Типы управленческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Управленческая структура организации. Понятие и типы управленческих структур……………………………………………………..5
2. Бюрократические управленческие структуры…………………………7
2.1.Линейная управленческая структура…………………………………...8
2.2.Функциональная управленческая структура…………………………...9
2.3.Линейно-функциональная (штабная) управленческая структура…...11
2.4.Дивизиональная управленческая структура…………………………..13
3. Адаптивные (органические) управленческие структуры……………15
3.1. Проектная управленческая структура…………………………………15
3.2. Бригадная управленческая структура…………………………………16
3.3. Матричная управленческая структура…………………………………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………….22
Приложение……………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

ТИПЫ УПРВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР курсовая по менеджменту.docx

— 42.91 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3 

1. Управленческая структура  организации. Понятие  и типы управленческих  структур……………………………………………………..5

2. Бюрократические  управленческие структуры…………………………7

  2.1.Линейная  управленческая структура…………………………………...8

  2.2.Функциональная  управленческая структура…………………………...9

  2.3.Линейно-функциональная (штабная) управленческая структура…...11

  2.4.Дивизиональная  управленческая структура…………………………..13

3. Адаптивные (органические) управленческие структуры……………15

  3.1. Проектная управленческая структура…………………………………15

  3.2. Бригадная управленческая структура…………………………………16

  3.3. Матричная управленческая структура…………………………………17

Заключение……………………………………………………………………..20

Список  используемой литературы………………………………………….22

Приложение……………………………………………………………………..23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения  населения. В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли  хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда.  

       Современный рынок товаров отличается  относительно высокой насыщенностью,  товарного дефицита фактически  нет. Бюрократическая система  распределения товаров полностью  заменена отношениями свободной  купли-продажи. Динамизм объемов  и структуры реализации товаров  и услуг постепенно приобретает  все более устойчивый характер.

     На  предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных  в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы  стоимости в денежную и создается  экономическая основа для возобновления  производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением  передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов  управления, обеспечивающих повышение  эффективности работы торговых предприятий  и повышение культуры торговли.

     Торговое  предприятие – основное звено  сферы обращения, обладающее хозяйственной  и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров  от производителя к потребителям посредством купли-продажи и реализующее  собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

     Как  можно  победить  конкурентов?  Следует  сделать  товары  и  услуги,  предлагаемые  клиентам,  более  привлекательными,  чем  у  конкурентов.  Ценовая  политика,  расширение  ассортимента,  улучшение  качества  и  сокращение  времени  обслуживания  клиентов,  обеспечение  послепродажного  обслуживания,  льготы  постоянным  клиентам –  это  только  часть  методов,  которые  могут  быть  использованы.

     При  этом  следует  иметь  в  виду,  что  поиск  и  реализация  тех  или  иных  конкретных  преимуществ  – это  задача  работников  организации.  Для того чтобы выжить и процветать организации необходимо иметь и регулярно получать соответствующее число работников с надлежащим уровнем квалификации и иметь четко сформулированную управленческую структуру соответствующую данной организации.

     Структура управления организацией - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное  с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно  сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы  все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда-то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам  и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам  соответствия задачам организаций

     Я выбрала «типы управленческих структур»  темой для своего курсового проекта  потому, что эта тема очень актуальна  для торговых организаций Казахстана. В непростых условиях современной  рыночной экономики торговым организациям необходимо обращать  особое внимание на управленческую структуру, потому что  в рыночной экономике выживают те предприятия, которые  наилучшим  образом используют имеющиеся у  него ресурсы для получения максимального  количества прибыли.  Одним из решающих факторов является  правильно созданная  управленческая структура. 
 

1. Управленческая структура  организации. Понятие  и типы управленческих  структур.

     Структурой  организации называют устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями  и работниками организации.

     Управленческая  структура организации - важное звено  в научном теоретическом менеджменте. На практике применение основных типовых  структур – это не только необходимость, но и неизбежность. Невозможно установить долговременные связи с персоналом на предприятии «методом хаоса». Управленческие структуры создаются для того, чтобы обеспечивать координацию  и контроль деятельности своих подразделений  и работников.

     Управленческая  структура организации это совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и  обеспечивающих взаимосвязь между  управляющей и управляемой системами. Иными словами, управленческая структура - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

     «Четкая управленческая структура крайне необходима. Современное предприятие – будь то коммерческая компания, государственное  учреждение, больница или университет, - так же нуждается в организационной  структуре, как любой биологический  организм, поднявшийся по эволюционной лестнице на следующую после амебы  ступень!» Но одним из ложных представлений, мешающих эффективной практике бизнеса, является следующее утверждение  «Существует или должна существовать»  одна правильная (в настоящий исторический период) управленческая структура»1

     В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и  связи - горизонтальные и вертикальные.

     К звеньям управления относятся структурные  подразделения, а также отдельные  специалисты, выполняющие соответствующие  функции управления либо их часть. К  звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование  и координацию деятельности нескольких структурных подразделений.

     В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся  между отделами связи носят горизонтальный характер.

     Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в  вертикальной зависимости и подчиняются  друг другу по иерархии: менеджеры  более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Отсюда возникла пирамидальная структура  управления торговой  организацией. (См. приложение - диаграмма №1)

   В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками  которого распределены задачи и функции  управления, а также ответственность  за выполнение поставленных задач.

     Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие  на объект управления и выше результативность бизнеса.

     В зависимости от характера связей между подразделениями организации  различают следующие основные типы управленческих структур:

  • Бюрократические структуры: линейная (простая и сложная); функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.
  • Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

 

      2. Бюрократические  управленческие структуры

     Бюрократические управленческие структуры были предложены в начале XX столетия Максом Вебером. Он, начав изучать такие структуры, установил, что они достаточно эффективны, хотя есть угроза для свободы деятельности отдельных людей. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

     Суть  системы «рациональной бюрократии»  заключается в следующем:

  • вся деятельность в организации разделяется на простейшие элементы, собирая которые затем в группы определяются задачи и обязанности конкретного должностного лица;
  • организация строится на принципе иерархии, то есть системы строгой подчинённости нижестоящих вышестоящим;
  • деятельность организации происходит на основе инструкций, стандартов и правил, определяющих ответственность и обязанности каждого сотрудника;
  • управление организацией осуществляется на основе формальной обезличенности, то есть личные и эмоциональные мотивы исключаются; отбор, и назначение на должность производится на основе знаний, опыта и заслуг, то есть традиции и эмоции исключаются.2

     Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии, т.к. ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для  большинства промышленных фирм, организаций  сферы услуг и всех видов государственных  учреждений. Продвижение сотрудников  на основе их компетентности позволяет  обеспечивать постоянный приток в такую  организацию высококвалифицированных  технических специалистов и административных работников. Минусами подобной системы  можно назвать потерю «гибкости» предприятия - поиска альтернативных решений, вследствие строгого соблюдения установленных  правил, процедур и норм.

     К Бюрократическим управленческим структурам относятся: Линейная, Функциональная, Линейно-функциональная (штабная), Дивизиональная управленческие структуры. 

     2.1 Линейная организационная  управленческая структура

     Обычно  малые торговые предприятия начинают свою деятельность с простой линейной организации, в которой распределение  полномочий идет сверху в низ.

     Линейная  управленческая структура - один из простейших типов структур. Для нее характерно, наличие во главе каждого структурного подразделения руководителя, наделенного всеми полномочиями и осуществляющего управление подчиненными ему работниками. Схема простой линейной управленческой структуры. (См. приложение - диаграмма №2)

     Линейная  управленческая структура представляет собой модель прямого подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений  вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых  вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях. Достоинством линейной структуры является личная ответственность руководителя за конечный результат. Недостатком  является высокое требование к руководителю.

     В линейной структуре управления решения  передаются по цепочке "сверху вниз", сам руководитель нижнего звена  управления подчинен руководителю более  высокого над ним уровня, формируется  своего рода иерархия руководителей  данной конкретной организации. Вышестоящий  орган управления не имеет права  отдавать распоряжения каким-либо исполнителям низшего уровня, минуя их непосредственного  начальника.

     Линейная  структура управления является логически  более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но ограниченными  возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Информация о работе Типы управленческих структур