Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 20:11, реферат
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
1.2 Морской транспорт и его роль в транспортном комплексе Украины
1.3 Роль морского транспорта в международном транспортном соединении Украины
1.4 Проблемы модернизации морского транспорта и дороги их решения
1.5 Речной транспорт
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
АЗОВСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ
Одесской национальной морской академии
Реферат
По Транспортному менеджменту
Студентки 6 курса
Специальности Менеджмент Организаций
Кунак Аллы Сергеевны
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
1.2 Морской
транспорт и его роль в
1.3 Роль морского
транспорта в международном
1.4 Проблемы
модернизации морского
1.5 Речной транспорт
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.
Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. Транспорт должен способствовать быстрой интеграции Украины в общеевропейскую экономическую систему, что требует создания железнодорожных и автомобильных дорог с центральных частей Западной Европы - в страны СНГ, с севера Западной Европы - в страны Ближнего Востока.
1. ТРАНСПОРТ УКРАИНЫ
В деятельности транспортно-дорожного комплекса Украины наблюдается реальная стабилизация: растут объемы грузоперевозок и работ, выполненных в дорожном хозяйстве, объемы грузопереработки в морских портах.
За девять месяцев предприятиями Минтранса перевезено 228,4 млн тонн грузов, что на 1,4% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Объемы перевозки пассажиров не изменились. По итогам основной деятельности, 9 месяцев этого года принесли отрасли прибыльный результат. В дорожном хозяйстве отремонтировано 16,4 тыс. км дорог с твердым покрытием, что на 3,2 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года, введено в действие 158 км новых дорог. В рамках выполнения государственной программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров проведены реконструкция, ремонт и благоустройство автодорог, которые совпадают с транспортными коридорами №3, №5 и №9 на общую сумму 133 млн грн.
На железнодорожном транспорте прирост отправления грузов составил 1,7%. Объемы перевозок пассажиров были обеспечены на уровне прошлого года. На 4% увеличился грузооборот, в том числе транзита — на 6,7%. Этому способствовало введение Украинскими железными дорогами с 1 января 1998 г. гибкой системы тарифных ставок, применение базовых ставок в размере 50% международного транзитного тарифа (МТТ). Тарифы на аналогичные перевозки в России и Беларуси на 20—50% выше, чем в Украине. Но отмена с 1 января 1999 года льгот по обложению НДС транзитных перевозок может привести к тому, что транзит минует территорию Украины, а это приведет к потере поступлений в бюджет.
Сократились перевозки пассажиров (на 26%) и грузов (на 26,5%) на авиационном транспорте. Это обусловлено прежде всего сокращением спроса на авиационные перевозки, как наиболее дорогие.
Несмотря на позитивные изменения, общее финансовое состояние многих предприятий остается сложным. Одна из причин — высокий уровень дебиторской задолженности. Особенно ощутимо это сказывается на деятельности железных дорог: дебиторская задолженность здесь составляет 700,6 млн грн. и превышает кредиторскую на 486,9 миллионов гривен.
Задолженность предприятий отрасли перед бюджетом составляет 142,9 млн грн., задолженность перед Пенсионным фондом сокращена, по сравнению с началом года, на 11,6 млн грн. и составляет 12,8 млн грн.
На результаты деятельности предприятий морского транспорта существенно повлияли такие факторы как снижение деловой, промышленной, научно-технической, инвестиционной активности в стране, дефицит оборотных средств, ухудшение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков транспортных услуг.
Объемы перевозки грузов судоходными компаниями уменьшились на 18,6%. Это следствие уменьшения национальной грузовой базы, значительной утраты зарубежной базы, списания части флота или его передачи в офшорные компании. Существенно влияет на ситуацию низкая конкурентоспособность отечественного флота, средний возраст которого 20 лет, а также значительное снижение фрахтовых ставок на международном фрахтовом рынке.
Незначительно сократились объемы пассажирских перевозок: с 3442 человек за 9 мес. 1997 г. до 3389 человек за 9 мес. текущего. Основными перевозчиками пассажиров является портовый флот Севастопольского, Ялтинского, Евпаторийского, Феодосийского, Бердянского и Николаевского портов, а также флот Украинского Дунайского пароходства и Керченской паромной переправы.
Переработка сухих грузов в морских портах достигла 36,1 млн тонн, что на 5,9 млн тонн больше, чем за соответствующий период 1997 г. С учетом перевалки наливных грузов переработано 51,38 млн тонн, что составляет 114,9% относительно аналогичного периода 1997 г.
Порты не в состоянии повлиять на железнодорожные тарифы на перевозку грузов, слишком высокие, по мнению специалистов морской отрасли, и не способствующие увеличению грузопотоков через морские порты Украины. Для увеличения конкурентоспособности Госдепартамент и руководство портов ввели систему скидок с аккордных ставок на погрузочно-разгрузочные работы, другие сборы. Тем самым были созданы более благоприятные условия для грузовладельцев и отечественных судовладельцев. Морские порты в состоянии значительно повысить объемы грузопереработки, увеличить поступления в бюджет при условии, что не будет допущено сокращения транзитных и экспортно-импортных перевозок и что налоговая политика государства будет более благоприятной.
Предприятиями подотрасли в целом достигнут прибыльный результат от основной деятельности. Балансовая прибыль составляет 210 млн грн., прибыль портов — 220 млн грн.
Морские предприятия преследует та же болезнь, что и «Укрзализныцю» — дебиторская задолженность (760 млн грн.) значительно превышает кредиторскую (450 млн). Задолженность по зарплате составляет 2,4 млн грн., перед бюджетом — 3,86 млн грн. (доля ГСК «ЧМП» составляет 87,3%), перед Пенсионным фондом — 6,6 млн грн. (доля ЧМП — 98,1%). Все предприятия составили графики погашения задолженности и по мере возможности выполняют его. Наибольший срок задолженности по зарплате имеют ГСК «ЧМП» (24 месяца), Ренийский порт (13 месяцев), Усть Дунайский порт (11 месяцев).
Создание национальной сети международных транспортных коридоров и вхождение их в международную транспортную систему — приоритетное направление деятельности Министерства транспорта. Отсутствие централизованного финансирования этой деятельности, заставляет предприятия морского транспорта привлекать собственные средства. Так, на реконструкцию существующих объектов в рамках транспортного коридора №9 направлено 5,4 млн грн. Выполняются работы по реконструкции перегрузочных комплексов в портах Ильичевск и Южный с целью обеспечения перевозок грузов в направлении Украина — Болгария — Грузия и дальше.
В 1998 году начата реализация проекта ТАСИС стоимостью 7,3 млн ЭКЮ по развитию паромной переправы Ильичевск — Поти, Ильичевск — Варна.
С целью дальнейшей стабилизации и улучшения работы предприятий транспортно-дорожного комплекса Министерство транспорта работает над выполнением таких основных мероприятий:
— дальнейшая структурная
перестройка транспортно-
— совершенствование тарифной политики на транспорте;
— разработка более совершенной системы взаиморасчетов за предоставленные транспортные услуги;
— обеспечение потребности в новом подвижном составе для перевозки пассажиров с привлечением собственных и бюджетных средств, а также на условиях лизинга;
— продолжение работы по созданию и функционированию международных транспортных коридоров.
Выполнение этих мероприятий, а также поддержка отрасли со стороны государства будут способствовать улучшению работы и развитию предприятий транспортно-дорожного комплекса Украины.
1.2 Морской
транспорт и его роль в
Украина имеет благоприятные предпосылки для развития морского транспорта, на юге ее территорию омывают воды Черного и Азовского морей, что практически не замерзают и соединяются с Средиземним морем через проток Босфор, Мраморное море и проток Дарданелли. Общая длина морской береговой линии Украины свыше 2000 км. Регулярные морские перевозки Черным и Азовским морями начались в конце XVIII ст.
Уже в IV-VI ст. Черное море было судоходным. Киевская Русь (X-XIII ст.) имела стабильные связи с Византией. Известные морские походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80-х годах XVIII ст. и перехода к Российской империи Северного Причерноморье и Приазовье здесь возникают порты - Херсон (1778), Севастополь (1788), Одесса (1794). В Николаеве и Севастополе созданы судостроительные предприятия.
3 1978 г. действует одна
с самых больших в мире - паромная
переправа между Ильичевском
и болгарским портом Варна
протяженностью 435 км. Для улучшения
связей Украины с Северным
Кавказом сооружена
Самыми важными морскими портами является Одесса, Измаил. Ильичевск, Херсон, Николаев, Севастополь, Ялта, Феодосия, Керчь и пр. Большие портовые города на берегах Азовского моря - Мариуполь, Бердянск и тому подобное. Через порты Черного и Азовского морей осуществляются внешнеэкономические связи страны. Основными экспортными грузами является каменный уголь, железная руда, кокс, черные металлы, лес, сахар, химические продукты и тому подобное; импортные - машины, оборудование, минерально-сырьевые ресурсы и пр.
Основу морского транспорта Украины представляют Черноморское (ЧМП), Азовское (АМП) и Украинско-Дунайское (УДП) пароходства, которые обладают транспортным флотом суммарной грузоподъемностью 5,2 млн. т и пассажирским флотом на 9,9 тыс. мест. На территории Украины расположены 18 портов, к ним относятся 175 перегрузочных комплексов, 8 судоремонтных заводов. С общего объема вывоза грузов на часть минеральных строительных материалов приходится 20 %, руды - 10 %, зерна и продуктов помола его - 14, нефти и нефтепродуктов - 3,5, уголь - 5%.
Изменение экономических
приоритетов в внешней
Широкие возможности имеет экспорт транспортных услуг. Тем не менее украинский флот достиг критического века и, если не будет обновленный, всего за 5-7 лет его витеснят конкуренты.
Учитывая нормативное описание флота, потребность Украины (кроме танкеров и газовозов) представляет 117 грузовых транспортных судов грузоподъемностью 1,1 млн. т и 11 пассажирских судов на 4,5 тыс. мест. В перспективе темпы обновления флота должны сохраниться.
В рамках программы модернизации
и развития производственной базы Украины
нужно создать комплексы для
приемки импортных
При организации пассажирских перевозок морским транспортом основным является усовершенствование туристско-эксплуатационных перевозок, повышение качества обслуживания пассажиров на внутренних транспортных линиях, для чего нужно пополнить флот скоростными, комфортабельными судами, улучшить взаимодействие из железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.