Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 04:19, контрольная работа

Описание работы

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Решение может приниматься человеком в трех основных системах: технической, биологической и социальной. Решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, управление человеческими ресурсами, управление производственной и обслуживающей деятельностью, формирование системы управления компании (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование, коммуникации с внешней средой, называется управленческим.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Классификация управленческих решений…………………………………….4
2.Условия и факторы качества управленческих решений…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Управ.решения.docx

— 32.81 Кб (Скачать)

Направление воздействия  УР чаще всего идет на объекты внутренней среды, т.е. на персонал компании. Руководители имеют соответствующие полномочия принимать решения в рамках миссии компании. Однако любая компания является открытой для внешней среды системой. Поэтому руководитель, имеющий полномочия представлять компанию во внешней среде -- работа с клиентами и партнерами, -- должен уметь разрабатывать и  реализовывать УР среди равных себе людей. Здесь требуются новые  подходы и технологии.

Глубина воздействия УР определяется количеством уровней управления, для которых данное решение обязательно. Так, руководитель может реализовать  УР только на уровне цеха или отдела -- это одноуровневая глубина воздействия.

Если же УР кроме цехов  и отделов будет обязательно  для заместителей руководителя, то это многоуровневое воздействие.

Практически любое решение  имеет ограничения на ресурсы  и параметры. Эти ограничения  носят как объективный, так и  субъективный характер. К объективным  относятся ограничения, определяемые законами теории организации и управления, законодательством РФ, бюджетом. К  субъективным ограничениям относятся  параметры, зависящие от специфики  ресурсов, производимого продукта, соотношения спрос--предложение  и т.д. Эти ограничения сами по себе являются критериями реальности предлагаемого решения. Например, при  разработке вариантов организационных  структур управления специалисты Должны придерживаться норм подчиненности (количество человек, подчиненных одному руководителю.

Составляя организационную  структуру управления (ОСУ), специалисты  должны на высшем уровне управления компании подчинить генеральному директору  не более б человек с разнотипными функциями или 12 человек -- с однотипными, а также их сочетания.

Существует группа решений, которые принимаются в условиях изобилия ресурсов, при котором на них нет ограничений.

Способ фиксации УР может  быть письменный и устный. По регламенту многих фирм руководители должны в  письменной форме предоставлять наиболее ответственные УР для экономической и правовой экспертизы и в дальнейшем для исполнения. Устные УР тоже имеют правовую силу, их можно обжаловать в суде, если имеются по крайней мере два человека, слышавшие это решение, озвученное руководителем.

Таким образом, традиционными  видами работ, в которых руководитель разрабатывает и реализует УР, являются: работа с информацией; работа с человеком, коллективом; работа с  системой управления; оказание управленческой консультации.

В настоящее время в  современных организациях введена  должность руководителя информационной службы, подчиняющегося непосредственно  генеральному директору для общего управления информационными ресурсами  компании.

Требования к управленческому  решению

Разрабатываемое УР должно удовлетворять ряду требований и  включать условия их достижения.

2.Условия и факторы  качества управленческих решений

Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат  и зависит от ряда факторов:

- качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);

- оптимального или рационального характера принимаемого решения;

- своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;

- соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;

- квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;

- готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Требования, предъявляемые  к управленческим решениям. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать  некоторых поставленных целей, решение  должно удовлетворять ряду требований:

- единство целей — непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей;

- обоснованность и правомочность — аргументированность и обоснованность решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы по возможности должны носить формализованный характер (содержать статистические, экономические и другие данные). Для достижения научной обоснованности и правомочности необходимо обеспечить:

- применение к разработке решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических законов на эффективность решения;

- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.

- ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя;

- краткость формулировок принятого решения — выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем;

- гибкость — существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

- своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения;

- объективность — менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

- получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

 

- обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

- обеспечить многовариантность решений;

- достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

- возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений — использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность;

- ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;

- наличие механизма реализации — содержание решения должно включать разделы, охватывающие организацию, стимуляцию, контроль при реализации решений.

Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к  возможным ошибкам в определении  исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение  целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой  момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

Цели и критерии оценки управленческих решений. Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся  называть те конкретные результаты, которые  предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде  времени. При этом цель всегда лежит  вне системы. Она отражает реакцию  среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.

Перечислим известные  требования к цели. Цель должна быть:

 

- недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;

- измеряема, для этого может быть использована обратная связь;

- реальна и достижима в установленные сроки;

- связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;

- совместима с целями отдельных групп исполнителей;

- формализуема. Формализация целей — процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.

Основная цель для коммерческих организаций — максимизация прибыли. При этом могут формулироваться  дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.

Различают три типа организационных  целей:

- официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;

- оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;

- операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.

Возможна и другая классификация  целей:

- стратегические цели;

- цели конкретной бизнес-программы;

- перспективные цели;

- текущие цели;

- оперативные цели.

Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.

Формализация целей имеет  место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность  систем породила различные варианты определений критерия. Критерий определяют как количественное отражение степени  достижения системой поставленных перед  ней целей. Однако в менеджменте  удобней рассматривать этот термин следующим образом: критерий — правило  выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. В  соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:

- неэффективные, не позволяющие решить проблему;

- рациональные, позволяющие решить проблему;

- оптимальные варианты решения — варианты, позволяющие решить проблему наилучшим образом в определенном критерием смысле или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.

При сравнении вариантов  управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:

принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры  эффекта;

принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым хорошим  решением считается решение, обладающее внешней и внутренней устойчивостью  параметров эффективности. Внутренняя устойчивость множества параметров эффективности достигается их несравнимостью, внешняя устойчивость достигается  тогда, когда варианту, не вошедшему  в множество хороших решений, соответствует более предпочтительный, вошедший в состав варианта, признанного  хорошим.

 

Заключение

Понятие управленческих решений  основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию  решений, их основной состав, а также  общие этапы управленческих решений.

В зависимости от вида деятельности организации и сути принятого  решения формируются управленческие решения, которые, в свою очередь, могут  иметь различный состав. Однако существует общепринятая классификация основных подходов, в которые входят:

- планирование;

- организация деятельности;

- мотивация;

- контроль.

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой  функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так  как является не индивидуальным, а  групповым процессом.

На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверной  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого  решения могут приниматься в  условиях определенности (детерминированные  решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Комплексный характер проблем  современного менеджмента требует  комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и  специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.

Информация о работе Управленческие решения