Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 22:23, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы являются: исследование процедуры принятия решений и её классификаций, ознакомление с методами решения проблем, разработка схемы принятия управленческих решений и ее значимость на предприятии. Эти цели и задачи исследования имеют очень большую практическую значимость, так как принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Введение
Понятие и классификация процедуры принятия решений
Методы решения проблем
Схема принятия управленческих решений на предприятии.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив
из нескольких специалистов и веду
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.
Метод двойного создания идеи
Работа проводится в парах и в целой команде, состоит из 3 этапов:
1) анализ проблем,
2) продуцирование идей и выбор некоторых из них,
3) развитие выбранных идей.
Каждый из трех этапов включает:
· высказывание своего мнения;
· выслушивание мнения партнера;
· высказывание совместных идей остальным членам команды;
· оценку всех идей и выбор.
Метод «Шесть думающих шляп»
Предполагает рассмотрение проблемы с множества разных сторон.
Процесс обсуждения управляется правилами, которые иллюстрируются шестью шляпами разных цветов.
Изобретенный Эдвардом де Боно, этот инструмент особенно полезен для оценки инновационных, необычных и провокационных идей, предложений и ситуаций.
Хотя коллективное мышление представляет собой в большинстве случаев борьбу различных мнений, метод «Шести думающих шляп» эффективно решает эту проблему, заставляя всех участников думать параллельно. Одевая шляпу определенного цвета, все участники должны смотреть на задачу с соответствующего этой шляпе ракурса.
Сначала зачитывается предложение, и затем каждый участник надевает по очереди следующие шляпы:
• Белая шляпа – шляпа информации. Сюда входят факты, числа, потребности в информации и ее дефицит. Одевая белую шляпу, люди могут попросить предоставить им дополнительные информацию или данные, которые помогут им оценить предложение.
• Красная шляпа– шляпа эмоций. Сюда входят интуиция, чувства и эмоции. Люди описывают эмоции, которые у них вызывает данное предложение: страх, угроза, восхищение, желание действовать, и т.д. Очень важно выразить ощущения открыто, поскольку иначе они могут стать скрытой причиной отвергания или поддержки предложения людьми.
• Жёлтая шляпа– шляпа оптимизма. Люди находят положительные стороны в предложении, почему оно должно работать и приносить выгоду. Каждый по очереди должен сказать, что он видит хорошего в данном предложении. Даже если ты думаешь, что идея плоха, ты должен найти в ней что-то хорошее.
• Чёрная шляпа– шляпа пессимизма. Она предписывает осуждать и предостерегать. Каждый должен искать недостатки в предложенной Даже если это твоя собственная идея, которой ты очень горд, ты должен найти в ней недостатки и тайные угрозы.
• Зелёная шляпа – шляпа роста и возможностей. Это шляпа творческого мышления, поиска интересных альтернатив, предложения изменений и внесения провокационных идей. Каждый должен предложить способ улучшения или адаптации идеи, чтобы она работала лучше.
• Голубая шляпа– шляпа процесса. Она оценивает не само предложение, а процесс размышления над ним. Она используется для того, чтобы выяснить, эффективен ли в данном случае этот метод оценки предложения. Одевая голубую шляпу, люди обсуждают, используют ли они данный метод оценки наиболее эффективным способом.
Метод «Семь инструментов»
Количественные инструменты
· гистограммы,
· диаграммы Парето,
· классификационные диаграммы,
· диаграммы вариаций,
· контрольные листы,
· схема Исикавы,
· карты контроля процесса.
Используются командой для решения проблемы.
Гистограмма (от др.-греч. ἱστό
Количественные соотношения
Таким образом, гистограмма представляет собой графическое изображение зависимости частоты попадания элементов выборки от соответствующего интервала группировки.
Назначение метода: Применяется практически в любых областях деятельности. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму Парето в состав семи методов контроля качества.
Различают два вида диаграмм Парето:
Особенности метода: Принцип Парето (принцип 20/80) означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20%
"Рыбья кость" (Схема Исикавы) (см.приложение)
Представляет возможные
Цель — классифицировать и анализировать самые важные причины проблем.
Разделение процесса на паттерны (Process Patterning)
Процесс делится на составные части для удобства анализа процесса. Сотрудники, реально работающие на разных стадиях процесса, вовлекаются в работу над делением процесса на паттерны.
Цель — понять процесс в целом, найти слабые места и спланировать процесс по-новому.
Симуляции (Simulation Games, Real Process Simulation)
Реальный производственный процесс проигрывается на модели.
Используется для поиска альтернативных решений.
Полезен, когда другие методы приводят к одним и тем же очевидным решениям проблемы.
Существует три основных широко используемых модели принятия управленческих решений:
Моделирование - это процесс, поэтому обозначим этапы процесса принятия управленческих решений.
Постановка задачи. Это основной этап построения модели, обеспечивающий правильное решение управленческого вопроса. Верная постановка задачи порой важнее ее решения. Для нахождения оптимального или приемлемого решения конкретной задачи необходимо знать ее составляющие. Это позволит отличить симптомы от причин, что должен уметь делать каждый руководитель.
Построение модели. Это следующий этап. Разработчик определяет основную цель модели, а также выходные нормативы или предполагаемую к получению, используя модель, помогая руководству эффективно решить проблему, стоящую перед ним. Здесь нужно определиться с информацией, требуемой для построения модели, которая бы удовлетворяла этим целям и выдавала нужные сведения на выходе.
Проба модели на достоверность. Основной аспект проверки заключен в определении степени соответствия сконструированной модели настоящему миру. Необходимо определить наличие всех существенных компонентов, встроенных в модель, соответствующих действительной ситуации. Проверка нередко показывает, что сконструированные модели не совершенны, т.к. не содержат всех необходимых переменных. Этот этап также необходим для установления степени достоверности информации, получаемой с помощью модели,определяя ее способность реально помочь руководству решить проблему.
Применение модели. Никакие модели принятия управленческих решений нельзя считать успешными до тех пор, пока не прошли принятие и не стали поняты и применены на практике.
Обновление модели. Даже успешные модели принятия управленческих решений, прошедшие все этапы процесса принятия управленческих решений, необходимо обновлять.
Как и иные методы и средства, модели могут стать причиной ошибок. Эффективность модели снижается от действий потенциальных погрешностей.
Бенчмаркинг
Бенчмаркинг (англ. Benchmarkin
Обычно за образец принимают
«лучшую» продукцию и маркетинговый
процесс, используемые прямыми конкурентами
и фирмами, работающими в других
подобных областях, для выявления
фирмой возможных способов совершенствования
её собственных продуктов и
Бенчмаркинг можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований.
Недостатки: трудность получения объективных показателей из-за закрытости компаний, в том числе собственной. Существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.
При проведении бенчмаркинга можно выделить этапы:
Глава 3. Схема принятия управленческих решений на предприятии
Обычно выделяют следующие глобальные этапы принятия решения:
1. Определение цели, которую
необходимо достичь в
2. Выдвижение альтернативных методов достижения цели или допустимых альтернатив,
3. Сравнение допустимых альтернатив,
Определение альтернатив - это формулирование набора альтернативных решений, т.е. вариантов решений проблемы. Желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. На практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или времен, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Кроме того, рассмотрение большого числа альтернатив трудновообразимо и ведёт к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьёзного рассмотрения всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными.