Управленческие решения и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают).

Содержание

Управленческие решения и ответственность…..3
Морфологический анализ…..17
Принятие управленческих решений в инновационной деятельности…..21
Список использованной литературы…..25

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx контрольная работа.docx

— 126.04 Кб (Скачать)

       Морфологический анализ

       Люди  издавна мечтали о методе, который  охватывал бы исчерпывающее количество вариантов решения задач. Определенным приближением к этому методу является мофологический анализ. Термин морфологический (греч. morphe – форма) означает внешний вид.

       Несмотря  на то, что термин «морфологический анализ» предложен Ф. Цвикки, в действительности этот метод известен давно. Его корни уходят в глубину веков. Еще монах и логик Р. Луллий (1235–1315 гг.) в своем труде «Великое Искусство» писал о том, что путем систематической комбинации очень малого числа принципов имеется возможность разрешить все проблемы философии и метафизики, однако практические средства, имевшиеся в его распоряжении, были недостаточны. Принципы Р. Луллия (он ограничил их числом девять) воплотились в приборах, в которых блоки одних окружностей вращались вокруг других. В результате перемещения окружностей относительно друг друга можно было получать различные высказывания и суждения.

       У Луллия были свои почитатели. Среди них – Джордано Бруно. По его мнению, человеческое знание согласовано с природой и понятия ума соответствуют иерархии вещей. Другим верным последователем «Великого Искусства» Луллия был знаменитый Г. Лейбниц, написавший еще в двадцатилетнем возрасте свой труд под название «Dе Arte Combinatoria» («О сочетательном искусстве»).

       Проанализировав «Великое Искусство» Луллия, великий Р. Декарт увидел в нем опасность механизации мышления, написав об этом в своем труде «Рассуждение о методе» буквально за несколько строк до объяснения знаменитых «Четырех правил». О механистичности Луллия написал также Г. Гегель в своей книге «Средневековая философия».

       В современном виде морфоанализ создан швейцарским астрофизиком Ф. Цвикки. В 30-е годы ХХ века Ф. Цвикки интуитивно применил морфологический подход к решению астрофизических проблем и на этой основе предсказал существование нейтронных звезд. Только на первый взгляд может показаться странным, что метод активизации мышления создан астрофизиком, ведь астрономия одной из первых наук столкнулась с большими и сложными динамическими системами (звездами, галактиками) и первой ощутила потребность в методах, позволяющих анализировать такие системы. Большими динамическими системами по своему многообразию и сложности являются технические системы. Поэтому неслучайно в годы II мировой войны эмигрировавший из Европы Ф. Цвикки был привлечен к разработкам в области американской ракетно-космической техники.

       Сущность  метода морфологического анализа заключается  в соединении в единую систему  методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных  вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая инновация связана  со стремлением уменьшить объем  вложения капитала и снизить степень  риска, которая всегда сопутствует  нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.

       Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов. В их числе:

1) формулировки  проблемы;

2) постановки  задачи;

3) составления  списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или  операции;

4) составления  перечня возможных вариантов  решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической  картой или таблицей (если характеристик  продукта – 2) или «морфологическим  ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).

       В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная  морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или  альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют  вариантам решения исследуемой  проблемы.

       Рассмотрим  условный пример. В качестве осей берем  части продукта или этапы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т.д. Затем записывает возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т.д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:

 А-1; А-2; А-3; А-4;

 Б-1; Б-2; Б-3;

 В-1; В-2;

 Г-1; Г-2;

       Из  этого ящика извлекаем сочетания  элементов, типа: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее  число вариантов в морфологическом  ящике равно произведению числа  элементов на осях (факториальная (!) зависимость). В нашем примере  количество вариантов равно 4х3х2х2= 48. Для того, чтобы из этих вариантов выбрать один вариант, надо все их перебрать, т.е. проделать чрезвычайно трудоемкую работу.

       Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний  и выбор наилучшего сочетания. В  нашем примере это означает, что  из полученных 48 вариантов надо выбрать  только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов, а  это очень трудоемкая работа.

       При методе морфологического анализа применяются  специфические понятия:

морфологический интервал;

морфологическое расстояние;

морфологическая окрестность;

поверхность морфологической окрестности;

скачок (или прорыв).

       Морфологический интервал области (экономической, технической, технологической и т.д.) представляет целое множество дискретных точек (или координат), каждая из которых  соответствует определенной комбинации переменных величин. Эти переменные величины есть параметры. Пространство имеет столько измерений, сколько  имеется параметров.

       Морфологическое расстояние между двумя точками  пространства. Оно определяется числом параметров, которые не являются общими для двух вариантов. Здесь следует  иметь в виду, что два варианта, которые отличаются друг от друга  только одним параметром, являются морфологически близкими вариантами. Но одновременно эти два варианта отличаются по многим (т.е. по всем остальным) параметрам и являются морфологически далекими друг от друга.

       Морфологическая окрестность. Она представляет собой  множество точек, каждая из которых  морфологически близка к другой точке.

       Поверхность морфологической окрестности –  это множество вариантов, отличающихся от точек данной окрестности самое  большое одним параметром. Площадь  поверхности морфологической окрестности  равна числу таких точек.

       Скачок, или прорыв, означает, что в результате исследований была разработана такая  новая система, которая произвела  революцию в экономике, технике, технологии. Появление скачка в данной области равносильно освоению новой большой территории. Скачок в области инновационного продукта или операции способствует быстрому захвату рынка как своей страны, так и ряда зарубежных стран. Вероятность любого скачка в единицу времени представляет при всех прочих равных условиях убывающую функцию, аргументом которой является морфологический интервал, отделяющий его от современного уровня развития экономики, техники, технологии и т.п.; математическая запись такой функциональной зависимости может быть, например, следующая: 1/2; 1/4; 1/8 и т.д. При этом в любом случае нововведения будут возникать в непосредственной близости от старых нововведений, прежде всего за счет проникновения в соседние, еще не исследованные области на границах уже освоенных территорий. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Принятие  решений в инновационной  деятельности.

       Характеристика  среды принятия решений в инновационной  деятельности. Инновационный менеджмент – это организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности предприятия.

       Основная  цель управления инновационной деятельностью  – повышение эффективности деятельности, конкурентоспособности предприятия  путем обновления продукции, технологии, введение организационно-экономических  изменений.

       Задачи  инновационного менеджмента включают определение основных направлений:

       - разработки и внедрения новой  продукции, т.е. инновационной  деятельности;

       - создания или совершенствования  системы менеджмента, финансово-экономического  механизма;

       - модернизации и усовершенствования  выпускаемой продукции.

       Объект  управления в инновационном менеджменте  – инновационная деятельность, т.е. любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Особенностью объекта управления в том, что  инновационная деятельность носит творческий характер, трудно вписывается в формализованные организационные структуры менеджмента.

       Субъект  управления, т.е. лица, принимающие решения, - руководство высшего звена, менеджеры  целевых инновационных программ. Особенностью субъектов управления инновациями в том, что помимо высокой квалификации и интеллектуальных способностей важное значение имеет способность выдвигать новые идеи и работать в новых областях науки и техники без постоянного контроля вышестоящего руководства. Такие личные качества, как новаторство и инициатива, становятся важными факторами успешной работы.

       К основным факторам, влияющим на принятие решений в инновационной деятельности, можно отнести следующие:

       - специализация (сфера деятельности) предприятия;

       - организационно-правовая форма предприятия;

       - политико-правовая среда в сфере регулирования инноваций;

       - организационная культура предприятия;

       - организационная структура предприятия;

       - место расположения предприятия;

       - цели деятельности предприятия;

       - степень централизации управления;

       - организационно-методическое сопровождение  инновационных целевых программ;

       - источники финансирования инновационных  программ;

       - инновационный потенциал предприятия;

       - квалификация персонала; 

       - особенности рабочих групп;

       - творческая активность и опыт  лидера.

       Решения, характерные для инновационной  деятельности, и их особенности. В  ходе деятельности по управлению инновациями  принимаются решения в области:

       - разработки планов и программ  инновационной деятельности;

       - организации мониторинга и наблюдения  за ходом разработки инновации и ее внедрения;

       - рассмотрения проектов инноваций;

       - проведения единой инновационной  политики;

       - координации инновационной деятельности в функциональных и производственных подразделениях;

       - обеспечения финансовыми и материально-техническими  ресурсами;

       - обеспечения квалифицированными  кадрами для разработки инноваций;

       - создания целевых групп для  комплексного решения инновационных  проблем.

       Особенности решений по управлению инновационной  деятельностью состоят в том, что они:

       - способствуют интеллектуализации  трудовой деятельности, повышению  ее наукоемкости;

       - трудно поддаются стандартизации, поскольку проблемы, на решение  которых они направлены, нестандартны;

Информация о работе Управленческие решения и ответственность