Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность конфликтов, методы разрешения конфликтных ситуаций и определить пути их преодоления.
Из данной цели вытекают задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов;
2. Определить функции конфликтов, причины и последствия;
3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов;
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации;
5. Предложить мероприятия по преодолению конфликтов.
Ведение 3
Глава 1. Природа и сущность конфликта 5
1.1. Понятие, условия и функции конфликта 5
1.2 Классификация и типология конфликтов 9
Глава 2. Разрешение конфликтных ситуаций 14
2.1. Управление конфликтной ситуацией 14
2.2. Методы разрешения конфликтов 16
Глава 3. Предложения по разрешению конфликтов 20
3.1. Анализ конфликтных ситуаций в Альфа-Банк 20
3.2. Мероприятия по преодолению конфликтов 23
Заключение 27
Список литературы 28
-
межличностные методы или
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.
Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая друга в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен. Раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Структурные методы (рис. 2), т. е воздействующие преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д.
К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.
1. Разъяснение требований к работе. Один из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от работника или от группы. Здесь должны быть упомянуты: уровень результатов, источники информации, система полномочий и ответственности, определены политика, процедуры и правила. Причем руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего от них ждут в каждой ситуации.
2. Координационные и интеграционные механизмы. Этот метод основывается на правильном использовании формальной структуры организации, в частности, иерархии и принципа единства распорядительства. Принцип единства распорядительства (иногда его не совсем верно называют принципом единоначалия) облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим распоряжениям он должен подчиняться.
3. Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное достижение комплексных целей требует совместных усилий двух или более работников, поэтому установление таких целей, которые являются общими для всех работников, и может служить методом предотвращения конфликта.
Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует формулировать цели для всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным образом, установление четко сформулированных целей всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их функциональной области.
4. Структура системы вознаграждений. Система вознаграждений (материальных и нематериальных) может, как способствовать возникновениям конфликтов, так и уменьшать возможность их возникновения. Система вознаграждений должна быть организована так, чтобы поощрять тех работников, действия которых способствуют осуществлению общеорганизационных целей, стараются подойти к решению проблем комплексно. Наоборот, система вознаграждений не должна поощрять работников, добивающихся решения узких проблем за счет других отделов и подразделений. Например, не следует поощрять работников отдела сбыта за увеличение объема продаж, если они добились этого предоставляя покупателям, широкий набор скидок в ущерб общей прибыли фирмы.
Межличностные методы (рис. 2) разрешения конфликта. В зависимости от поведения участников конфликта, в том числе и тех, кто его решает, различают следующие способы разрешения конфликта:
1. уклонение - человек, предвидя возникновение конфликта, выбирает такой стиль поведения, который не приведет к конфликту. При этом человек тщательно обдумывает свое поведение, а организация проводит политику, которая имеет профилактическую цель, то есть отдел персонала отслеживает причины возникающих конфликтов, а также появившиеся напряженности и принимает меры к их разрешению, снятию;
2. сглаживание конфликта - используются разные аргументы, включая убеждение другой стороны в необходимости сотрудничества. В частности, когда при обсуждении вопроса, программы высказывается много замечаний, их можно нейтрализовать с помощью некоторых методов, включая, например, такие, как ссылка на авторитеты, условное согласие, перефразирование замечаний, их предупреждение и т.д. Недостаток этого стиля состоит в том, что обычно конфликт заглушается, но не разрешается;
3. принуждение - противника заставляют принять другую точку зрения. Такой вид поведения наиболее присущ руководителю, когда у него возникают разногласия с подчиненным. Принуждение почти всегда вызывает возмущение подчиненного, антипатию. Такие решения обычно сковывают инициативу подчиненных, что для организации нерационально;
4. поощрение - предоставление преимущества человеку в обмен на его согласие с предполагаемым решением.
Хотя
этот вид поведения можно
5. компромисс - одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь частично.
6. предупреждение конфликта - совокупность
мероприятий в основном
Рис. 2 Способы управления конфликтом
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Ведущие международные рейтинговые агентства присваивают Альфа-Банку одни из самых высоких рейтингов среди российских частных банков. В течение 2011 года Альфа-Банк подтверждает лидирующие позиции в банковском секторе России. В четвертый раз подряд он занял первое место по результатам исследования «Индекс впечатления клиента — 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса».
Банковская
сфера, как и любая другая, подвержена
возникновению конфликтных
Рассмотрим
несколько примеров конфликтов, действительно
имевших место в данной организации. Один
из них - конфликт, возникший из-за неточного
определения обязанностей сотрудников
и сроков их выполнения, то есть производственный
конфликт.
Пример 1.
Банк является сложным механизмом, все части (отделы) которого должны четко и отлажено работать. Один из отделов - операционный. В нем особенно тесно переплетается работа всех сотрудников: сведения, вовремя поданные одним «операционистом», обеспечивают своевременность и правильность выполнения своих функций вторым «операционистом».
На начальной стадии деятельности банка, когда не было четкой устоявшейся системы организации труда, происходили нарушения сроков и порядка очередности проведения банковских операций по счетам клиентов, что вызывало их справедливые нарекания. Такие ситуации периодически имели место, а в некоторых случаях при проведении проверок эти недочеты обнаруживались государственными органами, и банку начислялись штрафы. В такой ситуации каждый из «операционистов» видел причину этих нарушений в недостаточно четкой работе другого. Выявить действительно виновного работника в каждом конкретном случае не всегда удавалось, и это, безусловно, не способствовало нормальному климату в отделе, соответственно и его работе в целом.
Для предотвращения конфликтной ситуации следовало принять следующие меры:
1. Провести тщательный анализ всех случаев допущения «операционистами» ошибок.
На основании проведенного анализа детально распределить и расписать должностные обязанности каждого «операциониста». Разработать график документооборота в целом по банку, строго регламентирующий время передачи информации внутри банка (между его отделами) и четко указывающий ответственных за выполнение каждого пункта.
2. Ввести жесткий ежедневный контроль над всеми выполняемыми операциями.
В
результате предпринятых мер удалось
стабилизировать работу банка, полностью
исключить нарушения сроков выполнения
банковских операций, так же улучшился
климат в данном отделе, а значит и его
производительность.
Такого рода конфликты являются указателем неблагополучной работы коллектива, то есть организации его работы, и разрешение таких конфликтов возможно только при изменении объективной ситуации и условий труда, в которых оказались люди.
Другой
пример основан на «человеческом»,
субъективном аспекте конфликта, то
есть противоречия заложены в самих
людях, их действиях, поступках и поведении
- чисто личностных неблагоприятных проявлениях.
К этим проявлениям относится склонность
настаивать на своем мнении, категоричность
суждений, импульсивность, неумение слушать
и убеждать, склонность к обвинению партнера
и многие другие отрицательные качества
человека.
Пример 2.
Один
из руководителей банка при
Все это имело отрицательный характер: нервирует работников, вносит отрицательный климат в отдел, что отбивает желание трудиться и не способствует качественному и продуктивному труду работников.
Сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, привлекла внимание высшего руководства банка. Была сделана попытка организовать, откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось.
Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен, либо его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб.
В
числе основных направлений деятельности
по предупреждению конфликтов необходимо
назвать следующие:
Создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций
В первую очередь это касается условий жизнедеятельности работников в компании. Важно, чтобы работнику было не только комфортно работать в помещении, но и психологически приятно находиться в данном пространстве. Мягкие цвета, корпоративно стилизованная обстановка, возможность свободного перемещения, личное рабочее пространство (десять сотрудников в небольшом кабинете, каким бы дружным не был коллектив, рано или поздно пожалеют об отсутствии рабочих мест в коридоре) являются частью достижения как физического, так и психологического комфорта. Большое значение имеет оборудование комнат психологической разгрузки, создание тренажерных залов в непосредственной близости от мест трудовой деятельности, обеспечение возможности осуществления водных процедур и т.п.
Информация о работе Типы конфликтов и методы их разрешения в различных системах управления