Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность конфликтов, методы разрешения конфликтных ситуаций и определить пути их преодоления.
Из данной цели вытекают задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов;
2. Определить функции конфликтов, причины и последствия;
3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов;
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации;
5. Предложить мероприятия по преодолению конфликтов.
Ведение 3
Глава 1. Природа и сущность конфликта 5
1.1. Понятие, условия и функции конфликта 5
1.2 Классификация и типология конфликтов 9
Глава 2. Разрешение конфликтных ситуаций 14
2.1. Управление конфликтной ситуацией 14
2.2. Методы разрешения конфликтов 16
Глава 3. Предложения по разрешению конфликтов 20
3.1. Анализ конфликтных ситуаций в Альфа-Банк 20
3.2. Мероприятия по преодолению конфликтов 23
Заключение 27
Список литературы 28
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
Экономики и Менеджмента
Курсовая
работа
Учебная дисциплина: «Основы менеджмента»
Тема:
«Типы конфликтов и
методы их разрешения
в различных системах
управления»
Москва
– 2011
Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Проблема эффективного разрешения конфликтов является необходимой составляющей успешного делового взаимодействия между людьми. В любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Чтобы найти оптимальное решение в конфликтной ситуации, нужно обладать знанием того, как развиваются конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении
В
условиях современной нестабильной экономической
жизни и постоянно развивающихся технологиях,
каждая компания стремится к достижению
наивысшего результата и получению максимальной
прибыли. Для этого необходимо выполнение
нескольких условий: во-первых, налаженный
рабочий процесс, во-вторых, грамотно подобранный
коллектив и, в-третьих, отсутствие разногласий
и психологической напряженности в коллективе.
Именно поэтому так важно недопущение
или сведение к минимуму возникновение
конфликтных ситуаций в организации. Но
в большинстве случаев, существующие конфликты
либо оставляются без внимания, либо разрешаются
не до конца. Руководителям не хватает
знаний о конфликтах, о путях их мирного
решения. Многие руководители предпочитают
решать возникающие конфликтные ситуации
силовыми методами, даже не догадываясь,
что есть мирные и конструктивные методы
выхода из конфликта. Кроме того, конфликт
может быть использован во благо, как инструмент
управления, при грамотном использовании.
Цель
данной работы – изучить сущность
конфликтов, методы разрешения конфликтных
ситуаций и определить пути их преодоления.
Из
данной цели вытекают задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов;
2. Определить функции конфликтов, причины и последствия;
3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов;
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации;
5. Предложить мероприятия по преодолению конфликтов.
Понятие конфликта зависит от теоретического подхода к нему. Существует две позиции.
Первая заключается в том, что конфликт - это столкновение и борьба различных сил, лиц или позиций в силу несовместимости или противоположности интересов.
Вторая состоит в том, что конфликт - это процесс развития взаимодействия и система отношений между участвующими в нем сторонами.
Исходя из второй позиции, можно дать конфликту следующее определение: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.
Таким образом, конфликт может быть функциональным или он может быть дисфункциональным.
Функциональные конфликты – это конфликты, при которых проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению проблемы. Такое положение располагает стороны к сотрудничеству.
Дисфункциональные конфликты – это конфликты, характеризующиеся следующими особенностями:
Роль
конфликта, в основном, зависит от
того, насколько эффективно им управляют.
Чтобы управлять конфликтом, необходимо
знать причины его
Модель конфликта представляется следующим образом.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, т.е противоположные позиции сторон по какому либо вопросу или же противоположные цели и средства их достижения в конкретных обстоятельствах и инцидент – столкновение сторон.
Конфликтная ситуация включает объект, т.е конкретную причину или движущую силу конфликта и субъект, являющийся активной стороной способной создать конфликтную ситуацию и повлиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Возможными субъектами конфликта в организации являются:
- администрация организации;
- средний управленческий персонал;
- низший управленческий персонал;
- основные специалисты (в штате);
- вспомогательные специалисты (вне штата - по контракту);
- технический персонал;
- структурные подразделения;
- неформальные группы сотрудников.
В целом конфликт вызывается тремя комплексными группами причин:
1) обусловленные трудовым процессом;
2) обусловленные психологическими особенностями человеческих отношений (симпатии, антипатии, культурно этнические различия);
3) обусловленные личностным своеобразием членов коллектива (неумение контролировать эмоциональное состояние).
Объективные
причины конфликта можно
К условиям конфликта можно отнести:
По направленности конфликты делятся на вертикальные, горизонтальные, смешанные.
В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого. В горизонтальных участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (табл. 1). В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую, приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.
Естественно, в таких условиях, когда каждое распоряжение может вести к углублению конфликта, чрезвычайно трудно работать.
Уже из
этого предварительного рассмотрения
понятны некоторые установки
руководителя: наибольшую осторожность
проявлять по отношению к вертикальным
конфликтам (стараться погасить их
в зародыше).
Таблица 2
Горизонтальные и вертикальные
конфликты
Тип конфликта |
Способ проявления конфликта | |||
По «горизонтали» |
По «вертикали» | |||
«снизу вверх» | «сверху вниз» | |||
Препятствия достижению основных целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют успешной деятельности другого. Организационный конфликт. | Руководитель не обеспечивает подчиненным возможности успешного достижения цели деятельности | Подчиненный не обеспечивает руководителю возможности выполнения основной цели деятельности | |
Препятствия достижению целей совместной трудовой деятельности | Действия одного препятствуют достижению личных целей других. Организационный конфликт. | Руководитель не обеспечивает подчиненному возможности достижения личных целей | Подчиненный создает препятствия для достижения руководителем личных целей | |
Противоречие действия принятым нормам | Конфликт норм поведения в группе | Противоречия деятельности руководителя, его стиля работы | Деятельность подчиненного как носителя определенной социальной роли противоречит ожиданиям руководителя | |
Личные конфликты | Личная несовместимость | Лидеры и авторитеты не оправдывают ожиданий последователей | Члены коллектива не оправдывают ожиданий его лидеров и авторитетов |
Информация о работе Типы конфликтов и методы их разрешения в различных системах управления