Типы и разновидности контроля в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:22, реферат

Описание работы

Слово «контроль» заимствовано из французского языка. Полного смыслового аналога этому слову в русском языке нет. Контроль означает: 1) проверку кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль — это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.

Работа содержит 1 файл

Типы и разновидности.docx

— 32.25 Кб (Скачать)

простота. Усложненные  процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управленческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколько ключевых показателей, но делать это систематически и эффективно; 

экономичность. Затраты  на контроль должны быть соизмеримы с  другими видами затрат. Контроль не должен становиться абсолютно доминирующей функцией управления.

Важно отметить, что  одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение людьми определенных ограничении, регулирующих поведение. Причины такого отношения  различны, оно может быть привычной  нравственной нормой, традицией, может  вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т. п. Например, М. Вебер считал, что люди добровольно соблюдают определенные ограничения свободы действий, потому что верят в легитимность существующей системы власти. Применительно к  контролю - в легитимность управляющей  системы, субъекта управления. Без добровольного  соблюдения ограничений масштаб  и интенсивность контроля могут  стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самими контролерами нужен будет контроль).

Отметим еще одну сущностную черту контроля: он органически  неотделим от ответственности. Это  две стороны одной медали, которые  существуют взаимосвязанно, дополняя и укрепляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким об­разом, что ответственность человека за социальные и материальные последствия  своих действий из сферы чисто  нравственной переходит в сферу  административную, правовую. Иначе  говоря, контроль с системой санкций, внешней принудительной регуляцией ответственности выполняет функцию  охраны и зашиты от своеволия и  злоупотреблений.

В связи с этим контроль может быть как позитивным явлением социально-экономической  жизни, так и негативным. Негативный контроль сводится лишь к обнаружению  нарушений, ошибок и к требованию их исправить. Позитивно организован­ный  контроль - это, по сути дела, система  контрольной деятельности, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка  понятия «контроль в управлении»  или (что одно и то же) контроля как  функции управления представлена в  нескольких аспектах.

1.        Контроль - это властное целенаправленное  воздействие одних людей на  поведение других для того, чтобы  убедиться в правильности чего-либо.

2.        Контроль - это процесс проверки  и сопоставления фактических  результатов с заданными параметрами. 

3. Контроль — это  процесс, при помощи которого  субъект управления определяет, правильны ли его решения и  не нуждаются ли они в известной  корректировке.

4. Контроль — важная  составляющая управленческого воздействия  (сознательного, продуманного, преднамеренного  и зафиксированного в соответствующих  правовых и других нормативных  установлениях, обязательных для  исполнения) на людей через специально  созданные структуры, институты.

5. Контроль — неотъемлемая  составляющая процесса принятия  и реализации управленческих  решений (от его начала и  до завершения).

6.        Контроль и оперативное информирование (по принципу

обратной связи) —  составная часть управленческой деятельности,

которая помогает исполнять  управленческие решения.

Как категория теории управления контроль -1- это специфический  вид управленческих отношений (деятельности). Отношения контроля начинают реально  формироваться в момент организационного формирования и юридического закрепления  субъекта управления. Содержание отношений  контроля — сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решений о корректирующем воздействии.

Таким образом, контроль представляет собой сложное, многогранное управленческое и социальное явление. Он абсолютно необходим для упорядочения жизнедеятельности людей во всех ее областях.

В гражданском обществе каждая личность, каждый субъект хозяйствования, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе надеяться (требовать), чтобы органы государственной  власти обеспечивали исполнение установленных  правовых норм и другие формы общественного  согласия.

Необходимость контроля над чиновниками и их действиями очевидна. Социально ориентированные  решения органов государственной  власти могут остаться благими пожеланиями, если отсутствуют контроль за их исполнением, четкий механизм административной ответственности  за каждое отклонение, нарушение принятых решений. Реформирование государственной  службы предполагает, помимо всего  прочего, расширение контрольной деятельности на всех уровнях государственного управления.

Контроль в системе  государственной службы Российской Федерации решает три важнейшие  задачи.

Первая — соблюдение законов и других нормативных  актов, позволяющих поддерживать стабильность государства и общественного  устройства, своевременное обнаружение  отклонений от заданных органами государственной  власти правил и процедур, а в  случае необходимости — корректировки.

Вторая — повышение  персональной ответственности должностных  лиц и эффективности государственного управления. Она охватывает и численность  государственных органов, их взаимодействие и противодействие бюрократизации государственного аппарата.

Третья — эффективное  использование системы делопроизводства, обеспечение отлаженности, целесообразности и точности прохождения документов по адресам и исполнителям.

Успешное решение  этих задач имеет далеко идущие последствия  прежде всего для борьбы с коррупцией в органах государственной власти, а также для того, чтобы на деле соблюдалась законность в собственной  административной деятельности. Кроме  того, внутренние методы контроля деятельности государственных служащих (чиновников) вносят в нее элементы саморегуляции  внутри бюрократических структур, которая  выражается в корпоративной ответственности, самодисциплине и открытости.

Объекты и субъекты, типы и виды контроля

Человека окружает множество вещей и процессов, которые являются объектами его  контроля. Сюда относятся техника, технологические  системы и процессы, флора, фауна, законы, решения, наказы избирателей, люди, организации, вооружение и т. п. В  системе управления производством  объектами контроля являются национальная экономика, отдельные ее отрасли, регионы, министерства, объединения и предприятия. Внутри них объектом контроля могут быть происходящие там процессы или отдельные элементы, которые также относятся к контролируемым объектам. 

Характерной чертой объектов контроля в системе управления производством является их сложность. Примерами очень сложных объектов контроля могут служить большое  промышленное предприятие, отрасль  экономики, экономический регион, тер­риториально-производственный комплекс и др. От сложности объектов зависит выбор методов и средств  контроля.

Принципиальным моментом для понимания сущности контроля является совпадение объектов управления и контроля. Надо различать направленность управленческой и контрольной деятельности на один и тот же объект управления. Соотношение между управлением  и контролем — это соотношение  между целым и частью: управленческая деятельность направлена на достижение объектом управления поставленной цели, а контрольная — на обеспечение  такого состояния и поведения  этого же объекта управления, которое  позволяет достичь поставленной цели. При этом предметом управления является получение запланированного результата объектом управления, а  предметом контроля — состояние  и поведение объекта управления и контроля. Предметом контроля может  быть деятельность организаций и  органов управления в целом (общий  контроль) и деятельность организаций  в отдельных сферах или касающаяся отдельных операций (частный контроль) в соответствии с установленными законами, нормами, правилами, решениями, поручениями, а более конкретно  — состояние объекта контроля на определенную Дату и в течение  некоторого времени в будущем. Применительно  к таким объектам контроля, как  организация, требуется знать по­ведение или динамику состояния организации.

Рассмотрим в качестве примера такой объект контроля, как  техника, давшая название техническому контролю. Здесь объект контроля —  совокупность устройств, информацию о  техническом состоянии которых  необходимо иметь. Под техническим  контролем понимается процесс сравнения  изделия и его составных частей с утвержденными стандартами  и техническими условиями, а также  проверка всех производственных условий, обеспечивающих требуемое качество изделия. Предметом технического контроля является качество изделия, соответствующее  определенной норме, стандарту, т. е. состояние  изделия, обладающее соответствующими качественными, количественными, сЩуктурными, пространственными и временными характеристиками, закрепленными в  стандартах. С помощью таких характеристик  может быть описан предмет контроля любого конкретного вида контроля. От этих характеристик зависит использование  соответствующих методов контроля, дающих ему название.

Субъекты контроля так же многочисленны и разнообразны как и объекты контроля. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство и т. п.

Различаются следующие  виды контроля, где субъектом выступает  человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам  контроля, где субъектом выступают  организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль и др.

По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и  объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний, общий или частный, линейный, функциональный или операционный.

Линейный контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником  промышленного объединения по отношению  к предприятию, объединению, входящему  в состав ВПО. В первом случае субъект  контроля является внутренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля - контролируемость состояния и поведения предприятия  в целом.

Функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторая группа характеристик. Он осуществляется, например, главным  экономистом. Санэпидстанция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению  к данному предприятию, также  может провести функциональный контроль частного характера.

Операционный контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения  предприятия, например, соотношения  темпов роста производительности труда  и заработной платы.

Наиболее развитым типом контроля является линейный, менее развитым — функциональный, элементарным — операционный. Меру развитости типа контроля определяет и использование в нем других типов контроля.

Например, директор предприятия может использовать все три типа контроля, это входит в круг его должностных обязанностей. Главный экономист — функциональный и операционный контроль, а работник ОТК — контроль только одной характеристики изделия — операционный контроль.

Внимание: исключение! В транспортных организациях, кроме  линейного контроля руководителя организации, существует операционный контроль, именуемый  линейным. Объектом контроля здесь  является линия передвижения, например, автобуса, грузовой автомашины и т. п.

Предметом контроля здесь может быть техническое  состояние автомобиля, его загруженность  или состояние оплаты за проезд. Субъектом контроля здесь является линейный ревизор. По названию эти типы контроля одинаковы, а по содержанию они различны. Целесообразно запомнить  данное совпадение и различать эти  два типа контроля.

Еще один важный аспект классификации, позволяющий различать  наряду с типами контроля его конкретные виды, задан доминированием того или  иного общего метода контроля. К  таким методам контроля относятся  методы: предварительного контроля; направляющего  контроля; фильтрующего и метод последующего контроля. Метод предварительного контроля используется до начала хозяйственной  операции; методы текущего, в том  числе метод направляющего контроля (в течение всего хода деятельности, действия, операции) и метод фильтрующего контроля, приурочены к определенной дате в ходе хозяйственной операции; метод последующего (заключительного) контроля — после завершения операции.

Предварительный контроль начинается задолго до начала каких-либо целеустремленных действий. Его задача — выяснить их целесообразность в  целях предупреждения неверных или  необоснованных решений. Например, при  контроле человеческих ресурсов анализируются  деловые качества, профессиональные навыки и знания персонала. Эта проверка осуществляется в процессе найма  и во время последующего обучения. Этот контроль позволяет выявить  те качества людей, которые подлежат корректировке (освоение дополнительных навыков, получение необходимых  знаний, знакомство с корпоративными ценностями, коррекция поведения  и пр.).

Информация о работе Типы и разновидности контроля в организации