Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:12, реферат
Безусловно, каждому человеку интересно знать, как правильно распоряжаться денежными средствами, которыми он располагает в различные периоды своей жизни? Что влияет на выбор, который он осуществляет, приходя в магазин? И как объяснить отношения между людьми, товарами и деньгами? Но чтобы достойно ответить на эти вопросы, необходимо иметь базовые знания в области маркетинга и такой дисциплине как «Поведение потребителей», знать историю ее развития и основные положения, потому как так или иначе ежедневно каждый из нас выступает потребителем.
Введение……………………………………………………………….3
Глава I
Первые шаги……………………………….…………………………..4
История изучения потребительского поведения………………...................6
Глава II
Потребительское поведение……………………………….............10
Подходы к исследованию поведения потребителей……………………..12
Кривая безразличия и карта безразличия…………………………………15
Изменения покупательной способности потребителя……………………17
Изменение поведения потребителей
в условиях экономического кризиса………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….23
дохода
потребителя.
Изменение цен товаров. Если изменяется цена одного товара (продукты питания), то меняется отрезок, отсекаемый бюджетной линией на оси X. Оптимальный набор потребителя должен отвечать двум требованиям:
Поведение бюджетной линии при изменении цен.
Нам уже удалось выяснить, что на поведение потребителей влияет несколько факторов: изменение покупательной способности потребителя, его бюджетные ограничения, бюджет потребителя, уровень цен. Отсюда довольно интересным вопросом выступает, поведение потребителей в условиях кризиса. В этот период изменения происходят во всех четырех факторах, соответственно потребители вынуждены приспосабливаться.
В новых экономических условиях люди стараются пересмотреть даже незначительные вещи, чтобы сохранить бюджет своей семьи. За первый кризисный год произошло коренное изменение отношения к сбережениям.
Банковское поведение людей за первый кризисный год так же достаточно быстро изменилось, и в некоторых случаях эти изменения носят кардинальный характер. Предпочтительней стало расплачиваться наличностью, это объясняется желанием контролировать свое поведение, так как оплата наличностью помогает контролировать траты и следить за тем, чтобы не делать лишних покупок. Но такая ситуация установилась не повсеместно. Популярность кредитных карт зависит от конкретной страны. Лидерами по использованию кредитных карт оказались Бразилия, Франция и Дания11. В Бразилии такой высокий рейтинг кредитных карт установился, благодаря снижение процентной ставки, что оказало большое влияние на повышение привлекательности кредитов для населения. К тому же банки и операторы по кредитным картам проводили агрессивные маркетинговые кампании, чтобы показать преимущества пластиковых денег. В России сложилась обратная ситуация.
Чеками стали расплачиваться реже, хотя это изменение в большей степени связано с развитием технологий, нежели с глобальным экономическим кризисом. В России чеки не пользуются популярностью.
В новых экономических условиях многие люди меняли свой привычный стиль жизни: откладывался отпуск за границей, покупка машины, квартиры или дома, крупной бытовой техники, отказ от вложения денег в ремонт или строительство.
Что касается изменений в личной жизни, то люди начали учитывать кризис в принятии жизненно-важных решений- откладывали свадьбы, рождение детей, смену работы или получение высшего образования.
В период кризиса оформились 2 основные модели покупательского поведения, которые отражают реакцию людей на сложившуюся ситуацию.
В России основным способом экономии на продовольственных товарах для большой части людей стал поиск точек, в которых товары, которые они обычно покупали, стоят дешевле. Этот факт свидетельствует о том, что оказалось сложно отказаться от привычных продуктов, несмотря на то, что финансовый кризис значительно пошатнул финансовое положение многих. Однако переходить на более дешевые марки оказались готовы не все. Большинство предпочло делать привычные покупки реже или в меньшем объеме, нежели чем экономить и приобретать продукты более дешевых марок.
Практика покупки товаров большими объемами, которая широко распространена практически во всех странах западной Европы и США, в России признания не получила. Люди не считают, что данный способ покупок поможет им сэкономить.
При более детальном изучении самой распространенной стратегии поведения российских потребителей - поиску торговых точек, в которых привычные товары стоят дешевле - выяснилось, что она применима практически ко всем продовольственным товарам. Исключение составляет разве что хлеб и детское питание - чтобы купить их, люди не стараются искать места, которые предлагают меньшую стоимость на эти продукты. Причина такого поведения кроется в том, что россияне не готовы экономить на детях и будут переплачивать, но приобретать детское питание в проверенных и надежных местах. Что же касается хлеба, то в цене здесь выиграть сложно. Практически в любой торговой точке разница цены покупки будет невелика, а россияне, не привыкшие к ведению семейного бюджета, не готовы оценить, годовую экономию. Но в тоже время такие категории продуктов как колбасные изделия, чай, кофе, овощи, полуфабрикаты респонденты стали покупать в торговых точках, которые дают возможность серьезно экономить. Особенно это отразилось на табачной продукции, к осени 2009 года экономить на ней за счет поиска точек продаж с более низкими ценами начало около трети населения России.12 Так же тенденция усилилась к осени 2009 года и касательно овощей. Данная тенденция может быть связана с наступившим сезоном на овощи и фрукты.
Что
касается таких категорий
Такой способ экономии как приобретение товаров большими объемами так почти и не оказался востребован россиянами. Та небольшая часть населения России, которая все-таки предпочла в целях сокращения затрат закупаться продуктами впрок, в основном приобретала большими объемами бакалею и макаронные изделия, еще меньший процент людей закупал впрок табак и консервы, чтобы сэкономить.
Что же касается такого способа экономии, как приобретение товаров реже или меньшими объемами, то в 2009 году с ним сложилась следующая ситуация. Практически в отношении всех основных категорий продуктов в начале 2009 года, наблюдалось некоторое снижение частоты и объемов покупок. Это объясняется тем, что в начале года общество находилось в состоянии напряжения. Люди, напуганные кризисом, не знали, чего ожидать дальше. Те, кто лишился работы, соответственно, начали сокращать объемы потребления продуктов питания, которые они привыкли покупать. К осени 2009 года ситуация нормализовалась, и люди, трезво оценивая свой бюджет, постепенно перестали ограничивать себя в тех продуктах, на которые сократили свои расходы в начале года. Это, относится к кондитерским изделиям, алкоголю и полуфабрикатам.
На
каких продуктах люди не готовы экономить?
На этот вопрос ответили многочисленные
исследования. В начале 2009 года многие
участники исследований отмечали, что
никаким образом не станут урезать свой
бюджет, в первую очередь, на хлеб, детское
питание, молочные продукты и табачные
изделия. Однако уже к концу 2009 года стало
ясно, что, не экономят (не планируют экономить)
на табаке и других продуктах и вышеприведенного
списка несколько меньшее число людей.
Отсюда делаем вывод, что самая опасная
фаза финансового кризиса осталась в 2009
году, но россияне не теряли бдительности:
они старались искать возможности уменьшить
свои растраты. И при случае, упускать
их были не намерены.
Список литературы
Информация о работе Теория поведения индивидуальных потребителей