Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 14:01, реферат
К профессиональным требованиям можно отнести перечень знаний, умений и навыков, которые фиксируются в квалификационной характеристике или модели специалиста. Они обеспечиваются специальной (предметной) подготовкой человека в среднем или высшем учебном заведении. Государственный экзамен и защита дипломной работы подтверждают готовность человека к выполнению профессиональных обязанностей. В дальнейшем становление специалиста также будет фиксироваться в предметно-содержательной сфере. При оценке профессиональной компетентности используется различные методы, чаще всего функциональный анализ деятельности работника. Это наиболее удобный метод, если оценивается работа человека с четко прописанными функциями.
Введение
1. Роли и функции руководителя
2. Виды качеств руководителя
3. Психологические особенности личности руководителя
Заключение
Список использованных источников
выявление и прояснение неясных вопросов;
контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
2. Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
разрешение конфликтов;
защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
всяческая поддержка групповых собраний;
внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
мотивация сотрудников;
инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех социальных ролей и направлений деятельности[4]. В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: биологические и социально-экономические характеристики и личностные качества, о которых мы говорили ранее.
2. Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней:
• репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения;
• адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных;
• локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования у подчиненных системы знаний, умений, отношений по отдельным задачам и выдвигаемым требованиям;
• системно-моделирующий – владеет стратегиями побуждения подчиненных к самообразованию, самоорганизации, творческой самореализации, самоконтролю, то есть владеет научно обоснованной системой воздействия на подчиненных, которое обеспечивает достижение ими стабильных результатов в труде в прогнозируемых условиях и ситуациях;
• инновационно-творческий – мастерски владеет искусством руководства, для оптимального задействования творческого потенциала субъектов труда активно реализует авторские модели, алгоритмы и технологии, обеспечивая в нестандартных ситуациях реализацию адекватных управленческих мер.
Практика доказывает, что в управленческой деятельности руководители способны проявлять не только исполнительность или неисполнительность, способность или неспособность руководить, но и различного уровня творчество. В зависимости от того, на какой результат ориентируется руководитель, его творчество может проявляться как продуктивное (ориентация на самореализацию свою и подчиненных в процессе деятельности), малопродуктивное (ориентация на формальную сторону управления и использование инициативы подчиненных) и непродуктивное (ориентация на саморекламу и собственную карьеру).
В рамках предложенной модели управленческая деятельность руководителя состоит в реализации им аналитико-конструктивных, деятельностно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на подчиненных и коллективы для гарантированного выполнения стоящих задач.
Выступая как педагог, руководитель должен иметь соответствующие личностные качества, такие как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Необходимо ему иметь такое качество ума, как остроумие, обладать ораторскими способностями, артистической натурой. Особенно важно для руководителя как педагога иметь готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния подчиненных, сопереживанию и потребность к социальному воздействию. Большое значение придается «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура руководителя и высокий профессионализм его деятельности.
К важным профессиональным качествам можно отнести такие, как профессиональная эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение.[5]
К личностным свойствам руководителя как педагога и психолога следует отнести такие, как: вежливость, вдумчивость, взыскательность, воспитанность, справедливость, самокритичность, скромность, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность, логичность, гуманность, дисциплинированность и т. д.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального руководителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества – направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
3. Психологические особенности личности руководителя
Профессионально подготовленные руководители (менеджеры) отличаются друг от друга по эффективности руководства. Опрос выдающихся менеджеров Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех в управленческой деятельности:
1) желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера;
2) умение работать с людьми (общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на них);
3) гибкость, нестандартность, оригинальность мышления;
4) оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере;
5) способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция;
6) высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Первые пять из шести важнейших факторов преуспевающих менеджеров тесно связаны с психологическими качествами личности.
Качествами, противопоказанными менеджеру, являются: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность.[6]
Разумные личные цели и четкие личные ценности менеджера можно выделить особо как крайне важные для успеха в деловой карьере и личной жизни. В. Франкл в своей книге "Человек в поисках смысла" выделил три группы позитивных смыслов ценностей:
1) ценности творчества;
2) ценности переживания;
3) ценности отношения.
1) Ценности творчества реализуются через труд человека. В своем труде он выражает свои способности и индивидуальные особенности, вносит определенный личностный смысл в свою работу. Понимание человеком смысла своего труда делает его творческим, более продуктивным.
2) Ценности переживания проявляются в чувствительности человека к различным явлениям окружающего мира - к людям, природе (растениям, животным). Способность к сопереживанию - эмпатию - психологи понимают как эмоциональную отзывчивость, чувствительность, внимание к другим людям, их проблемам, радостям и горестям; стремление оказывать помощь и поддержку. Развитие эмпатии подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, личностный рост. Без этого невозможна полная самореализация личности. Эмпатия соединяет человека с миром людей и помогает ему не чувствовать свое одиночество.
3) Ценности отношения связаны с реакцией человека на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые не может изменить. Мерой состоятельности человека как личности является то, как относится к своей судьбе, тяготам жизни, неудачам, ошибкам, какую позицию по отношению к ним занимает.В. Франкл отмечает, что благодаря наличию ценностных отношений, человеческое существование не может оказаться бессмысленным. Критическое осмысление собственных ошибок без жесткой критики является мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе. Право на ошибку имеет каждый ("на ошибках учатся"), но последствия ошибок должны быть проанализированы как ценный опыт прошлого, урок, который преподнесла жизнь. Чрезмерно критичное отношение к себе мешает творчеству, самовыражению и порождает страх неудачи в будущем.
Каждый человек выполняет свое предназначение, реализует уникальный смысл своей жизни, ориентируясь на различные ценности. Это помогает ему задуматься над смыслом в жизни, что само по себе является нормальным проявлением роста личности.
Об эффективности работы руководителя можно судить по определенным критериям. Основным критерием оценки деятельности руководителя является конечный результат труда всего коллектива, в котором соединены усилия и руководителя, и исполнителей. С экономической точки зрения, таким критерием ваяется прибыль предприятия (организации). Однако прибыль - это не единственный критерий оценки эффективности труда руководителя. Наряду с ним существуют и другие, которые можно разделить на психологические и непсихологические, имеющие тесную взаимосвязь.
К психологическим критериям эффективности руководства относятся:
психолгический климат коллектива;
удовлетворенность членством в коллективе;
мотивация членов коллектива;
самооценка коллектива;
авторитет руководителя.
К непсихологическим относятся:
производительность, качество продукции;
экономичность;
нововведения;
снижение издержек;
прибыльность;
уменьшение текучести кадров.
С точки зрения психологии, такие функции управления, как мотивация и регулирование (наряду с планированием, организацией, контролем), являются наиболее значимыми. Признанные в мире авторитеты в области менеджмента отмечают: "Хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удается сделать" (Ли Якокка). "Уважайте достоинство подчиненных, будьте к тем внимательны. Смотрите на них, а не на капиталовложения и не на автоматику - как на главный источник производительности" (Т. Питерс, К. Ротермеа). "Когда у вас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности" (А. Морита).
Чтобы побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично на организацию, руководитель должен:
1) снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, используя регуляторы мотивации;
2) увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы, которые стимулируют энергию подчиненных.
Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.
Издавна считалось, что в целом руководитель умнее своих подчиненных и эффективность его деятельности, прямо зависит от его интеллектуального уровня. Однако исследования, проведенные в 60-х годах американским индустриальным психологом Е. Гизелли, поставили под сомнение такие представления. На основе обобщения их результатов он сделал вывод, что между уровнем интеллекта и эффективностью руководства нет прямой связи. Наиболее значительных результатов в менеджменте достигают люди не с самым высоким и не с самым низким уровнем интеллектуального развития, а со средними интеллектуальными способностями.
Известным подтверждением этого вывода явились и результаты исследований японских фирм Т. Коно. Они, в частности, показали, что студенты-отличники, поступив на работу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. Коно объясняет это главным образом тем, что такие студенты не отличаются умением налаживать отношения с другими людьми, инициировать и поддерживать коллективные действия в целом. Умение такого рода - одно из первейших условий деловой карьеры в Японии.[7]
Идею Коно о сложном характере влияния умственных способностей на карьеру и эффективность руководства детально разработали Ф. Фидлер и А. Лейстер. Эти ученые на основе собственных исследований пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции данными параметрами. К их числу относятся: мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством. Влияние интеллекта на эффективность зависит в первую очередь от его мотивации, стремления занимать высокие посты и добиваться высоких результатов. Скажем, руководитель с таким складом ума может считать весьма относительной свою мотивацию, оправдывая это, например, "бренностью земной жизни", ограниченностью и "одномерностью" производственной роли, относительностью ценностей успеха, карьеры и т.п., приоритетом других, внепроизводственных ценностей типа личной автономии и свободы, интеллектуального или художественного творчества, общения с интересными людьми, досуга и т.п.
Информация о работе Требования к психологическим качествам личности руководителя