Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – изучить сущность конфликтов, методы разрешения конфликтных ситуаций и определить пути их преодоления.
Из данной цели вытекают задачи:
1. Рассмотреть различные понятия и виды конфликтов;
2. Определить функции конфликтов, причины и последствия;
3. Рассмотреть методы разрешения конфликтов;
4. Проанализировать конфликтную ситуацию на примерах конкретной организации;
5. Предложить мероприятия по преодолению конфликтов.
Ведение 3
Глава 1. Природа и сущность конфликта 5
1.1. Понятие, условия и функции конфликта 5
1.2 Классификация и типология конфликтов 9
Глава 2. Разрешение конфликтных ситуаций 14
2.1. Управление конфликтной ситуацией 14
2.2. Методы разрешения конфликтов 16
Глава 3. Предложения по разрешению конфликтов 20
3.1. Анализ конфликтных ситуаций в Альфа-Банк 20
3.2. Мероприятия по преодолению конфликтов 23
Заключение 27
Список литературы 28
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.
Внутриличностный конфликт может возникнуть также в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейные мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил ему, что в связи с производственной необходимостью он должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт возникает как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.
Среди внутриличностных, или психологических конфликтов наиболее распространены ролевые и мотивационные конфликты.
1. Ролевые конфликты. Их основу составляют трудности выполнения членом организации своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации. Инициатором конфликта может быть как рядовой исполнитель, у которого работа вызывает раздражение и протест (что приводит к неудовлетворительной оценке его деятельности руководством организации или подразделения), так и руководитель, который не может или не хочет соответствовать ролевым требованиям или не выполняет нормативные указания или запреты. Причинами ролевых конфликтов в организациях могут быть следующие:
- недостаточная, слабая ролевая подготовка;
- неудовлетворенность существующим статусом (например, работник считает, что он достоин более высокой должности);
- неприятные моменты, сопутствую выполнению работником своей роли (монотонная, нервная, грязная работа);
- предъявление противоречивых требований к результатам работы, что
вызывает неопределенность ролевых ожиданий;
- двойственность при выполнении социальных ролей (или двойные стандарты
деятельности);
- завышенность предъявляемых требований с точки зрения работника;
- несовместимость ролевых требований с потребностями, установками и ценностями работника.
2.
Мотивационные конфликты. В основе
таких личностных конфликтов лежит недостаточная
или неправильная мотивация индивида
в организации а также неудовлетворенность
работой, условиями труда, неуверенность
в собственных силах и т.д. Этот конфликт
может быть внутриличностным в том случае,
если индивид не идентифицирует причину
неудовлетворенности с действиями конкретных
социальных объектов своего окружения.
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.
Выделяют следующие типы межличностных конфликтов:
1. Конфликты
как агрессивная реакция на
блокаду потребностей в
2. Конфликты как агрессивная реакция на блокаду личностных потребностей связанных напрямую с производственной деятельностью. К конфликтам этого типа относятся конфликты из-за «несправедливого» распределения заданий между работниками, претендующими на определенную должность при наличии одной вакансии, и т.д.
3. Конфликты,
связанные с контролем за
4. Личные
конфликты, связанные с
Конфликт
между личностью
и группой. В производственных
группах устанавливаются определенные
нормы поведения, и случается так, что
ожидания группы находятся в противоречии
с ожиданиями отдельной личности. В этом
случае возникает конфликт. Иными словами,
между личностью и группой конфликт возникает
тогда, когда эта личность займет позицию,
отличную от позиции группы.
Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
Кроме того, конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый.
Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.
Различают также случайные,
По значению для организации конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные).
В групповых отношениях
Деструктивная
функция конфликта на уровне группы
проявляется в нарушении
Обычно
конфликт несет в себе как конструктивные,
так и деструктивные стороны,
по мере развития конфликта функциональность
его может меняться. Оценивают конфликт
по преобладанию той или иной функции.
Конфликты, несмотря на свою специфику и разнообразие, развиваются по определенной схеме (рис. 1) и имеют в целом общие стадии развития :
Рис. 1 Схема развития конфликта
Управление
конфликтами имеет целью
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению к нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами. Лучшее решение конфликта - это его предупреждение.
Известно
несколько достаточно универсальных
принципов управления конфликтами:
1. институциализация
конфликта, т.е. установление
- запрет на применение насильственных средств;
- ограничение количества участников и сфер проявления конфликта;
- принятие всеми сторонами определенных правил разрешения конфликта - организационных и(или) этических норм, четких договоренностей и т.д.;
- контроль
со стороны третьих лиц (государственных
органов, арбитров и т.п.);
2. легитимация
процедуры разрешения
3. структурирование
конфликтующих групп, т.е.
4. редукция
конфликта, т.е. его
Психологи Р. Вердербер и К. Вердербер предлагают общие рекомендации по управлению конфликтом:
- Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться;
- Доброжелательное, уважительное отношение;
- Сочувствие, участие, терпимость к слабостям;
- Подчеркивание общности интересов, целей, задач;
- Признание правоты собеседника там, где это действительно так;
- Выдержка, самоконтроль, спокойный тон;
- Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению;
- Предложение рассмотреть альтернативные решения;
- Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это;
- Повышение значимости партнера;
- Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения;
- В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее; - Поставить эмоциональный барьер.
В управлении конфликтами большое значение имеет ведение переговоров с целью достижения взаимного согласия. Выдвигая конкретные предложения по конкретным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.
Существует достаточно много методов управления конфликтами, их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
- внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
- структурные, т.е. методы по устранению организационных
Информация о работе Типы конфликтов и методы их разрешения в различных системах управления