Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование типологии государства.
Реализацию поставленной цели обеспечило решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть основные подходы к типологии государства;
2. Исследовать формационный подход к типологии государства;
3. Проанализировать цивилизованные типы государства.
Введение 3
Типология государства: понятие и признаки 5
Подходы к типологии государств 7
2.1. Характеристика формационного подхода 10
2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
3. Типы государств согласно формационной теории 16
3.1. Рабовладельческое государство 16
3.2. Феодальное государство 19
3.3. Буржуазное государство 21
3.4. Социалистическое государство 23
3.5. Переходное государство 24
4.Типы государств согласно цивилизационной теории 25
4.1. Место государства в первичной цивилизации 25
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:
Большинство
функций феодального
Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.)
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный.
3.3. Буржуазное государство
Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего ее основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть такого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс.
Возникновение
такого типа государства означает движение
вперед по сравнению со средневековьем.
Оно является частью политической надстройки
над таким экономическим
В рамках формационной теории это государство – сложный организм, не исключающим, например, противоречия между государством как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями. Под давлением трудящихся оно способно ограничивать их интересы. Все шире государство применяет метод либерализма и делает шаги в сторону развития политических прав. Об этом же говорят и реализуемые социальные программы. Однако капиталистическое государство остается орудием правящего буржуазного класса, комитетом по управлению делами монополистической буржуазии. Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические государства и современные западные государства.
Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса.
3.4. Социалистическое государство
Это высший
и последний исторический тип
государства, согласно теории, конечно.
Это организация политической власти
трудящихся во главе с рабочим
классом, важнейшая организационная
форма экономического и социально-культурного
руководства обществом в
Согласно этой теории, в отличие от перечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается такими чертами:
1) Экономическую базу соц. Государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система государства. Все перечисленные виды основывались на частной собственности.
2) Социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.
3) Социалистическое государство имеет более широкую социальную базу, т.к. управляют им трудящиеся.
Согласно данной теории, социалистическое
государство уже не есть государство
в собственном смысле т.к. оно
не является орудием власти эксплуататорского
меньшинства над массами
3.5. Переходное государство
Говоря об основных исторических типах государств, формационная теория утверждает, что в рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и др.
Такие
разновидности государств в рамках
одного и того же исторического типа
носят обычно промежуточный характер.
В переходных государствах власть принадлежит
не одному, а коалиции двух или нескольких
классов. Пример – государства, возникавшие
в период перерастания буржуазно-демократической
революции в социалистическую. В
такие периоды возникали и
хотя недолго, но все же функционировали
государства революционно-
Необходимость
ввести в формационную теорию понятие
«разновидность государства» вытекает
из того обстоятельства, что в рамках
формационного подхода
4.Типы государств согласно цивилизационной теории
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
В развитии
цивилизации проходят несколько
этапов. Первый – локальные цивилизации,
каждая из которых имеет совокупность
взаимосвязанных социальных институтов,
включая государство (древнеегипетская,
китайская, западноевропейская, индская,
эгейская и др.). Второй – особенные
цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская,
восточно-европейская, исламская и
др.) с соответствующими типами государств.
И, наконец, третий этап – современная
цивилизация с ее государственностью,
которая в настоящее время
только складывается и для которой
характерно совместное существование
традиционных и современных социально-
4.1. Место государства в первичной цивилизации
Существуют различные
Для
типологии государств с точки
зрения цивилизационного подхода наибольший
интерес представляет классификация
цивилизаций по уровню их организации.
Предполагается делить цивилизации
на первичные и вторичные. Государства
в первичных и вторичных
Первичные
цивилизации принимают нередко
имперский характер. Обычно к ним
причисляют древнеегипетскую, шумерскую,
ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую,
сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую
и др. Их анализ показывает огромную
роль государства как объединяющей
и организующей силы, не определяемой,
а определяющей социальные и экономические
структуры. Отличительной особенностью
этих обществ было соединение государства
с религией в политико-религиозном
комплексе, где государство –
более чем государство. Религия
же прямо включает в себя обожествленного
правителя, т.е. государство в культе
вождя, фараона, раджи, микадо и т.д.
В первичных восточных
4.2. Место государства во вторичной цивилизации
Вторичные цивилизации – это западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская, буддийская и др21. Здесь проявилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во многом подчиненном культурно-религиозной системе.
Во вторичных цивилизациях положение правителя было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения. А с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, иначе его власть незаконна. Его власть - служение, должное следовать идеалу, и поэтому вторична.
Заключение
В курсовой работе были представлены
типы государств, согласно двум основным
подходам – формационному и
Современное понимание прогресса
государственности выдвигает на первый
план качество жизни, положение личности,
которое обеспечивает государство. Свобода
личности, благоприятные материальные
условия, возможность творческого самоутверждения,
наличие прав – эти и другие составляющие
«человеческого измерения» превращают
его в основной критерий оценок прогресса
государства. Причем человек – это не
абстракция, а вполне реальная личность,
более конкретная, чем те «классы» с их
отношением к средствам производства,
к собственности, которые населяют формационную
теорию.
В современной
теории государства проявляется конкретный
критерий прогресса государственности.
Борьба за качество жизни наполняет реальным
смыслом существование многих коллективных
образований, конкретных личностей.
В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось социалистическим, и сама история нашего государства свидетельствует о наличии недостатков и недоработок в данной теории. Вместе с тем, нельзя не отметить несомненной важности и актуальности упомянутой теории для времени ее появления в науке и последующего развития теории государства и права. Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Важно подчеркнуть, что необычайная актуальность цивилизационной концепции обусловлена затронутыми в ней глобальными проблемами современных государств, связанными с будущим человечества, с господством на мировой арене нескольких крупных, конкурирующих друг с другом держав. Именно выход цивилизационного подхода на упомянутые глобальные проблемы и делает этот, а не формационный подход наиболее актуальным для современной науки.
Список использованной литературы
Монографии