Управленческие решения и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 13:11, контрольная работа

Описание работы

Ответственность - категория этики и права - выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Но не только. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают).

Содержание

Управленческие решения и ответственность…..3
Морфологический анализ…..17
Принятие управленческих решений в инновационной деятельности…..21
Список использованной литературы…..25

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx контрольная работа.docx

— 126.04 Кб (Скачать)

       Преступность  профессиональная - преступная деятельность лиц, для которых совершение уголовно-наказуемых деяний постоянное занятие, основной источник существования.

  Регламентное управление  и разделение ответственности

      Важнейшая функция административного права - организационная. Примером реализации этой функции является использование  регламентов в управлении, что  позволяет исключить взаимопрощение ошибок, устраняет субъективизм в оценках работы подразделений и исполнителей, снижает неопределенность в решении задач, формировании ответственности за реализацию управленческих решений.

      Под регламентом управления понимается описание порядка управленческих решений, которым четко определяется, кто, когда и в каких условиях решает конкретные задачи и кто несет ответственность за их успешную реализацию. Изменения в производстве вызывают необходимость внесения дополнений, уточнений в регламент управления предприятием.

       Система регламентного управления состоит  из ряда документов, составленных на различных  стадиях процесса управления. К таким  документам относятся нормали управления, классификаторы задач, информационные таблицы, схемы функционирования и др. Основополагающим документом являются нормали управления, то есть исходные организационные нормативы. В них в наглядной форме отражается логика процесса решения взаимосвязанных задач управления. В частности, отмечается:

- когда  и как должна быть решена  конкретная задача;

- кто  участвует в ее решении;

- кто  несет ответственность за организацию  решения;

- какая  информация необходима для решения.  В нормали указывается схема  реализации задачи и адрес  (место), куда документ передается. Отметка исполнителя в приеме документа означает принятие ответственности за реализацию принятого решения.

       Нормализованное описание реального  процесса управления включает выполнение трех видов работ:

- разработку  и утверждение информационных  таблиц;

- разработку  и утверждение нормалей;

- разработку  аналитических таблиц.

       Информационные  таблицы - это документ, на основе которого разрабатываются нормали управления. Они составляются по задачам, выполняемым  структурными подразделениями аппарата управления предприятия.

       Информационные  таблицы, завизированные ответственными исполнителями и одобренные руководством организации, являются основанием для  разработки нормалей. Как отмечалось, нормали позволяют графически представить  каждую из задач процесса управления с указанием исполнителей, входной  и выходной информации, источников входной информации, сроков выполнения задач и взаимодействия различных  органов при их реализации.

       При разработке нормалей руководствуются  следующими положениями:

    - каждой  задаче на схеме соответствует  одна вертикальная полоса;

    - элементы  схемы изображаются символами:

- каждый  элемент схемы (кроме связей) имеет  свой код.

       Для входной информации (ее источников), исполнителей и потребителей используются в качестве кода их порядковые номера, постоянные для всех схем. Каждая задача и документ (результирующая информация) также кодируются. При этом код включает три элемента: буквенный индекс, означающий: «З» -задача, «Д» - документ. Далее цифровое обозначение номера задачи (документа) и порядковый номер данной нормали. Например, код «3-4-1» на рис. 1 означает: «З» - задача, «4» - ее номер в нормали, «1» - порядковый номер нормали.

       Наименование  внешней входной информации, исполнителей, потребителей помещают в левой части  схемы. Последовательность отражения  задач диктуется сроками решения  и логикой информационных связей. 

 

 

Рис.1. Нормаль изучения

       Применение  регламентного управления предполагает составление аналитических таблиц на основе периодического анализа разработанных  нормалей. По существу такие таблицы  могут рассматриваться как предложения  по совершенствованию процесса управления (понимая под процессом управления систему воздействий на объект посредством  управленческих решений).

       Составлению аналитических таблиц предшествует анализ следующих вопросов:

состав  решаемых задач, их полнота и необходимость,

качество  используемой входной информации, ее достоверность,

надежность  источников получения информации, квалификация исполнителей, их заинтересованность в решении задачи и ответственность,

возможность использования иных путей решения  задачи. По результатам анализа заполняется  таблица, в которой указывается  состав задач и возможность их решения по форме:

п/п

Классификатор задач Решаемая задача Нерешаемая задача Задача,требующая уточнения Примечание
1 2 3 4 5 6

       Поскольку хозяйственная жизнь предприятия  достаточно динамична с течением времени возникает необходимость  проектирования новых нормалей управления. При этом форма и методика ее разработки остаются прежними, а содержание работ  может претерпевать серьезные изменения.

       Регламентное  управление способствует его совершенствованию  за счет: сведения к минимуму влияния  субъективных факторов, обеспечения  четкого разделения и специализации  управленческого труда, координации  и стандартизации решения соответственно взаимосвязанных и однотипных задач  управления, а также повышения  ответственности исполнителей за качество и своевременность разработки управленческих задач и потребителей - за практическое использование результатов.

       Нравственная  ответственность  руководителя

      Нравственно-психологическая  позиция руководителя предприятия  в значительной мере проявляется  через механизм разработки и реализации управленческих решений. Они являются продуктом его интеллектуальной деятельности. Однако каждое управленческое решение имеет не только экономическую  значимость, но и моральную ценность, поскольку оценивается подчиненными, коллегами, вышестоящим руководством, внешними деловыми партнерами, затрагивая их интересы.

      Результаты  проведенных опросов показывают, что критерием оценки характера  руководства на предприятии работники, в частности ИТР, называют последствия  принимаемых решений. Не личным, деловым  качествам или стилю управления руководителя отдается предпочтение, а выбору управленческого решения. При этом величина ответственности  прямо пропорциональна последствиям решений, среди которых выделяются:

   - индивидуально-психологические (личные  переживания человека);

   - социально-психологические (реакция  коллектива на принятие решения);

   - нравственно-педагогические (воспитательный  аспект принятого решения);

   - организационные (изменения взаимосвязей  в структуре управления и производства);

         - экономические (полученная прибыль, либо нанесенный предприятию ущерб).

       Формирование  нравственной структуры личности связана с ее психологическими свойствами (направленностью, силой воли, темпераментом, характером и т.д.). Уровень нравственной культуры человека имеет в своей основе внутреннюю детерминацию (обусловленность), а не простое подчинение внешним (общественным) нормам. Последнее порождает конформизм, пассивное приспособленчество к окружающей действительности.

       Выбор управленческих решений зависит  не только от интеллектуального, но и  нравственно-этического потенциала личности. Конкретно это проявляется в  осознании руководителем долга  и ответственности, в его социально  значимых потребностях и чувствах. Нередко нравственные начала личности приобретают первостепенное значение. Современная российская действительность подчеркивает высокую актуальность этой проблемы на всех уровнях власти и управления экономикой.

       Нравственный  облик руководителя, по мнению специалистов, включает систему качеств, которые  делятся на общие, конкретные и специфические. К общим относятся патриотизм, гуманизм, справедливость; к конкретным - гражданская совесть, ответственность, воля, коллективизм, мужество, принципиальность; к специфическим - трудолюбие, скромность, великодушие, оптимизм, доброта.

       Все качества связаны между собой. Общие  качества являются базовыми. Они определяют нравственное здоровье личности и раскрываются далее в других. Конкретные качества выступают ориентирами того, что  должен развивать у себя руководитель. Специфические качества во многом характеризуют  эффект обаяния руководителя, в частности, его коммуникабельность.

       Уровень развития нравственных качеств зависит  от общей культуры и воспитания руководителя. Российской жизни присуще черты  духовности, оцениваемые некоторыми авторами как «национальное достояние». К ним относятся сострадание, желание прийти на выручку, солидарность, бескорыстие, которые порой непонятны западным обывателям. На этом фоне парадоксально воспринимается современный нравственный беспредел, проявляющийся хотя бы только в задержках выплаты заработной платы работникам предприятий. Всему есть объяснение, однако это не входит в круг рассматриваемых вопросов.

       Нравственным  аспектам управления серьезное внимание уделяется в странах Запада и  Востока. Приведем модель поведения  руководителя по обеспечению реализации принятого решения, разработанную  «Чейз Манхеттен Бэнк» (США):

1. Гуманные  отношения к работникам должно  быть развито на 100%.

2. Дружеское  отношение к сотрудникам не  должно переходить в панибратство.

3. Стремление  нравится людям (саморепрезентация) и самоутверждение руководителя через достижение конкретных результатов должно быть в соотношении 30%/70%.

4. Не  использовать работников в личных  интересах, а помогать им в  решении их проблем, способствуя  тем самым достижению собственных целей.

5. Эффективный  управляющий лишь на 20% зависит  от внешних воздействий, а на 80% он управляет ситуацией.

6. Использовать  административную власть крайне  нежелательно.

7. Стремление  любой ценой выполнить задание,  вплоть до увольнения подчиненных,  чревато опасными последствиями.

8. Неудовлетворенность  результатом работы подчиненного  не должна быть явной, лучше  этого не показывать.

       В современной практике управления расширяется  диапазон нравственной ответственности  выбора управленческих решений. Так, принимая управленческое решение, руководитель выбирает вариант взаимодействия с  коллективом, имеющим производственно-экономический  и нравственно-психологический эффект. Критерием правильности выбора решения  руководителем является творческий подход работников к выполнению поставленной производственной задачи,  их инициативно-исполнительское  поведение. Однако в практическом менеджменте  характер взаимодействия с коллективом  при выборе решений может иметь  различные варианты, от которых зависит  степень нравственной ответственности как руководителя, так и работников.

       Выбор управленческого решения должен быть продиктован интересами дела, с одной стороны, с другой - должен основываться на учете мнений подчиненных, либо согласовываться с «мозговым центром» (штабом) предприятия, включающим заместителей, руководителей подразделений, ведущих специалистов и др. Нравственная ответственность руководителя в принятии решений заключается в наиболее полном учете всех мнений (специалистов, коллективного и коллегиального органов). Такое решение позволяет: выразить общее мнение по конкретной проблеме, способствует проявлению взаимопомощи в достижении цели, реализации системного подхода, усилению деловой активности, повышению квалификации работников. Кроме того, воспитывается общая заинтересованность, чувство значимости и причастности работников к процессу управления. Это поднимает их в собственных глазах; обостряет субъективное ощущение коллективной ответственности за исполнение принятых решений.[2.,стр. 266-286] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управленческие решения и ответственность