Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:19, курсовая работа
Цель данной работы состоит в выявлении тенденций развития ТНК как субъектов мирового экономического процесса.
Опираясь на статистические данные и результаты научных исследований, автор попробует в настоящей работе поставлены следующие задачи: определить критерии отнесения корпораций к ТНК; рассмотреть организационно-правовую структуру ТНК; выявить причины возникновения ТНК; показать позитивные и негативные последствия деятельности ТНК; рассмотреть организацию внутрифирменного управления ТНК и изменения по мере развития и адаптации к новым условиям хозяйствования; охарактеризовать виды ТНК; определить характерные черты стратегии ТНК.
Введение …………………………………………………………………………..3
Организационная сущность ТНК ……………………………………………5
Понятие и признаки ТНК ……………………………………………..5
Возникновение и деятельность ТНК, позитив и негатив ………….7
Структура и виды ТНК ……………………………………………..11
Роль и место ТНК в современной экономике ……………………………..16
Тенденция в развитии ТНК …………………………………………..16
Статистика динамики развития ТНК ………………………………..21
ТНК в России и странах СНГ ………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………26
Список используемых источников ……………………………………………28
В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.
Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы.
При этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций, прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.
Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) - это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.
Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран.
В качестве примера такой компании можно привести уже упомянутый выше англо-голландский концерн «Royal Dutch Shell», существующий с 1907 года. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько филиалов в виде совместных предприятий и в странах СНГ.
Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок - это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.
При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках и поэтому может представлять особый интерес для тех российских ТНК, которые делают ставку на рынок СНГ.
С точки зрения международного права, отличительными признаками МНК являются:
К глобальной корпорации относят такую, которая интегрирует воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Подобная компания проектирует изделие или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка либо в разных странах производит составные части одного изделия.
Глобальные корпорации возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Они представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеет химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.
Для наиболее зрелого типа ТНК - глобальных корпораций - характерен геоцентрический (geocentric) подход к взаимоотношениям между материнской компанией и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.
2.1. Тенденции в развитии ТНК
По мере изменения ситуации в мире эволюционирует стратегия ТНК, их деятельность приобретает качественно новые формы и черты. Общей мировой тенденцией 90-х гг. 20 века является опережающий рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с международной торговлей. Основные инвесторы - ТНК - прочно заняли центральное место в процессе интернационализации мировой экономики, стали основным механизмом укрепления хозяйственной взаимозависимости между отдельными государствами.
Таблица 3.
Прямые иностранные инвестиции и международное производство,
1986-1996 гг. [4, стр.4]
Среднегодовые темпы роста, % | ||||
1986—1990 гг. |
1991—1996 гг. |
1995 г. |
1996 г. | |
Вывоз капитала в форме ПИИ |
24,4 |
17,1 |
32,6 |
10,3 |
ВВП |
10,7 |
6,4 |
9,5 |
6,6 |
Экспорт товаров и услуг |
14,3 |
7,4 |
16,2 |
4,5 |
Анализ регионального распределения
Таблица 4.
Приток и отток прямых иностранных инвестиций,
1986-1997 гг., млрд. дол. [5, стр.361-363, 367-370]
Годы |
Развитые страны |
Развивающиеся страны |
Страны Центральной и Восточной Европы |
Все страны | ||||
Приток |
Отток |
Приток |
Отток |
Приток |
Отток |
Приток |
Отток | |
1986 – 1991 |
130 |
169 |
29 |
11,3 |
0,7 |
0,02 |
159 |
180 |
1993 |
139 |
206 |
72 |
35 |
6,1 |
0,1 |
218 |
241 |
1996 |
195 |
283 |
130 |
49 |
12,3 |
0,9 |
337 |
333 |
1997 |
233 |
359 |
149 |
61 |
18,4 |
3,2 |
400 |
424 |
Закономерным результатом этих процессов явилась концентрация основного массива ПИИ в развитых странах. Так, 100 крупнейших по размерам зарубежных вложений ТНК базируются в промышленно развитых странах (стоимость их зарубежных владений оценивается примерно в 1,4 трлн. дол., что составляет 1/3 общего объема ПИИ в мире).
Таблица 5.
Общий объем прямых иностранных инвестиций в 1985 и 1992 гг., млрд. дол. [6, стр.52]
Страна |
Инвестиции за границей |
Иностранные инвестиции в стране | ||
1985 г. |
1992 г. |
1985 г. |
1992 г. | |
США |
251 |
486 |
185 |
411 |
Канада |
36 |
78 |
59 |
107 |
Германия |
60 |
180 |
37 |
135 |
Англия |
107 |
231 |
63 |
199 |
Нидерланды |
50 |
118 |
25 |
78 |
Франция |
19 |
138 |
20 |
108 |
Италия |
18 |
54 |
19 |
49 |
Швейцария |
24 |
72 |
11 |
33 |
Япония |
44 |
240 |
5 |
23 |
9 стран в сумме |
610 |
1590 |
420 |
1130 |
Развивающиеся страны |
20 |
75 |
185 |
320 |
Характерная черта 90-х гг. - бум ПИИ в азиатские страны. Этот процесс отражает происходящий там постоянный экономический рост, прогресс приватизации и либерализации. На 50 крупнейших ТНК из развивающихся стран приходится около 10 % общего объема зарубежных вложений фирм. Крупнейшим регионом размещения ПИИ остается Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия. Крупнейший получатель иностранных инвестиций среди этих стран - Китай. В 1997 г. прямые инвестиции в этот регион составили 86,9 млрд. дол., из них в Китай 45 млрд. дол. [5, стр. 362].
Растет объем инвестиций в страны Латинской Америки и Карибского бассейна, что связано в основном с начавшимся в 90-е гг. 20 века процессом приватизации крупных компаний. Характерная черта этого региона - неравномерное распределение потоков ПИИ по годам, странам и отраслям.
Инвестиционный климат в стране определяется целым набором факторов, включая, политический и коммерческий риски, политическую и экономическую стабильность внутри страны, состояние законодательства, ясность в системе принятия решений, уровень развития рыночной инфраструктуры. При формировании инвестиционного климата государство должно исходить из необходимости обеспечения унификации условий деятельности национальных и иностранных инвесторов, т. е. установления для них «национального режима» по всем аспектам предпринимательства, включая налогообложение, доступ к кредитным ресурсам, снабжению, рынку ценных бумаг, право осуществления экспортных и импортных операций и т. п. Однако в существующих условиях представляется необходимым создание для иностранных инвесторов льготных условий приложения капитала, особенно в приоритетных направлениях, которые смогли бы компенсировать отсутствие политической и экономической стабильности, неустойчивость правовой базы.
По теории Вернона, продукт после его внедрения на рынок проходит жизненный цикл, состоящий из трех фаз:
1. Фаза инновации (производство в стране) - связана с дифференциацией товара и монополистическими преимуществами инновационного предприятия.
2. Фаза зрелости (экспорт продукции) - рост стандартизации товара и производства. Растет конкуренция цен и возрастает значение стоимости товара, но предприятие до тех пор экспортирует и избегает прямых инвестиций, пока производственные и транспортные расходы экспортируемого товара меньше, чем предполагаемые расходы на производство за границей. Если положение меняется в пользу инвестиций, то предполагается переместить производство в страну со сходной структурой спроса и одновременно более низкой заработной платой (для США в 60-е гг. - это Западная Европа).
3. Фаза стандартизации (экспорт технологии
и импорт продукции). В этой фазе главную роль играет