Традиционные теории лидерства

Автор: y***********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
охарактеризовать понятие «лидерство»,
описать основные теории лидерства.
Объект исследования - лидерство, концепции лидерства, сходства и различия различных теорий лидерства.
Предмет исследования - природа лидерства, подходы к изучению лидерства, концепции лидерского поведения, концепции ситуационного лидерства, их сравнение.

Содержание

Введение 3
1. Основы лидерства 5
1.1 Понятие и сущность лидерства 5
1.2 Типология лидерства 10
2.Традиционные концепции лидерства 15
2.1 Теория великих людей 15
2.2 Поведенческие концепции 19
2.3 Ситуационные концепции 28
3. Успешный опыт применения теорий лидерства на практике 47
Заключение 52
Список используемых источников 55

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лидерство.doc

— 1.95 Мб (Скачать)

Таблица 2 Содержание трех стилей руководства6

     
       Авторитарный  стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа

стиля

Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера

Прерогатива в  установлении целей и выборе средств

Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера

Принятие решений  разделено по уровням на основе участия

Коммуникация  осуществляется активно в двух

направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы/организации

Предоставление  возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникация  в основном строится на «горизонтальной» основе

Сильные

стороны

Внимание срочности  и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в уп-равлении Позволяет начать дело так, как это видится и  без вмешательства лидера
Слабые

стороны

Имеется тенденция  к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может  потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства
 

Предмет исследований ученых университета штата Огайо – разнообразные параметры поведения руководителей, позволившие идентифицировать основные поведенческие стили лидерства, названные вниманием к подчиненным и инициированием структуры.

Внимание  к подчиненным –это степень уважения руководителем идей и чувств сотрудников, озабоченность их статусом и условиями труда, установлением отношений взаимного доверия. Руководители этого типа дружелюбны, открыты для общения, культивируют работу в командах и ориентированы на благополучие подчиненных.

Инициирование структуры характеризуется степенью, в которой лидер ориентирован на выполнение рабочих задач и направление деятельности подчиненных на достижение цели. К  типичным образцам поведения таких лидеров относятся разработка подробных инструкций для подчиненных, графиков выполнения работ и тщательное планирование. Таким образом выделяют четыре основных стиля руководства.( см. рис.1) 

Рисунок 1. Четыре стиля руководства согласно результатам исследования Университета штата Огайо

       
     

     Исследование  Мичиганского университета ставило своей целью определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Как видно, эти переменные достаточно схожи по своему содержанию с теми, которые использовались в исследованиях Университета штата Огайо. Результаты исследований Мичиганского университета позволили сделать следующие выводы об эффективном лидере:

  1. имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними;
  2. использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками;
  3. устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания.

     Позже эти выводы были положены в основу концепции, разработанной Ренсисом Ликертом и получившей название «Системы управления 1, 2, 3 и 4»(рис.3). Не установив идеального для всех случаев стиля, исследование Мичиганского университета тем не менее подводило к выводу о том, что условием эффективного лидерства является оказание поддержки работникам и привлечение их к принятию решений.

     Основываясь на подходе Мичиганского университета, Ренсис Ликерт провел интенсивное изучение общих образцов управления, используемых эффективными лидерами. Было обнаружено, что последние уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению целей. Им были выделены две категории лидеров (см. рис 2) :

      • лидеры, ориентированные на работников;
      • лидеры, ориентированные на работу.
 
 
 

     Рис.2. Ориентация лидеров и производственные результаты 7

         

     Продолжение исследований позволило выделить четыре преобладающих стиля управления, названные системами 1, 2, 3 и 4(см.рис.3). Система 1 представляет собой ориентированный на выполнение задания, сильно структурированный авторитарный лидерский стиль. В противоположность система 4 — это стиль, ориентированный на развитие отношений с подчиненными и групповую, совместную работу с ними. Системы 2 изъявляются как бы промежуточными стадиями между двумя крайностями, близкими к основным положениям теории «X» и теории «Y» Дугласа МакГрегора.

     На  основе своей модели Ликерт разработал вопросник, позволяющий определять стили руководства и управленческую культуру. Согласно полученным на основе вопросника результатам, эффективное лидерство чаще располагалось ближе к системе 4 и реже — к системе 1. Однако на практике следование стилю, соответствующему системе 4, оказалось далеко не простым делом. Как оказалось, переход к нему связан с необходимостью проведения радикальных изменений, в основном изменений в поведении самого лидера и его последователей на всех уровнях, вплоть до рядового работника.

     Наибольшую  популярность среди концепций поведенческих стилей лидера в последнее время получила модель управленческой сетки, наглядно демонстрирующей, что есть один единственно верный стиль лидерства. Похожая в определенной мере на модель Университета штата Огайо управленческая сетка Блейка и Моутон  представляет собой матрицу, образованную пересечениями двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси — интерес к производству и на вертикальной оси — интерес к людям (см. рис. 4). 

     Рисунок 3. Системы Ликерта8

     Переменные  управленческой сетки, по сути, носят  характер расположения (к чему-либо или кому-либо) и взгляда (на что-то), предопределяющих последующее поведение, т.е. оба интереса связаны как  с человеческим сознанием, так и  с действием человека, а не только с чем-нибудь одним. Шкалирование каждой из осей матрицы от 1 до 9 дает возможность очертить зоны пяти основных лидерских стилей (см. рис. 4). 

       Рисунок 4. Управленческая сетка Блейка и Моутон9

       

     Стиль 9.1 - правый нижний угол решетки. Максимальная забота о производстве (9) и минимальная - о людях (1). 

     Стиль 1.9 - левый верхний угол решетки.Минимальная забота о производстве сочетается с максимальной

     заботой о людях. Основное внимание уделяется  сохранению дружеских отношений  между работниками, пусть даже в ущерб производственным

     показателям.

     Стиль 1.1 - левый нижний угол решетки. Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Менеджер такого стиля предпринимает минимальные усилия, направленные лишь на то, чтобы сохранить свое место в организации.

     Стиль 5.5 - середина решетки менеджмента. Соответствует теории "золотой середины", т. е. средний уровень внимания к производству сочетается со средним уровнем внимания к людям.

     Стиль 9.9 -  верхний левый угол решетки. Сочетает стремление к наивысшим проявлениям заботы и о производстве, и о людях.

     Поскольку вышерассмотренные концепции лидерского поведения так или иначе предполагают наличие формального лидерства  при любых обстоятельствах, многие исследователи не раз задавались вопросом: могут ли существовать ситуации, когда не требуется поведения  лидерского типа? Так, С. Керр и Дж. Джермейер выдвинули предположение о наличии переменных или так называемых заменителей лидерства, имеющих свойство сводить на нет потребность в лидерском влиянии на уровень работы подчиненных и их удовлетворенность. Например, подчиненный, имеющий большой опыт работы, развитые способности и высокий уровень подготовки, как бы устраняет потребность в директивном руководстве. Лидер-структуризатор будет испытывать сильное сопротивление со стороны независимого и самостоятельно мыслящего подчиненного с высоким уровнем квалификации. Самоуправление для таких работников будет более привлекательным, чем указания их лидера.

     Различные заменители лидерства и их связь  с необходимостью использования  того или иного стиля руководства показаны в таблице 3.

                       
 
 
 
 

Таблица 3. Заменители лидерства10

Переменные, или заменители лидерства   
 Когда не требуется обращать больше внимания на отношения с подчиненными Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений  и работу
На  уровне качеств подчиненных:

1 . Способность,  опыт, подготовка, знания

2. Независимость,  самостоятельность

3. Профессионализм

4. Отсутствие  реакции на вознаграждение

 
     X

     X

     X

 
     X

     X

     X

     X

На  уровне содержания работы:

5. Ясность,  честность и рутинность

6. Отсутствие  альтернативных методов

7 Получение  обратной связи в работе

8. Внутренне  удовлетворяющая работа

 
 
     X
 
     Ч

     X

     X

На  уровне организационного окружения:

9. Процессы  формализованы

10. Невозможность  гибкости отношений

11. Высокоспециализированная  поддержка

12. Групповой  подход, тесная взаимосвязь

1 3. У  лидера нет прав вознаграждать

14Нет непосредственного контакта с подчиненным

 
 
     X

     X

     X

 
     Ч

     X

     X

     X

     X

     X

  2.3 Ситуационные концепции

     Неудачи, постигшие традиционные концепции  в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть лидерство и его последствия. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

     Ниже  будут рассмотрены следующие концепции ситуационного лидерстваконтиниум лидерского поведения Танненбаума — Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда; модель «путь — цель» Хауза — Митчелла; модель Стинсона — Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго.

       КОНТИНУУМ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ТАННЕНБАУМА-ШМИДТА

     В соответствии с данной моделью  лидер  выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации. На рис. 5 показан весь спектр выборов между демократической и авторитарной альтернативами, соответственно ассоциируемыми с интересом к отношениям или к работе. 
 

Рис. 5. Континуум лидерского поведения.11

     

     Различие  между этими двумя  крайними лидерскими стилями основано на предположениях лидера об источниках его власти и  природе человека. Демократ полагает, что власть ему дается последователями, которых, он ведет, и что люди в своей основе обладают способностью к самоуправлению и творческой работе в условиях правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его позицией в группе/организации и что люди внутренне ленивы и на них трудно полагаться. В первом случае имеется возможность, участия в управлении, во втором - цели, средства и политику определяет сам лидер. По мнению авторов модели, между этими двумя крайностями существуют еще пять промежуточных лидерских стилей.

     Последующее развитие данной модели столкнулось  с трудностями в учете   всех   возможных   взаимодействий   между   лидером, последователями  и ситуацией  при  установлении  причинно-следственных связей в отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации в бизнесе и резкое увеличение количества участников этих процессов сломало традиционные представления об управлении и сделало переход к отношениям лидерства еще более трудным.

Информация о работе Традиционные теории лидерства