующие  глобальные этапы принятия решения:

1. Определение цели, которую  необходимо достичь в результате  принятия решения,

2. Выдвижение альтернативных  методов достижения цели или  допустимых альтернатив,

3. Сравнение допустимых  альтернатив,

  1. Выбор в качестве решения наиболее предпочтительной из рассмотренных альтернатив.

Определение альтернатив - это формулирование набора альтернативных решений, т.е. вариантов решений проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.

Информация о работе Управленческие решения