Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:34, курсовая работа
Целью работы явилось изучение основных психологических характеристик личности в рабочем поведении и возможности их использования в управлении организацией.
Введение
2. Общие положения о природе человека и природе организаций
3. Модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы
4. Темперамент как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом
5. Характер как составляющая индивидуальных особенностей человека и его учет при работе с персоналом.
6. Способности как составляющая индивидуальных особенностей человека и их учет при работе с персоналом.
7. Система потребностей, мотивов и интересов
8. Система управления личностью «Я – концепция»
9. Заключение
10. Список литературы
Специфическими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом; эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Потому в реальной жизни в отличие от природных способностей, о которых говорят в единственном числе — «воля — как способность к достижению цели», «способность к мышлению» и т.д. — о специфических способностях говорят во множественном числе: «способности к учению, к труду» и. т.д..
К специфическим способностям относятся:
Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению Практические способности лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.
Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности. Творческие способности связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом.
Каждая способность имеет
свою структуру, в ней различают
ведущие и вспомогательные
Неспособность к определенному виду трудовой деятельности является определенной структурой личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности черты.
Рассматривая соотношение способностей и требований профессии, выделяют 4 степени профессиональной пригодности.
1 — непригодность к
данной профессии. Она может
быть временной или
2 — годность к той
или иной профессии или группе
их. Она характеризуется тем, что
человек не имеет
3 — соответствие данной
области деятельности: нет противопоказаний,
а имеются некоторые личные
качества, которые явно соответствуют
требованиям определенной
4 — призвание к данной
профессиональной области
Особую остроту проблема
определения способностей имеет
при приеме на работу и планировании
профессиональной карьеры. В этом вопросе
сложились 2 основные концепции —
диагностическая и
Вторая — воспитательная
— концепция направлена на подготовку
индивида к профессиональной жизни,
на его самоопределение в
7. Система потребностей, мотивов и интересов.
Работники любой организации работают эффективно только в том случае, если они знают за что работают, какие их потребности будут удовлетворены. Удовлетворение потребностей работающих и является вознаграждением или платой за их труд. Потребность представляет для человека нужную и реальную необходимость.
Дополнительное удовлетворение духовных или материальных потребностей человека, способных побудить его к более эффективному и производительному труду, представляет собой мотивацию.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к действию для достижения поставленных целей и задач. Мотивацию можно также определить как воздействие на психологию человека, при котором у него возникает желание работать. Такими факторами воздействия являются:
Современные теории мотивации (Маслоу, Мак Клелланда, Герцберга) делают основной упор на потребности человека, их перечень и структуру. Следует отметить, что эти потребности так многообразны, как и характеры людей причём они в значительной мере зависят от самого человека, его возраста, сознания, знаний, психологических и других личных качеств. В идеале потребности человека безграничны, только возможности ограничены.
Все потребности можно
разделить на материальные и духовные.
Для каждого человека потребность
определяется с учётом различных
факторов. Эти факторы можно
Положение человека в обществе определяется уровнем его доходов и благосостояния, социальным положением (пенсионер, студент, рабочий, безработный и т.д.), занимаемой должностью в иерархии управления организацией или обществом, т.е. уровнем власти в обществе и т.д.
Потребности человека зависят и от его возможностей (материальных, духовных, физиологических) и от возможностей самого общества, в котором он живёт. При этом уровень развития общества определяет и уровень удовлетворения потребностей его членов (за исключением случаев удовлетворения отсутствующих потребностей за счёт их импорта, но, чтобы импортировать, необходимо экспортировать на ту же сумму). В расслоённом обществе, в обществе богатых и бедных не только потребности различны, но и возможности по их удовлетворению различны, что определяется уровнем доходов и уровнем власти различных слоёв населения.
На потребности человека
также влияют его личные качества
и характеристики. Именно человек, с
учётом своих взглядов, интересов, воспитания,
психологических качеств
Уровень знаний, сознания, образованности также определяют потребности человека. За счёт знаний человек может удовлетворить свои потребности в карьере, в материальных ценностях, в духовных интересах.
Уровни могут изменяться в зависимости от социальной структуры общества, соотношения социальных групп в нём, уровня его развития и благосостояния и прочих факторов. Один человек достигает удовлетворения потребностей за счёт своего положения в обществе, другой - за счёт своих возможностей, третий - за счёт своих личных качеств и характеристик, четвёртый - за счёт своих знаний.
Не взаимоисключающим, а взаимодополняющим к выше изложенному является теория мотивации Абрахама Маслоу. Он признавал, что потребности бывают самые разные и что их можно объединить в пять основных групп:
1. Физиологические потребности
являются необходимыми для
2. Потребности в безопасности
и уверенности в будущем
3. Социальные потребности,
иногда называемыми
4. Потребности в уважении
включают потребности в
5. Потребности самовыражения
- потребность в реализации
В иерархии потребностей по Маслоу каждый высший уровень требует удовлетворения низших уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению самой важной на данный момент времени потребности. Если человек безработный, возможно, его первой потребностью будет найти работу; если он голоден, его первой потребностью будет поиск пищи; если он сыт, возможно, первой потребностью станет потребность в отдыхе.
Перечислим некоторые
способы, при помощи которых руководители
могут удовлетворять
I. Социальные потребности:
1) Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
2) Создавайте на рабочих
местах дух единой команды.
Проводите с подчинёнными
3) Не старайтесь разрушить
возникшие неформальные группы,
если они не наносят
4) Создавайте условия
для социальной активности
II. Потребности в уважении:
1) Предлагайте подчинённым более содержательную работу.
2) Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
3) Высоко оценивайте и
поощряйте достигнутые
4) Привлекайте подчинённых
к формулировке целей и
5) Делегируйте подчинённым
дополнительные права и
6) Продвигайте подчинённых
по служебной лестнице. Обеспечивайте
обучение и переподготовку, которая
повышает уровень
III. Потребности в самовыражении:
1) Обеспечивайте подчинённым
возможности для обучения и
развития, которые позволили бы
полностью использовать их
2) Давайте подчинённым сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи.
3) Поощряйте и развивайте
у подчинённых творческие
Теория мотивации по Маслоу не является чем-то неизменным и постоянным и, учитывая, что человек - это многоплановая и порой непредсказуемая личность, то и потребности его не всегда и не везде совпадают с очередностью, учтённой в теории американского учёного. Несмотря на это (правил без исключения не бывает) теория мотивации Маслоу - это высочайший уровень логического мышления. Никто не станет возражать, что физиологические потребности - это первейшие потребности для человека, что безопасность и защищённость - это необходимость существования человека, его уверенность в сегодняшнем и будущем. Вторичные потребности склонны к изменениям уровней значительно чаще, чем первичные потребности.
К современным теориям мотивации, делающим основной упор на потребности высших уровней, относится теория Девида Мак Клелланда. Он определил три основные потребности человека - власть, успех, причастность.
Люди с потребностью власти - это энергичные люди, не обязательно рвущиеся к власти карьеристы, но эти люди, испытывающие потребность влиять, воздействовать, руководить, это лидеры коллективов и организаций.
Люди с потребностью успеха - это умеренно рискующие люди, но берущие на себя ответственность за решение задачи или проблемы, инициативны, но любят, чтобы инициатива поощрялась.
Люди с потребностью причастности заинтересованы в компании знакомых, в дружеских отношениях с другими людьми, в оказании помощи другим.
Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал ещё одну теорию мотивации, основанную на потребностях - двухфакторную теорию Герцберга. Суть этой теории заключается в том, что в процессе опроса двухсот инженеров и конторских служащих одной крупной фирмы, все полученные ответы исследователи разделили на две большие категории, одна из которых получила название "гигиенические факторы", а другая "мотивации".
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей сотрудников при работе с персоналом