Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 14:01, реферат
К профессиональным требованиям можно отнести перечень знаний, умений и навыков, которые фиксируются в квалификационной характеристике или модели специалиста. Они обеспечиваются специальной (предметной) подготовкой человека в среднем или высшем учебном заведении. Государственный экзамен и защита дипломной работы подтверждают готовность человека к выполнению профессиональных обязанностей. В дальнейшем становление специалиста также будет фиксироваться в предметно-содержательной сфере. При оценке профессиональной компетентности используется различные методы, чаще всего функциональный анализ деятельности работника. Это наиболее удобный метод, если оценивается работа человека с четко прописанными функциями.
Введение
1. Роли и функции руководителя
2. Виды качеств руководителя
3. Психологические особенности личности руководителя
Заключение
Список использованных источников
Требования к психологическим качества личности руководителя
Оглавление
Введение | 3 |
1. Роли и функции руководителя | 5 |
2. Виды качеств руководителя | 13 |
3. Психологические особенности личности руководителя | 15 |
Заключение | 24 |
Список использованных источников | 26 |
Введение
К специалистам любой профессии предъявляются требования двух типов: профессиональные и психологические (рис. 1.).
Рис. 1. Требования к сотрудникам организации
К профессиональным требованиям можно отнести перечень знаний, умений и навыков, которые фиксируются в квалификационной характеристике или модели специалиста. Они обеспечиваются специальной (предметной) подготовкой человека в среднем или высшем учебном заведении. Государственный экзамен и защита дипломной работы подтверждают готовность человека к выполнению профессиональных обязанностей. В дальнейшем становление специалиста также будет фиксироваться в предметно-содержательной сфере. При оценке профессиональной компетентности используется различные методы, чаще всего функциональный анализ деятельности работника. Это наиболее удобный метод, если оценивается работа человека с четко прописанными функциями.
Психологические требования присутствует во всех профессиях, обеспечивая усвоение и выполнение многих профессиональных функций. В подавляющем большинстве случаев их присутствие незримо. Однако существуют и такие профессии, для которых психологическое соответствие выступает ключевым моментом как на этапе вхождения человека в деятельность, так и на этапе его "сохранения" в ней. Это профессии, предъявляющие высокие требования к психике человека: экстремальные виды деятельности (предпринимательство, космонавтика, спорт и т.п.) или предполагающие интенсивное взаимодействие (общение) с широким кругом различных людей, например управленческая деятельность. Психологическая компетентность (соответствие), в отличие от профессиональной, не связана ни с какой конкретной областью знания. Она является неким сплавом эмоций и мышления, сложной внутренней структурой, ответственной за поведение.
1. Роли и функции руководителя
Руководство - умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных, им действий и решение определенных задач.
Руководитель - это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определенными личностными качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
управляющим, наделенным властью;
лидером, способным вести за собой подчиненных (используя свой авторитет, положительные эмоции, высокий профессионализм);
дипломатом, устанавливающим контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние и внешние конфликты;
воспитателем, обладающим высоким нравственными качествами, способным создать коллектив и направляющим его развитие в нужное русло;
инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство "ноу-хау", изобретения, рациональные предложения;
просто человеком, обладающим глубокими знаниями, неординарными способностями, высоким уровнем культуры, честностью, решительностью характера, сильной волей, но в тоже время, рассудительностью, способностью быть образцом во всех отношениях.
Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями.
Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своим функциями должен выполнять работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены противоречиями.
Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т.д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).
Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.
Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.
Пятой особенностью деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно - психическая напряженность.
Психологические особенности деятельности руководителя позволяют представить некую соответствующую ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; волевую сферу; "практический" интеллект; личный характер; эмоциональную сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.
Основу психологической структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающейся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей:
Организационная проницательность или "чутье" менеджера, включающее: а) психологическую избирательность (способность поставить себя на место другого, внимание к тонкостям взаимоотношений); б) практическую направленность интеллекта (использования психологического состояния коллектива в решении практических задач); в) психологический такт (т.е. способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);[1]
Эмоционально-волевая действенность или гипнотизм "внушительности", способность воздействовать на других волей и эмоциями. Эта способность складывается их таких факторов, как: а) энергичность, способность заряжать подчиненных своим энтузиазмом; б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным; в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.
Склонность к организаторской деятельности или готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая профессиональной подготовленность, а также самочувствие в процессе организаторской деятельности, т.е. "тонус", удовлетворенность и работоспособность.
Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван, выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему организацией. В литературе выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:
- роль лидера. В данном случае имеется в виду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей. От использования лидерских качеств во многом зависит эффективность организации. Как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, "если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство". От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала;
- роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
- роль планировщика. Главные задачи этой роли - оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений, как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
- роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его.[2]
Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей руководителя дают автор учебного пособия "Менеджмент персонала. Функции и методы". Они так называют эти роли, одновременно раскрывая их содержание:
"мыслитель" - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
штабной работник - обработка управленческой информации и составление документации;
"организатор" - координация работы сотрудников;
"кадровик" - отбор, расстановка, оценка персонала;
"воспитатель" - обучение и мотивация персонала;
"снабженец" - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
"общественник" - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
"инноватор" - внедрение передовых методов труда и научно - технических достижений в производство;
"контролер" - контроль за соблюдением организационных норм и качествам продукции;
"дипломат" - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Можно выделить следующие функции руководителя:
оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
контроль за персоналом соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур ли руководства персоналом и его деятельностью;
информирование сотрудников;
интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
формирование систем стимулирования сотрудников и их мотивации;
делегирование задач, компетенции и ответственности;
предотвращение и разрешение конфликтов;
распространение специфических для организации ценностей и норм;
забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.[3]
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции" 1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
1. Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
координация действий группы;
планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
формирование "нормальных" групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
Информация о работе Требования к психологическим качествам личности руководителя