Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование типологии государства.
Реализацию поставленной цели обеспечило решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть основные подходы к типологии государства;
2. Исследовать формационный подход к типологии государства;
3. Проанализировать цивилизованные типы государства.
Введение 3
Типология государства: понятие и признаки 5
Подходы к типологии государств 7
2.1. Характеристика формационного подхода 10
2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13
3. Типы государств согласно формационной теории 16
3.1. Рабовладельческое государство 16
3.2. Феодальное государство 19
3.3. Буржуазное государство 21
3.4. Социалистическое государство 23
3.5. Переходное государство 24
4.Типы государств согласно цивилизационной теории 25
4.1. Место государства в первичной цивилизации 25
4.2. Место государства во вторичной цивилизации 27
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Переход от одного исторического типа
государства к другому
С позиций
формационной теории, как она традиционно
трактовалась в отечественной марскистско-
Формационный подход имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:
Вместе с тем формационный подход подвергается критике за слабые стороны:
Следует иметь в виду, что теория формаций объясняет определенные изменения в конкретно- историческом развитии и наличие определенных типов обществ, хотя не объясняет абсолютно все в истории. По мнению некоторых ученых, возможности формационного подхода до конца наукой не выяснены. Это позволяет предположить, что наука еще сможет использовать возможности данного подхода к изучению человеческого общества.
Вместе с тем формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытно - общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях, и пошли разными путями в государствообразовании.
2.2. Характеристика цивилизационного подхода
На рубеже 70-80х гг. ХХв. Среди отечественных историков, этнографов, антропологов, философа стали активно обсуждаться проблемы цивилизационного подхода к изучению общества. Суть цивилизационого подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации13».
Цивилизация – это совокупность материальных и нравственных средств, которыми данное общество вооружало человека в его противостоянии внешнему миру14.
Ученые заметили, что духовно- культурные факторы способны полностью блокировать влияние того или иного способа производства, частично парализовать его действие, прервать поступательное формационное движение, усиливать социально- экономическое развитие.
Следовательно, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, стимулирую друг друга. Эта особенно наглядно на примере теории современного американского социолога У.Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым от научно- технических достижений. Он выделил пять стадий развития общества: традиционно общества (аграрное); переходное общества (аграрное, но появляется предпринимательство, складывается централизованное государство); общества, переживающее процесс сдвига или стадия «сдвига» (промышленные революции, а как результат: социально- экономические преобразования); созревающее общество или стадия «зрелости» (научно- техническая революция, рост численности и значение городов); общество, достигшее высокого уровня народного потребления или эра «высокого массового потребления» (значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращения их в основной сектор экономики). Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно- культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.
Один
из основателей типологии
Основываясь на различных подходах к понятию цивилизации в теории государства выделяют следующие виды цивилизаций и соответствующих им типов государств:
Достоинствам цивилизационного подхода к типологии государств проявляются в следующем:
Нельзя переоценивать цивилизационный подход, так как и у него существуют слабые стороны:
Слабые стороны цивилизационного подхода к типологии государств не позволяют в настоящее время полностью заменить формационный подход к типологии государств как часть марксистской теории государств и права, оставшейся в историческом прошлом.
3. Типы государств согласно формационной теории
В соответствии с марксистской теорией
типология государств в основании
имеет общественно-
3.1. Рабовладельческое государство
Это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Экономический базис рабовладельческого общества составляет полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников производства. Рабовладельческая собственность - первый вид частной собственности, рабовладельческое государство – для охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие классового господства.
Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют, например, города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел18. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции и Древнем Риме.
Простое наличие рабского труда не дает основания зачислить данное государство в разряд рабовладельческих. Иначе пришлось бы считать таковым и США в XVIII – IX веках (негры на плантациях), и СССР (ГУЛАГ и другие лагеря, каторжные стройки).
Общесоциальные
функции рабовладельческое
Во внешней
сфере рабовладельческое
Формой
организации рабовладельческой
государственной власти были унитарные
монархии и республики. Монархия, например,
существовала в Древнем Риме. Она
пришла на смену республиканской
форме правления, и долгое время
несла на себе ее черты. Но в III в. Древний
Рим становится неограниченной монархией.
Рабовладельческая
Рабство
– экономическое и юридическое
состояние, имело место на определенных
последующих этапах государства, но
не было социально-экономической
3.2. Феодальное государство
Это
второй исторический тип государства.
Его экономический базис и
основу производственных отношений
составляет собственность феодалов
на землю как главное средство
производства в эпоху феодализма,
сочетавшаяся с собственностью лично
зависимых от них крестьян на необходимые
для обработки земли
К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, гергогства и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др. Современные представления о феодальном государстве значительно более глубоки. Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимная система прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.
Феодальная
собственность на землю служила
основой социального
Классовая
дифференциация феодального общества
определенным образом сочеталась с
делением на сословия, т.е. на такие
группы людей, которые отличались друг
от друга объемом закрепленных в
законе прав и обязанностей. На Руси,
например, существовали такие привилегированные
сословия, как князья, дворяне и
духовенство. Сословия ремесленников,
купцов, мещан не имели тех привилегий,
которыми обладали высшие сословия. Самыми
бесправными были крепостные крестьяне,
которые принудительно