Теория потребительского выбора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы потребительскогго выбора.
1.1 Основные понятия и определения:Кардиналистская концепция. Теория предельной полезности.
1.2 Правило максимизации полезности
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя
2.1 Кривые безразличия
2.2. Бюджетная линия
Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя
3.1 Эффект замены и эффект дохода
3.2. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ
Заключение
Список используемой литературы:
Приложение:

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 419.86 Кб (Скачать)

   Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 и Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

Рис.7 цена растет

   Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается. Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 и Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода  переходом с одной кривой на другую.

   Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 6 и 7 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены.   Для некачественных товаров эффект дохода положителен. Чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным.

    Как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается и его объем изменяется в том же направлении, что и цена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.

3.2. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода. Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор товаров, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

  Поэтому на рис. 8 вспомогательная бюджетная прямая K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней кривой безразличия U2U2, а строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору товаров X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 кривой безразличия U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса. Таким образом, общий результат повышения цены товара X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1 и Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль кривой безразличия, как на рис. 6 и 7, а вдоль вспомогательной бюджетной прямой K'L'

рис.8

  Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод   Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

  Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе были изложены основные концепции проблем потребительского поведения, факторы, влияющие на выбор потребителя, однако рассмотреть всю общую тему в одной работе невозможно. Поэтому, подводя черту, хотелось бы остановиться на основных выводах, сделанных в ходе выполнения данной курсовой работы:

  - выбирая блага для  потребления, покупатель руководствуется  своими предпочтениями;

  - поведение потребителя  является рациональным, в частности  он выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  индивидуального разумного; 

  - потребитель стремится  максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать  такой набор благ, который приносит  ему наибольшую общую величину  полезности;

  - на выбор потребителя  и его субъективные оценки  полезности покупаемых благ влияет  закон убывающей предельной полезности;

  - при выборе благ  возможности потребителя ограничены  ценами благ и его доходом  - бюджетным ограничением.

- наряду с общими принципами  выбора рационального потребителя  существуют особенности, которые  определяются влиянием на него  вкусов и предпочтений, а также  различных внешних факторов, формирующих  его выбор. 

- потребительский выбор представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

- Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

- Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

- Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

Таким образом, ключевые моменты, которые были выявлены в ходе работы определяют наиболее четкую картину о проблемах, с которыми сталкивается потребитель, как меняется его поведение под влиянием самых разнообразных и, порой, неожиданных факторов и чем мотивируется его выбор.

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

  1. Большая Российская энциклопедия», 2001
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996
  3. Гальперин В.М. Микроэкономика. ТТ. 1, 2. - СПб., Экон. шк., 
    2001.
  4. Грязнова А.Г. и Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и Российская практика., М., ИТД «Кно Рус»,1999.
  5. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. С-Пб.,1992,Гл.5.
  6. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика-М.,”Дело и сервис”.-1999.-320стр.
  7. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. С-Пб., 1993. С. 304-325.
  8. Максимова В.Ф. Микроэкономика:учебник-6-е изд.,2008.-368 с. (Университетская серия).
  9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. (Книги 1-1П). М-, 1993. С. 255.
  10. «Современный экономический словарь», 2005
  11. Экономика.Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по неэкономическим спец-м и направлениям. Часть 1. Издание ЩМГУ ОМСК 2005 под редакцией Е.И.Лаврова, доцента М.Ю Маковецкого, доцента Г.М. Чердынцева - 291с.
  12. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1999.
  13. http://www.economicus.ru
  14. http://exsolver.narod.ru/Books
  15. http://econteor.ru/mikroekonomika
  16. http://www.study-economics.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Словарь терминов:

  1. Набор благ — это совокупность данных количеств данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени.
  2. Термин «полезность» выражает степень удовлетворения (удовольствия), которое человек получает от потребления какого-либо блага.
  3. Предельная полезность – полезность, получаемая от потребления последней дополнительной единицы материального блага
  4. Гиффеновские товары – товар, величина спроса которого повышается при увеличении его цены, и кривая спроса имеет обратный наклон.
  5. Потребительский излишек - это разница между максимумом цены, которую потребитель готов заплатить за единицу некоего товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Графическое изображение:

1.   - Кривая общей полезности (TU) имеет положительный наклон, а кривая предельной полезности (MU)отрицательный наклон.

2

 

 

 

 

3. Графическая функция полезности Неймана-Моргенштерна выглядит следующим образом:

           U

  ОДО

            0      

а) для человека,

 не склонного к риску

        U

 

 ОДО

          0         

б) для человека,

нейтрального к риску

           U

0

   ОДО

 

в) для человека,

склонного к риску


 

 

 

 

 

1 Грязнова А.Г. и Юданов А.Ю. Микроэкономика. Теория и Российская практика., М., ИТД «Кно Рус»,1999

2 Гальперин В.М. Микроэкономика, гл. 3.1-3.2. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, общ. Ред. В.М. Гальперина, СПб., 1998.стр.128

3 Экономика.Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по неэкономическим спец-м и направлениям. Часть 1. Издание ЩМГУ ОМСК 2005 под редакцией Е.И.Лаврова, доцента М.Ю Маковецкого, доцента Г.М. Чердынцева - 291с.

4

5 Максимова В.Ф. Микроэкономика:учебник-6-е изд.,2008.-368 с. (Университетская серия).

6 http://www.study-economics.ru

 


Информация о работе Теория потребительского выбора