Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса.
Введение
Глава 1 Теоретические основы потребительскогго выбора.
1.1 Основные понятия и определения:Кардиналистская концепция. Теория предельной полезности.
1.2 Правило максимизации полезности
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя
2.1 Кривые безразличия
2.2. Бюджетная линия
Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя
3.1 Эффект замены и эффект дохода
3.2. ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ И ЭФФЕКТ ДОХОДА ПО СЛУЦКОМУ
Заключение
Список используемой литературы:
Приложение:
Прежде всего от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товары по их «предпочтительности». Это означает, что потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым благам: либо он предпочитает один товар другому, либо они для него равноценны.
Порядковая теория базируется на следующих гипотезах.
Данная аксиома исключает
В порядковой
теории полезности понятие «
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя
2.1 Кривые безразличия
Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
Кривая безразличия
показывает альтернативные
рис.1 Кривая безразличия
Свойства кривых безразличия:
1) кривая безразличия,
расположенная выше другой
2) кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
3) как правило, имеют
вогнутую форму, обусловленную
уменьшающимися предельными
4) кривые безразличия никогда не пересекаются;
5) наборы благ на кривых,
более удаленных от начала
координат, более
Основным рабочим понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution), которая показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого.
Знак “минус” перед дробью вводится для того, чтобы отрицательное числовое значение предельной нормы замещения преобразовать в положительную величину.
Поскольку кривая безразличия
в большинстве случаев вогнута вниз, к
началу оси координат, то предельная норма
замещения чаще всего уменьшается по мере
увеличения потребления одного блага
вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной
нормой замещения.
Наклон кривой безразличия отражает
оценку потребителем относительной полезности
каждого из благ.
Допустим, MRS = f (QC,QF). Тогда – максимальное количество продукта С, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы товара F, оставаясь на данной кривой безразличия.
рис.3
Понятие “предельной нормы замещения ” в ординалистской концепции поведения потребителя имеет тот же смысл, что и предельная полезность в кардиналистской концепции. Но, используя его мы не прибегаем к измерению. Полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, от которого согласны отказаться.
2.2. Бюджетная линия
Карта безразличия представляет собой
графическое изображение
Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой денежный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: I = PX ×QX + PY ×QY .
Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия – прямая, показывающая, какие потребительские наборы может приобрести покупатель, имея определённый доход(бюджет)
Бюджетная линия изображена на рис.
Рис4. График бюджетной линии.
Точки пересечения бюджетной линии
с осями координат можно
Наклон бюджетной линии равен отношению цен цен соответствующих товаров:
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Изменение соотношения цен на товары приводит к сдвигу бюджетной линии по одной из осей координат, что изменяет угол её наклона.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия параллельно смещается в соответствующую сторону.
Таким образом, наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаленность её от начала координат зависит от величины дохода потребителя.
Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.
Для определения товарного набора,
обеспечивающего потребителю
Рис 5. Внутреннее равновесие потребителя.
Условие оптимума потребителя можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения. Предельная норма замещения двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Когда обе оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия.
Аналитически равенство можно выразить следующим образом:
Состояние углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары X и Y являются абсолютными субституциями (MRS=const) или жестко взаимодополняют друг друга (MRS=0).
В графической интерпретации угловое равновесие потребителя можно представить следующим образом:
Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя
Эффект замены и эффект дохода
Изменение
цены какого-либо товара
Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов. Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.
3.1 Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 2.8. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РXt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.
Рис.6 цена снижается
Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L-, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3.