Трудовые споры и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:01, реферат

Описание работы

Трудовой кодекс Российской Федерации дает правовую основу для регулирования отношений одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и работодателя.
В настоящее время, нередки нарушения работодателями норм трудового законодательства (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты заработной платы и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)

Работа содержит 1 файл

Трудовые споры и порядок их разрешения.docx

— 56.71 Кб (Скачать)

Введение

 

Трудовой  кодекс Российской Федерации дает правовую основу для регулирования отношений  одной из важнейших сфер общественной жизни – трудовой. Основные положения  законодательства затрагивают интересы каждого наемного работника и  работодателя.

В настоящее  время, нередки нарушения работодателями норм трудового законодательства (незаконное увольнение работников, переводы их на другую работу, задержка месяцами выплаты  заработной платы и т.д., не заключение трудового договора, широкое применение договоров подряда вместо трудового договора и т.д.)

Кроме того, интересы работодателя и наемного работника  не всегда совпадают, поэтому часто  происходит столкновение этих интересов на разных стадиях трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению споров (конфликтов), требующих своего разрешения в судебных органах. Наблюдаются нарушения как трудовых, так и коллективных договоров, порождающие соответственно индивидуальные и коллективные трудовые споры.

В такой  непростой ситуации крайне важно  и работникам, и работодателями, и представителям властных структур знать наиболее актуальные действующие  законоположения в сфере труда.

Таким образом, актуальность данной работы обуславливается нестабильностью отношений в сфере труда.

 

 

 

 

 

 

1. Трудовые споры и порядок их разрешения

1.1 Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения

Трудовые  споры – это разногласия, возникающие на предприятиях, в учреждениях, организациях между работниками (коллективом работников структурного подразделения или предприятия в целом), с одной стороны, и работодателем – с другой, по вопросам, связанным с применением законодательства о труде, коллективных, трудовых договоров; правил внутреннего трудового распорядка, нормативных актов либо установлением новых или изменением существующих условий труда.

Классификация трудовых споров – необходимое условие для уяснения порядка их рассмотрения. По своей юридической природе все трудовые споры делятся на две основные категории.

Первую  категорию составляют споры искового характера. Предметом такого спора  является требование работника (или группы работников) о восстановлении или признании индивидуальных трудовых прав, которые (действительно или по его предположению) работодателем нарушены. Стороной, спорящей с работодателем, выступает либо отдельный работник, либо несколько конкретных работников. Например, спор, возникший между работниками и администрацией предприятия по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», не относится.

Таким образом, можно сделать вывод, что первая категория охватывает все споры, касающиеся применения уже установленных  законом (подзаконным актом, договором) условий труда к конкретным лицам.

Вторую  категорию споров составляют споры  неискового характера, возникающие  на почве установления новых условий  труда или изменения существующих.

Трудовой  спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профсоюзный орган, трудовой коллектив) обращается в судебный орган, оспаривая  отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия  труда и быта.

Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение судебного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

Трудовым  кодексом определяются трудовые споры  как индивидуального так и коллективного характера.

Согласно  ст. 381 ТК РФ, индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным  трудовым спором признается спор между  работодателем и лицом, ранее  состоявшим в трудовых отношениях с  этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Коллективный  трудовой спор, согласно ст. 398 ТК РФ – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям:

  1. По спорящему субъекту;
  2. По характеру спора;
  3. По виду спорного правоотношения.

1. По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах, защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.

2. По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:

а) споры о применении норм трудового  законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза  или права коллектива работников;

б) споры об установлении новых  или изменении существующих социально-экономических  условий труда и быта, не урегулированных  законодательством, которые могут  возникать из трудового правоотношения, – об установлении работнику в  локальном порядке новых условий  труда (нового срока отпуска по графику  отпусков, нового тарифного разряда).

3. По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на:

1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

2) споры из правоотношений по  трудоустройству (например, не принятого  по брони инвалида или другого  лица, с которым работодатель  обязан заключить трудовой договор);

3) споры из правоотношений по  надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;

4) споры из правоотношений по  подготовке кадров и повышению  квалификации работников на производстве;

5) споры из правоотношений по  возмещению материального ущерба  работником предприятию;

6) споры из правоотношений по  возмещению работодателем ущерба  работнику в связи с повреждением  его здоровья на работе или  нарушением его права трудиться;

7) споры из правоотношений профкома  с работодателем по вопросам  труда, быта, культуры;

8) споры из правоотношений коллектива  работников с работодателем;

9) споры из социально-партнерских  правоотношений на четырех более  высоких уровнях.

Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для  того, чтобы по каждому трудовому  спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).

Причины и условия трудовых споров хотя и связанные категории, но их надо различать.

Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.

Условия возникновения трудовых споров – это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.

Среди причин, порождающих трудовые споры, можно определить следующие:

  1. Причины организационно-правового характера. К ним можно отнести пробелы законодательства, различное толкование отдельных правовых норм и т.п.;
  2. Причины субъективного характера. Наиболее часто встречаются такие, как бюрократизм руководителей предприятий, ведомственные интересы, незнание трудового законодательства как представителями администрации, так и работниками;
  3. Причины организационно-хозяйственного характера (недостатки в организации труда, практике материального и морального стимулирования, необходимость разрешения социально-экономических вопросов на производстве).

Таким образом, на предприятиях должна проводиться  профилактика трудовых правонарушений. Профилактика трудовых правонарушений, т.е. их предупреждение с учетом конкретных условий и личности работника, – это одновременно и профилактика трудовых споров. Это является обязанностью администрации, профсоюзных органов и юридических служб организации. Она по сфере своего воздействия – общая для всех рабочих и служащих. Но может быть и специальной для определенных категорий работников, например для несовершеннолетних, как наиболее часто нарушающих трудовую дисциплину, а также и для руководителей.

1.2 Нормативные акты и органы по рассмотрению трудовых споров

 

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48, 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК РФ.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом  от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» Ст. 4557 и гл. 61 (ст. 398–418) ТК РФ.

Установленный гл. 60 ТК РФ порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения этих споров устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами об этих категориях работников.

При рассмотрении трудовых споров суд  применяет не только соответствующие  нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3–6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют  руководящие постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками  права. Но это – вид судебного  толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения  по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях  эти постановления восполняют пробелы  трудового законодательства. Для  применения норм трудового права  при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие  решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа  представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации, а представители работодателя назначаются  в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и КТС отдельных подразделений организации. Тогда представители работников в КТС цеха избираются трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские, в пределах своего подразделения.

Информация о работе Трудовые споры и порядок их разрешения