Трудовое поведение: социально-экономический анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - проанализировать трудовое поведение, определить его структуру. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие ключевые задачи:
1. определить экономическую сущность понятия "трудовое поведение";
2. выявить факторы, определяющие трудовое поведение;
3. изучить типологию трудового поведения;
4. проанализировать законы трудового поведения;
5. исследовать механизм регулирования трудового поведения.

Содержание

1. Структура трудового поведения
2. Виды трудового поведения
3. Механизм трудового поведения
4. Особенности и характеристика различных видов поведения
5. Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования

Работа содержит 1 файл

курс.раб труд.пов.docx

— 36.52 Кб (Скачать)

 

Содержание  работы:

 

    1. Структура трудового поведения
    2. Виды трудового поведения
    3. Механизм трудового поведения
    4. Особенности и характеристика различных видов поведения
    5. Трудовое поведение в рыночных условиях хозяйствования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение  и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и  девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производная компонента социальной среды, которая преломляется в субъективных характеристиках  и актах действующих лиц, а  также результат субъективной детерминации человеческой активности. В этом смысле его можно понимать как процесс  целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями  человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации и приспособления личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе  конкретного социума. С другой —  активная форма преобразования и  изменения социальной среды в  соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для  себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения  являются трудовая деятельность и трудовое поведение.

В современных условиях коренной модернизации всех отечественных социально-экономических  отношений меняются типы собственности, структура производства, принципы хозяйствования. Все эти качественно новые  объективные факторы накладывают  отпечаток на стереотипы трудового  поведения личности. Они получают своеобразное преломление через  субъективный фактор - ее принадлежность к особой возрастной когорте.

 Прежде всего, отметим то, что работа занимает устойчивую  позицию в тройке основных  жизненных ценностей всех возрастных  когорт, которые можно разделить  на молодежь (до 30 лет), зрелый (от 30 до 55 лет) и старший возраст (свыше  55 лет). Ее положение в профиле  ориентаций опережают такие ценности  как семья и здоровье; в то  время как работа в понимании  людей напрямую связана с уровнем  материального благосостояния, что  объясняет ее существенное значение  в современной сложной экономической  ситуации.

 В процессе трудовой деятельности  люди взаимодействуют, образуя  социальные отношения. Наиболее  важными являются отношения человека  к человеку и отношения человека  к труду. Они являются одним  из определяющих признаков характера  труда. Внешнее проявление отношения  человека к труду проявляется  в его трудовом поведении. В  свою очередь характер трудового  поведения работника и его  отношения к труду определяет  множество взаимосвязанных факторов, изменяя которые можно влиять  на трудовое поведение индивида, а, следовательно, и на качество  его работы.

 Таким образом, цель настоящей  работы - проанализировать трудовое  поведение, определить его структуру.  Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие  ключевые задачи:

1. определить экономическую сущность  понятия "трудовое поведение";

2. выявить факторы, определяющие  трудовое поведение; 

3. изучить типологию трудового  поведения; 

4. проанализировать законы трудового  поведения; 

5. исследовать механизм регулирования  трудового поведения. 

 Объектом исследования выступает  трудовое поведение, а предметом  исследования является структура  трудового поведения.

 


 

Трудовая деятельность — это  жестко фиксированный во времени  и пространстве целесообразный ряд  операций и функций, совершаемых  людьми, объединенными в производственной организации. Здесь ставятся следующие  цели:

 

• создание материальных благ, средств  жизнеобеспечения;

 

• оказание услуг различного целевого назначения;

 

• разработка научных идей, ценностей  и их прикладных аналогов;

 

• накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д.

 

Трудовая деятельность — независимо от способа, средств и результатов - характеризуется рядом общих  свойств: функционально-технологическим  набором трудовых операций, предписанной рабочим местам функциональной программой; набором соответствующих качеств  субъектов трупа, зафиксированных  в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; материально-техническими условиями  и пространственно-временными рамками  реализации; определенным способом организационно-технологической  и экономической связи субъектов  труда со средствами и условиями  их реализации; нормативно-алгоритмизированным  способом организации, с помощью  которого формируется поведенческая  матрица индивидов, включенных в  производственный процесс (организационно-управленческой структурой).1

 

 

 

 

               1. Структура трудового поведения

 

 

 

Структуру трудового поведения  можно представить следующим  образом:

 

• циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие  стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

 

• маргинальные (от лат. maiynalis — находящийся на краю) действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса в другой;

 

• поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы  поведения;

 

• действия, в основе которых лежат  рационализированные смысловые  схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

 

• акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

 

• спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

 

• осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

 

• действия и поступки как трансформация  влияния других субъектов, применяющих  различные формы принуждения  и убеждения.

 

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим основаниям: предметно-целевой  направленности; глубине пространственно-временной  перспективе достижения определенной цели; контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов  и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; методам  и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его  социокультурных образцов; по глубине  и типу рационализации, обоснования  конкретной тактики и стратегии  трудового поведения и т.д.

 

 

 

 

 

2. Виды трудового поведения.

 

В литературе дается различная классификация  видов трудового поведения, зависящая  от того, что вкладывается в ее основание.

 

Основания классификации:

1. Субъекты поведения 

2. Наличие (отсутствие) взаимодействий  с другими субъектами 

3. Производственная функция 

4. Степень детерминированности

5. Степень соответствия принятым  нормам

6. Степень формализации

7. Характер мотивации 

8. Производственные результаты  и последствия 

9. Сфера осуществления поведения

10. Степень традиционности поведения

11. Результаты и последствия  с точки зрения человеческих  судеб

12. Степень реализации трудового  потенциала

13. Характер воспроизводства трудового  потенциала

 

 

Учитывая это, можно предложить следующие виды трудового поведения:

 

Виды трудового поведения:

 

  • Индивидуальное, коллективное

 

  • Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие

 

  • Исполнительское, управленческое

 

  • Жестко детерминированное, инициативное

 

  • Нормативное, отклоняющееся от нормативов

 

  • Установленное в официальных документах, неустановленное 

 

  • Ценностное, ситуативное 

 

  • Позитивное, негативное

 

 

  • Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы 

 

  • Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции 

 

  • Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующие

 

  • Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника)

 

  • Предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства потенциала.

 

Виды трудового поведения трудно ограничить этим перечнем. Для выявления  степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в  социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику  и соответствующих сложившемуся представлению о “хорошем” или  “плохом” работнике. Так, в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного  поведения по следующим основаниям: выполнение и перевыполнение норм выработки; повышение качества своей работы и продукции; рационализаторская и  изобретательская деятельность; точное соблюдение требований технологии производства и т д. Все это виды исполнительского поведения. К управленческому поведению  рабочих традиционно относят  участие его в управлении и  самоуправлении производством, в обмене опытом и т.д. Безусловно, к характеристикам  трудового поведения необходимо подходить гибко. Можно фиксировать  виды поведения, которые характеризуются  как хозяйские, но можно и наоборот.2

 

Трудовое поведение формируется  под влиянием различных факторов: социальных и профессиональных характеристик  работников, условий работы в широком  смысле (включая условия труда  и быта на производстве, оплату труда  и т д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

 

Каждый вид поведения включает в себя определенный экономический  механизм, отражающий распад командно-административной системы, который порождает противоречивые черты в трудовом поведении различных  групп работников, затормаживает  распространение новых видов, пока еще нередко отвергаемых общественным мнением.

 

3. Механизм регулирования трудового  поведения.

 

Существуют  различные составляющие трудового поведения: потребности  — нужда в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; интересы — реальные причины действий, формирующиеся  у социальных групп, индивидов в  связи с их различиями по положению  и роли в общественной жизни; мотивы — осознанное отношение (субъективное) к своим поступкам (внутреннее побуждение); ценностные ориентации — разделяемые  личностью социальные ценности, являющиеся целью жизни и основными средствами ее достижения и в силу этого приобретающие  функцию важнейших регуляторов  трудового поведения индивидов; установка — общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и  выражающая предрасположенность действовать  определенным образом относительно данного объекта; трудовая ситуация — комплекс условий в которых  протекает трудовой процесс; стимулы  — внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побудить его к определенному трудовому  поведению.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Особенности и характеристика  различных видов поведения.

 

 

Поведение можно рассматривать  в зависимости от целей, которые  ставит перед собой исследователь.

 

Функциональное поведение. Это  конкретная форма реализации профессиональной деятельности, определяемая технологией  рабочего места. Функциональное поведение  присуще любому трудовому процессу независимо от степени сложности  и специализации. Различия наблюдаются  только в преобладании физических или  умственных нагрузок. В одном случае доминируют физические, а в другом умственные нагрузки.

 

Экономическое поведение. Всякое поведение  должно ориентироваться на результат, на количество и качество затраченных  человеческих ресурсов. Применяя свои профессиональные способности в  процессе производства, индивид постоянно  ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. В противном случае, если не будет  компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то начнется падение интереса к такого рода деятельности. Можно сформулировать следующие  виды экономического поведения: “максимум  дохода ценою максимума труда”, “гарантированный доход ценою минимума труда”, “минимум дохода при минимуме труда” и “максимум дохода при  минимуме трудам. Существуют различные  формы экономического поведения  в сфере распределения и потребления.

Информация о работе Трудовое поведение: социально-экономический анализ