Управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

В общем процессе управления управленческое решение занимает центральное, ключевое место. По сути своей процесс управления – это процесс непрерывного принятия и реализации управленческих решений. Управленческое решение является результатом деятельности субъекта управления

Содержание

4.1. Характеристика управленческих решений
4.2. Типология управленческих решений и факторы их качества
4.3. Технология разработки и реализации управленческих решений.
4.4. Требования к управленческим решениям
4.5. Методы и модели, используемые при разработке управленческих решений
4.6. Методы экономического анализа и контроль исполнения управленческих решений.
4.7. Принятие оперативных решений
4.1. Характеристика управленческих решений

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     Другой  фактор, влияющий на процесс принятия решения и его качество, - это  количество времени у руководителя на принятие решения (давление времени).

     Влияющими факторами являются также условия, в которых действует руководитель, принимающий решение. Такими условиями могут быть условия определенности, риска, неопределенности. В условиях определенности принимаются в основном стандартные, оправдавшие себя ранее решения, а в условиях неопределенности чаще всего необходимо привлекать опыт, интуицию, творческие способности руководителя.

     Технология  менеджмента  рассматривает УР как  процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения.

     На  стадии подготовки УР проводится экономический анализ ситуации на микро - и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

     На  стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

     На  стадии реализации решения принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.

     Ошибочное представление объема, характера  и содержания задач, поставленных перед  исполнителями решения, снижают  эффективность принятого решения в целом.

     При доведении задач до исполнителей необходимо добиться, чтобы последние  ясно представляли себе: когда, каким  образом, в каких условиях, какими силами и средствами, к какому сроку, в каком количестве и с каким  качеством требуется выполнить порученное задание. Для доведения задач до исполнителей применяются разные формы и методы: собрания и совещания, беседы, изучение документации, показ образцов исполнения, инструктирование и т.п.

     В системе управления среди методов  обеспечения выполнения УР важную роль играет контроль за ходом его выполнения. Целью контроля является  учет хода реализации, своевременное выявление отклонений от заданной программы, быстрое принятие мер по предупреждению наметившихся отклонений и их ликвидация.

       Руководитель должен придерживаться  определенных правил, способствующих  успешному осуществлению принятых  решений. Это:

     1. Учет индивидуальных особенностей  исполнителей (профессиональное мастерство, специальные знания, опыт, квалификация).

     2. Учет особенностей темперамента личности.

     3. Взаимопомощь совместно работающих. 

     4.4. Требования к управленческим  решениям 

     Основным  требованием, которое предъявляется  к УР, является то, чтобы принятое решение способствовало достижению основной цели организации. Это требование можно конкретизировать с помощью ряда частных.

     1. Всесторонняя обоснованность. Это  требование имеет два аспекта:

     а) при разработке решения необходимо учесть все стороны рассматриваемой  проблемы в том числе экономическую, техническую, социальную, экологическую и т.д.;

     б) учет последствий принимаемого решения, причем как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу.

     2. Правомерность. Это требование  означает, что принимаемое решение  должно соответствовать нормам  действующего законодательства

     3 Непротиворечивость  ранее принятым  решениям. Смысл данного требования  заключается в том, что вновь  принимаемое решение не должно  противоречить тем, которые по  данному вопросу принимались  ранее. При принятии решения  следует отметить его связь  с предыдущим.

     4. Своевременность. Решение должно  приниматься в тот момент, когда  проблема полностью созрела, то  есть имеются все необходимые  условия для ее успешного решения.

     5. Реальность (обеспеченность ресурсами). Это означает практическую осуществимость  решения. Должны быть точно указаны источники ресурсов, необходимых для  его осуществления.

     6. Четкость, ясность и лаконичность, простота изложения. Для формулировки  решения должны быть использованы  простые, всем понятные выражения,  исключающие двусмысленное толкование, необходимо избегать многословия, которое затрудняет понимание смысла решения.

     Хотя  указанные требования, на первый взгляд, представляются очевидными, на практике очень часто происходит их нарушение.

     Исследования  показывают, что среди причин неисполнения решений и низкого качества решений значительное место занимают так называемые пороки УР. Основными из них являются:

     1. Большой объем принимаемых решений.

     2. Вновь принимаемые решения не  учитывают предыдущие, дублируют  существующий организационный порядок.

     3. Трансформация цели решения в  процессе его движения по иерархическим  уровням.

     4. Принятие псевдорешений, то есть  решений, которые не несут конкретного  содержания. Такие псевдорешения  содержат неконкретные, размытые, а  следовательно, непроверяемые задания, отражают общую установку, пожелания: «обратить внимание», «поставить на должный уровень», «принять необходимые меры», «усилить требования» и т.п.

     5. Недостаточная технологизация процессов  подготовки и принятия решений  (отсутствует технология разработки типовых, регулярно повторяющихся решений).

     6. Отсутствие процедуры согласования  решений с их исполнителями.

     7. Для исполнения решения даются  нереальные «мобилизующие» сроки.

     8. В решениях мало элементов  «исполнительского замысла», при  их подготовке не соблюдаются стандарты делопроизводства. Нередко в решениях объявляется только то, что должно быть, без указания на основные элементы организации исполнения (кто, что, какими средствами и т.п.). Иногда в содержании решений отсутствуют такие параметры, без которых их выполнение затруднено или вообще невозможно.

     9. Недостаточное информационное обеспечение  для принятия решений. Обычно  руководитель получает большой  объем информации, но подчас остро  не хватает такой, на основе  которой можно распознавать проблемы  на ранних стадиях их проявления и, тем самым, упреждать неблагоприятные тенденции.

     10. Недостаточная эффективность механизма  оценки выполнения решения. Нередко  механизм оценки выполнения решений  ориентирован на фиксацию «внешних»  параметров исполнения, преимущественно сроков, а не на оценку достигнутого результата. 
 

     4.5. Методы и модели, используемые при  разработке управленческих  решений 

     Методы  принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

     - метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

     - метод, основанный на понятии  «здравого смысла», когда менеджер, принимая решение, обосновывает его последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный ими практический опыт;

     - метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновывать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.

     Существует  несколько возможных схем принятия решений:

     1) руководитель может принимать решения один;

     2) решение может быть принято  руководителем после консультации  с другими лицами;

     3) те, на кого влияет решение,  могут принимать его как группа (руководитель при этом выступает  как один из членов группы).

     При групповом принятии решения обеспечивается участие тех, кого решение касается, и повышается их готовность осознанно выполнять решение. Облегчается координация последующей работы, более легкими становятся коммуникации, увеличивается разнообразие рассматриваемых альтернатив, расширяется объем используемой информации.

     С помощью научных исследований и  обширной практики принятия УР выработан  целый ряд методов группового принятия решений, резко повысивших объективность и обоснованность этого процесса. Среди них –  мозговая атака, метод номинальной группы, метод Дельфи.

     Мозговая  атака предпринимается группой как процесс генерирования идей, когда рассматриваются все возможные альтернативы с критической точки зрения.

     Метод номинальной группы ограничивает обсуждение или общение друг с другом до определенного предела. Члены группы присутствуют на встрече, но действуют независимо. Вначале ставится проблема, а затем предпринимаются следующие шаги:

     1. До того, как начнется обсуждение  проблемы, каждый член группы  независимо друг от друга записывает  свои соображения или идеи по данной проблеме.

     2. Проводится запись всех идей  каждым членом группы.

     3. Группа обсуждает идеи, чтобы  их пояснить и оценить.

     4. Каждый член группы независимо  определяет рейтинг значимости  всех идей. Окончательное решение  определяется как  идея с наибольшим совокупным рейтингом.

     Основное  преимущество этого метода состоит  в том, что он позволяет группе формально проводить общую встречу, но не ограничивает независимость мышления каждого.

     Наиболее  сложным и длительным является использование метода Дельфи. Он сходен с методом номинальной группы с той разницей, что физического присутствия всех членов группы не требуется. Метод Дельфи исключает встречу членов группы лицом к лицу. Этот метод характеризуют следующие шаги:

     1. Определяется проблема; членов группы просят дать возможные решения посредством ответа на тщательно составленную анкету.

     2. Каждый член группы анонимно  и независимо отвечает на первую  анкету.

     3. Результаты первой анкеты собираются  в центре, расшифровываются и  обобщаются.

     4. Каждый член группы получает копию результатов.

     5. После просмотра результатов  эксперты  снова  предлагают  свои решения. Как правило,  даются новые решения или появляются  изменения в первоначальной позиции.

     6.  Указанные шаги повторяются так  часто, как это необходимо, пока не достигается согласие.

     Преимущества  метода – независимость мышления экспертов, находящихся в пространственном отдалении друг от друга.

     Все методы, используемые при разработке УР, можно объединить в три основные группы: метод экстраполяции, методы экономико-математического моделирования и экспертные.

     Метод экстраполяции может быть применим в тех ситуациях, когда состояние объекта управления можно признать допустимым, нормальным.

         Тогда решение, принятое в прошедшем  периоде, может быть применимо в следующем. Основное внимание уделяется ликвидации тех недостатков, которые ранее препятствовали успешной реализации решений.

Информация о работе Управленческие решения