Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития ТНК как субъектов мирового экономического процесса.
Опираясь на статистические данные и результаты научных исследований, автор попробует в настоящей работе поставлены следующие задачи: определить критерии отнесения корпораций к ТНК; рассмотреть организационно-правовую структуру ТНК; выявить причины возникновения ТНК; показать позитивные и негативные последствия деятельности ТНК; рассмотреть организацию внутрифирменного управления ТНК и изменения по мере развития и адаптации к новым условиям хозяйствования; охарактеризовать виды ТНК; определить характерные черты стратегии ТНК.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Организационная сущность ТНК ……………………………………………5
Понятие и признаки ТНК ……………………………………………..5
Возникновение и деятельность ТНК, позитив и негатив ………….7
Структура и виды ТНК ……………………………………………..11
Роль и место ТНК в современной экономике ……………………………..16
Тенденция в развитии ТНК …………………………………………..16
Статистика динамики развития ТНК ………………………………..21
ТНК в России и странах СНГ ………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………26
Список используемых источников ……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

тнк.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Теория  цикличности, выдвинутая Верноном (1966 г.), была направлена в первую очередь  на объяснение инвестиционных настроений американских предприятий за рубежом. Несмотря на это, теория, построенная на эволюционных рыночных концепциях, имеет значение и для предприятий, делающих первые шаги на пути транснациональной деятельности. Но эта модель не может адекватно описать сложный, наблюдаемый в реальности процесс разделения рынка в разных странах международными предприятиями, она не объясняет источников их специфических преимуществ.       

В сырьевом секторе доминирующим фактором транснационализации корпораций является поиск более дешевых ресурсов. Исходным пунктом служат инвестиции в другие страны, что в дальнейшем формирует торговые потоки. Фирма  для получения доступа к зарубежному сырью сразу осуществляет прямые инвестиции и начинает экспортировать это сырье из принимающей страны. Таким образом, отправной точкой служат ПИИ, а внешнеторговые потоки являются производными от них.       

В секторе услуг выход фирм на мировой рынок с самого начала требует создания зарубежных филиалов, которые на месте оказывают клиентам соответствующие услуги. Необходимость непосредственного присутствия фирм сферы услуг на рынках других стран предопределила фундаментальные сдвиги в структуре ПИИ в пользу этого сектора. В результате потребность в ПИИ при оказании такого рода услуг снижается. Одновременно открывается дорога для международного бизнеса в новых видах услуг, например, в обработке информации или ведении бухгалтерского учета. Иными словами, речь идет о функциях, которые ранее обычно осуществлялись каждой компанией самостоятельно. Теперь же можно не содержать дорогостоящий штат собственных постоянных сотрудников, а по мере необходимости обращаться к высококвалифицированным услугам специализированных фирм, большинство из которых строит свою деятельность на транснациональной основе.        

Интересна тенденция, наметившаяся в работе экспортных фирм по передаче части функций, относящихся  к внутренней деятельности предприятия, другим, самостоятельным фирмам. При  этом целью такой реорганизации может быть только повышение производительности. Опыт многих немецких предприятий по выделению из круга своих задач логистики (т. е. планирования и обеспечения материально-технического снабжения, включая оптимизацию транспорта, складирования, доставки, сбытовых операций) показал высокую эффективность данного процесса. Один из самых крупных проектов вычленения логистики осуществлялся в группе бумажных фабрик «Hannover Papier», принадлежащей южноафриканской компании «Saapi». Проект охватывал пять европейских фабрик и в качестве партнеров пять возглавляемых их владельцами средних транспортных предприятий, которые действовали как единое рабочее содружество. В результате значительно ускорились сроки доставки готовой продукции потребителю, а общие расходы на логистику снизились на 10%. Занимающаяся кофе фирма «Tchibo», желая сохранить свое влияние на продажу продукции, свой логистический центр в Мекленбурге (Передней Померании) передала другой компании (49% - транспортно-экспедиционному агентству «Kuehne & Nagel»), сохранив за собой 51% акций (7, с. 17). Главное преимущество такого процесса - то, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сокращаются расходы за счет более эффективного использования транспортных мощностей, лучшего технического и организационного управления логистикой (например, систем управления складами). Передача сферы логистики внешней фирме снижает расходы на предприятии, позволяет сконцентрировать силы на решении основных задач и улучшает обслуживание. Такой путь облегчает завоевание новых рынков, увеличение объема экспорта и снижение экспортных издержек. Можно рассматривать его как одно из новых явлений в тактике ТНК, приемлемых для российских фирм (следует сразу использовать наиболее удачные и современные методы). Главное здесь - доверие партнеров и правильное оформление договоров.       

Таким образом, связь ПИИ и экспорта в деятельности ТНК неоднозначна и должна рассматриваться на уровне отдельных рынков и отраслей. Можно  с уверенностью констатировать два  факта: во-первых, внешняя торговля обычно перерастает в прямые инвестиции и, во-вторых, в целом ПИИ способствуют расширению торговых операций. Общим результатом становится дальнейшая интенсификация международного экономического взаимодействия. Традиционная схема взаимосвязи торговли и ПИИ уступает место комплексным взаимосвязям, где растущее значение приобретают международные торговые потоки внутри системы ТНК, т. е. между родительскими фирмами и их зарубежными филиалами, и между самими.       

Для стратегии ТНК 90-х гг. 20 века характерны следующие черты:       

Во-первых, рост межфирменных слияний и приобретений других фирм как способ приобретения производственных мощностей за рубежом для поддержания и усиления своей международной конкурентоспособности.       Следовательно, тенденцией развития ТНК в современных  условиях является сочетание конкуренции  и сотрудничества. То и другое дает положительные результаты, если опирается  на экономические достижения и преимущества каждого из участников.       

Во-вторых, в отраслевом аспекте внимание ТНК  все более привлекают сфера услуг  и инфраструктуры, которые ранее мало интересовали международные компании и были преимущественно сферами деятельности естественных монополий (это прежде всего телекоммуникации). В настоящее время они превратились в конкурентные отрасли с большим потенциалом для прибыльного инвестирования.        

Возникают новые методы проектного финансирования в сфере инфраструктуры, в частности по схемам:

    • «строительство - управление - передача»;
    • «строительство - владение - управление»;
    • «строительство - владение - передача»,

что позволяет  мобилизовать капитал ТНК для  ее развития. Дальнейшее участие ТНК  может быть связано с привлечением инвестиций в такие проекты, как создание научных парков, зон переработки на экспорт, учреждений по подготовке кадров.       

В-третьих, для инвестиционной активности ТНК  в развивающихся странах характерно использование новых, основанных на контрактных отношениях форм интернационализации:

    • продажа лицензий с предоставлением технологий и технических услуг;
    • строительство предприятий «под ключ» (с подготовкой местного персонала);
    • управление предприятиями;
    • изыскательские работы и создание добывающих предприятий на условиях «раздела продукции»;
    • франчайзинг;
    • субподряды на поставку продукции из зарубежных стран.

 

 

2.2. Статистика динамики  развития ТНК       

Подчеркивая роль, которую играют транснациональные  корпорации в глобальной экономике, проанализируем публикуемые в мировой печати статистические данные.       

Так, по данным ООН, которая традиционно  изучает деятельность ТНК, к концу 90-х гг. в мире функционировало  около 60 тыс. международных компаний [8, стр. 14]. Они контролировали за пределами  своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий, при этом необходимо отметить, что термин «транснациональная корпорация», «многонациональная компания» (multinational corporation, multinational enterprise, MNC) как общепринятый стал применяться только с 1960 года.        

ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство. Численность персонала транснациональных фирм очень велика. Приведем лишь отдельные примеры: в компании «General Motors» работает порядка 647 тыс. человек, «Ford Motor» - 372 тыс. человек, «Siemens» - 379 тыс. человек.        

ТНК, использующие дешевую рабочую силу, в большинстве случаев стремятся  поддерживать низкий уровень заработной платы. Однако спрос и традиции материнской компании требуют соблюдения стандартов качества. Инвестиции на это, как правило, тесно интегрированы в систему материнской компании. Например, американская корпорация «Ford Motor» создала в 1994 г. международный центр по координации деятельности своих субпоставщиков во всем мире. Детали для определенных моделей она получает от 700 производителей. Трудосберегающая и капиталоемкая составляющие могут сочетаться в рамках общей стратегии компании. Так, в последнее время часто НИОКР и маркетинг концентрируются в инвестирующей структуре, а большая часть производства передается субпоставщикам из стран с низким уровнем заработной платы. На американской фирме «Nike» с ее ежегодным оборотом 4 млрд. долл. в сфере НИОКР, продаж, организации и управления занято 9 тыс. человек, в то время как 75 тыс. работают на компанию косвенно, через субпоставщиков (9).       

На  конец 80-х - начало 90-х годов 20 века насчитывалось 600 корпораций с суммой продаж более 1 млрд. долларов, которые образовывали так называемый «Клуб миллиардеров». В середине 90-х годов количество миллиардеров значительно превысило 1000. У лидера по объему продаж среди всех ТНК - «General Motors» - этот показатель в 1997 году составил 160 млрд. долларов. И еще 10 компаний в мире в 1997 году превысили рубеж продаж в 100 млрд. долларов (из них: 3 компании США, 6 - Японии и одна из Европы). Интересно отметить, что суммарный валовый доход двух лидеров среди ТНК - «General Motors» и «Ford Motor» - превышает объем продаж десяти крупнейших французских, десяти английских и шести германских компаний.        

500 самых мощных ТНК реализует  80% всей произведенной продукции  электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения. 85 из  них контролирует 70% всех заграничных  инвестиций.       

ТНК охватывают 90% мировой торговли пшеницей, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом и железной рудой, 85% - медью и бокситами, 80% - чаем и оловом, 75% - натуральным каучуком и сырой нефтью.        

Наблюдается тенденция увеличения зарубежных инвестиций в сферу услуг и технологически интенсивное производство. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.         

По  данным американского журнала «Fortune», главную роль среди 500 крупнейших ТНК  мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных и относительно развитых и развивающихся стран. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции государств-получателей капитала. Для беднейших стран политика иная - ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом они наращивают товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.       

ТНК являются, как правило, многономенклатурными корпорациями, их деятельность диверсифицирована. Каждая из 500 крупнейших транснациональных  корпораций США имеет в среднем  подразделения в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Великобритании многоотраслевыми являются 96, в Германии - 78, во Франции - 84, в Италии - 90. Шведский автомобильный концерн «Вольво», например, помимо широко известных во всем мире автомобилей производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво. Эта корпорация насчитывает более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом.       

Транснациональные корпорации - важнейшая составная часть международной  иерархии в НИОКР, потому что для  них проще доступ к финансовым ресурсам. Они обладают способностью охватить международный рынок научно-технических  кадров, организовать НИОКР и применить технологические знания в глобальном масштабе. Как следствие, 400 крупнейших транснациональных компаний потратили на НИОКР в 1992-1993 гг. 173 млрд. долл. (23% мирового уровня) [9].  
 

2.3. ТНК в России  и странах СНГ       

До  образования ФПГ в России уже  существовали собственные транснациональные корпорации. В качестве примера российской ТНК можно назвать государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Великобритании, Дании, Италии и других странах.        

Некоторые российские ТНК  появились сравнительно недавно. К  их числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим количеством  своих отделений по всему миру, «АвтоВАЗ», «ЛУКойл» (в ее состав входят российские нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения) и ряд других.        

Приватизация  в России сопровождается возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных  структур нового типа, «Газпром» обеспечивает почти пятую часть всех потребностей Западной Европы в природном газе. Именно «Газпром» в 1996 году был единственной российской компанией, нашедшей отражение в рейтинге, публикуемом «Financial Times».        

Одним из факторов, укрепившим позиции «Газпрома», явился его союз с англо-голландской группой «Шелл». Кроме «Газпрома», в рейтинге 500 крупнейших компаний мира в 1997 году дебютировало еще два представителя Российской Федерации - крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл» и «РАО ЕЭС России».        

В начале 90-х гг. сложилось понимание  того, что наиболее эффективным путем  создания и развития российских транснациональных компаний является институт финансово-промышленных групп (ФПГ).       

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - это совокупность юридических  лиц, действующих как основное и  дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.        

Среди участников ФПГ обязательно наличие  организаций, действующих в сфере  производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.        

Концепция создания финансово-промышленных групп  заключается в объединении предприятий  одной технологической цепочки, смежных и связанных производств, снабженческих и торгово-сбытовых предприятий и, что особенно важно, организаций, способных обеспечить финансирование, привлечь сторонних инвесторов. Одной из приоритетных задач ФПГ является координация деятельности входящих в нее предприятий, проведение единой ценовой политики, перераспределение финансовых и управленческих ресурсов, разработка инвестиционных программ, рассчитанных на улучшение состояния группы в целом, а не только отдельных предприятий.        

Информация о работе Транснациональные корпорации