Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 14:01, реферат
К профессиональным требованиям можно отнести перечень знаний, умений и навыков, которые фиксируются в квалификационной характеристике или модели специалиста. Они обеспечиваются специальной (предметной) подготовкой человека в среднем или высшем учебном заведении. Государственный экзамен и защита дипломной работы подтверждают готовность человека к выполнению профессиональных обязанностей. В дальнейшем становление специалиста также будет фиксироваться в предметно-содержательной сфере. При оценке профессиональной компетентности используется различные методы, чаще всего функциональный анализ деятельности работника. Это наиболее удобный метод, если оценивается работа человека с четко прописанными функциями.
Введение
1. Роли и функции руководителя
2. Виды качеств руководителя
3. Психологические особенности личности руководителя
Заключение
Список использованных источников
Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком самоуверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом руководители, опасаясь за свой авторитет, а то и должность, частенько недолюбливают "слишком умных" и стараются либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, дабы не делать из них потенциальных конкурентов себе.
Вот почему при оценке роли интеллекта в деятельности руководителя необходимо учитывать особенности его ума, которые достаточно сложно адекватно определить с помощью имеющихся тестов и методик, а также различные факторы, опосредующие влияние интеллекта. В среднем же руководители имеют более высокий уровень интеллектуального развития, чем их подчиненные. Среди них немало ярких личностей и выдающихся умов.
Интеллектуальный уровень руководителя связан с рядом других его важнейших качеств. В литературе выделяются весьма разнообразные личные качества руководителя. Их логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень предлагает P.Л. Кричевский[8]. [1] Основываясь на его классификации, а на материалах других авторов, к наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя (помимо уже рассмотренного интеллекта) можно отнести следующие:
- доминантность, т.е. стремление влиять на других людей. Эта черта прямо связана со стремлением к лидерству и мотивацией руководства;
- уверенность в себе. На обладающего этим качеством руководителя можно положиться, ему можно верить, и напротив, неуверенный в себе, постоянно сомневающийся и колеблющийся руководитель не вызывает доверия и не способен объединить и мобилизовать людей на выполнение заданий;
- самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен уметь контролировать свое поведение, невзирая на эмоции, не выказывать личные пристрастия или неприязнь к отдельным работникам, быть в отношениях со всеми ровным и объективным. Конечно, он, как и любой человек, не может не испытывать положительных и отрицательных эмоций. Постоянное подавление эмоций может негативно сказаться на здоровье, вызвать различного рода неврозы, гипертонические, язвенные и другие заболевания. Поэтому очень важно находить время для эмоциональной разрядки, которую могут дать спорт, туризм, хобби, активное семейное и иное общение и т.д.;
- креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддерживать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;
- целенаправленность, стремление к достижению цели. Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации. Это - важная составная часть мотивации руководства;
- предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью, замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия;
- решительность, готовность брать на себя ответственность. Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель не может обращаться по любому поводу к начальству или готовить коллективные решения, снимающие личную ответственность. Он не должен упускать благоприятных возможностей достижения целей, но обязан своевременно пресекать негативные поступки и тенденции;
- надежность в отношениях с подчиненными руководством и клиентами. Не обладающий такими качествами руководитель утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле;
- общественник, умение работать с людьми. По данным ряда исследований, руководитель затрачивает на словесное общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется настоящего успеха;
- способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя недостаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей сложности действий.
Для оптимального использования трудового потенциала работников руководитель должен не только обладать личным обаянием, но и хорошо знать индивидуальные возможности и особенности своих сотрудников, а отчасти и вышестоящего руководства.[9]
Названные личные качества эффективного руководителя далеко не исчерпывают их полного перечня. Их существенно дополняют и конкретизируют также некоторые другие факторы успешной деятельности руководителя, в частности установленные на основе обобщения различных исследований и обширной литературы финскими авторами Т. Санталайненом, Э. Воутилайненом, П. Поренне и др. Лишь частично повторяя некоторые из уже отмеченных качеств, они акцентируют главное внимание не столько на общих чертах личности, сколько на опосредованных обучением и практическим опытом способностях руководителей. К ним относятся[10]:
результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
желание и способность нести ответственность за порученное задание и принимать рискованные решения;
готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
искусство принимать быстрые решения;
способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне нее, и использовать их;
готовность к близким социальным взаимоотношениям;
готовность к общему руководству;
творческий подход к своей работе;
постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
умение правильно использовать свое время;
готовность к мотивированию себя и персонала;
готовность работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала;
готовность к политическому руководству;
международный кругозор.
Конечно, и это далеко не полный перечень качеств эффективного руководства - их значительно больше. Но едва ли все руководители, даже вполне преуспевающие, обладают таким солидным набором качеств. Какие-то из них не обязательно требуются от каждого руководителя, например, необходимость "международного кругозора" зависит от особенностей тех или иных стран и предприятий. Им, несомненно, должны обладать, скажем, руководители совместных предприятий, международных организаций и т.п.
Для практической работы по формированию эффективного руководства важно знать не столько общие положительные качества руководителя, сколько их реальную значимость для типичных ситуаций по руководству персоналом.
Заключение
Личность руководителя многогранна и успех его деятельности важен не только для него, но и для всего коллектива. Выявиться эффективность его деятельности, можно используя экспертную характеристику личности руководителя предложенную Кишкелем.
Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного его осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководитель может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя, например:
Определенность - раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности.
Осознанность - осознание целей организаторской деятельности.
Целеустремленность - приоритет мотивов организаторской деятельности.
Избирательность - способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.
Тактичность - способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
Действенность - способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
Требовательность - способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
Критичность - способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм.
Ответственность - способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива.
Особую роль в успешности руководителя играют методы развития и усиления памяти, методы динамического чтения, использование методов "мозговой атаки", развития интуиции и способностей прогнозирования будущих ситуаций, решения задач.
Список использованных источников
1. Аверченко JI. K, Залесов Г.М. Психология управления Новосибирск, 1996
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996
3. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. Под ред. Г.П. Иванова - М., 1995.
4. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса - М.: Юнисити, 1996.
5. Базаров Т.Ю. и др. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих - М., 1995.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации - М., 1996.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс - М.,: Высшая школа, 1995.
8. Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент-М., 1996.
9. Кабаченко Т.С. Психология управления - М., 1996.
10. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров - М.: Дело ЛТЛД. 1995.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
12. Кричевский Р.Л., Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе - М., 1996
13. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки) - М., 1995.
14. Мескон И.Д., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: 1997.
15. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. Казань, 1994.
16. П. Грейсон Дж., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге 21 века - М.: Экономика, 1991.
17. Пригожин А.И. Современная социология организаций - М.: 1995.
18. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии - М.: 1989.
19. Российская деловая культура: история, традиция, практика. - М., 1998.
20. Санталайнен Т. И др. Управление по результатам - М., 1993.
21. Социально-психологический мониторинг таможенного персонала : учеб. пособие [для вузов] / Р. П. Жирков ; Рос. тамож. акад. - М. : РТА, 2008.
22. Тарасов В.К. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров - Л., 1989.
23. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента - М., 1995.
24. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред.Р. Марра, Г. Шмидта - М., 1997.
25. Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанов - М., 1997.
26. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. Под ред. Ю.М. Забрадина и М.А. Носова - М., 1997.
27. Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика - М., 1993.
28. Этика государственной службы и государственного служащего : учеб.-метод. указания по самостоят. работе студентов и проведению практ. занятий по направлению подгот.: / РТА, Каф. упр.; авт.-сост. Р. П. Жирков. – М. : Изд-во РТА, 2011.
29.
4
[1] Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки) - М., 1995.
[2] Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии - М., 1992.
[3] Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки) - М., 1995.
[4] Российская деловая культура: история, традиция, практика. - М., 1998.
[5] Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанов - М., 1997.
[6] Российская деловая культура: история, традиция, практика. - М., 1998.
[7] Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии - М.: 1989.
[8] Аверченко JI. K, Залесов Г.М. Психология управления Новосибирск, 1996
[9] Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки) - М., 1995.
[10] Санталайнен Т. И др. Управление по результатам - М., 1993.
Информация о работе Требования к психологическим качествам личности руководителя