Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:26, реферат

Описание работы

Потребительского поведения теория - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол.XIX в. Такие положения и выводы, как функция полезности, первый и второй законы Госсена, кривые безразличия, бюджетная линия и др., сейчас встречаются во всех курсах по экономической теории. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР 6
2. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ И РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ 12
2.1. Потребности людей и полезность благ
2.2.Проблема соизмерения благ 13
3. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
3.1. Принципы рационального поведения потребителя и потребительские предпочтения
3.2 Бюджетные ограничения, изменение покупательной способности потребителя, условие потребительского равновесия 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 150.28 Кб (Скачать)

 

          Простейшее правило максимизации  полезности - это правило здравого  смысла: если вы не можете увеличить  полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы  достигли максимума полезности, и данный потребительский набор  является наилучшим.

 

          Наибольшую совокупную полезность  приносит такой набор благ, в  котором предельная полезность  каждого блага в расчёте на  рубль затрат является одинаковой  для всех благ.

 

          Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность  набора благ при данном бюджетном  ограничении, если отношение предельных  полезностей благ к их ценам  является одинаковым для всех  благ.

 

         Потребитель максимизирует полезность  набора благ при данном бюджетном  ограничении, если отношение предельных  полезностей двух благ равняется  отношению цен этих благ.

         

.

        

 

   

 

2. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ  ПОЛЕЗНОСТИ И РАВНОВЕСИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ

              2.1. Потребности людей и полезность  благ

 

          Потребность – желаемое состояние,  которое потребитель достигает  с помощью определенных благ.

 

          Благо - предмет, вещь, услуга, способность  вещи удовлетворять потребности,  как правило, предмет предшествующего  производства. Для блага очень  важно свойство отчуждаемости,  т.е. свойство быть объектом  собственности и выступать объектом  купли-продажи. Блага, обладающие  этими свойствами, называются экономическими  благами. Существуют также неэкономические  блага.

 

          Существуют различные способы  классификации потребностей и  благ.

 

Один из них – пирамида Маслоу. Классификации учитывают такие объективные свойства благ, как дополняемость и замещаемость, очередность в удовлетворении потребностей, насыщение и замещение одного блага другим, комплексность (потребление благ происходит в виде приобретения потребителем определенных ассортиментных наборов).

 

          Существуют два основных подхода  к изучению потребительского  поведения:

 

            - эмпирический (статистический) способ;

 

           - теоретико-экономический способ.

 

          В эмпирическом способе изучаются  процессы реального потребления,  закупок товаров различного вида  по группам населения. Ведется  статистика потребительских расходов, появляются обобщения об образцах  потребительского поведения по  странам, по отдельным регионам, по группам населения с различными  доходами. Существуют даже закономерности, например, закон Рейли (он исследовал, как население покупает товары в двух соседних больших магазинах, формула похожа на закон всемирного тяготения). Однако статистика исследует не вкусы потребителей, а реально совершенные закупки. Поэтому мы не можем анализировать все возможные варианты потребительского поведения. Тем не менее, в рамках статистического подхода определен ряд понятий, которые затем были использованы в экономической теории, например, потребительская корзина.

 

          Понятие потребительской корзины  иногда используют в расширенном  плане, включая в него показатели: доступность и качество услуг  медицины, образования, наличие и  развитость общественного транспорта  и т.д. – таким же образом  появляется понятие «уровень  жизни».

 

          В теоретико-экономическом способе в экономической теории мы должны рассмотреть не только возможности потребления, которые реализовались. Нам следует рассмотреть всю область потребительского выбора, т.е. возможности, которые не были реализованы, также должны быть приняты во внимание. Следовательно, надо использовать метод моделирования. Основным понятием, которым руководствуется потребитель при приобретении блага, является его полезность. Но дело в том, что каждый потребитель полезность оценивает субъективно. Поэтому теория поведения потребителя имеет, в качестве главной особенности, дело с субъективными оценками.

          2.2.Проблема соизмерения благ

 

          Существует два подхода к решению  проблемы определения полезности: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

 

          Кардиналистский подход исторически первый, логически более простой. Идея австрийской школы. Предположили, что потреблению каждого блага можно приписать определенное число. Суммируя это число по разным благам можно получить общий показатель полезности. Есть некоторая единица – ютиль (utile). Чем больше uti-ей, тем полезнее благо. Человек всегда может все сравнить.

 

          Если количество всех благ  фиксировано, а потребление одного  отдельно взятого блага увеличивается,  то каждая следующая единица  этого блага приносит все меньшую  полезность. Этот принцип получил  название «убывающая предельная  полезность».

 

          Допустим, потребляется два блага.  Первое благо в количестве А, второе – в количестве В. Может ли потребитель увеличить совокупную полезность, если откажется от потребления части блага А в пользу В или наоборот.

 

          Решая эту задачу, вывели условие  равновесия потребителя: потребитель  будет получать максимальную  полезность в том случае, если  предельные полезности по каждому  благу равны, т.е. последняя  единица блага А принесла столько же полезности, сколько последняя единица блага В. При потреблении многих благ, каждая последняя единица любого блага должна принести одинаковую полезность. Если это не так, то надо отказаться от менее эффективного блага ради более эффективного. Относительные цены двух товаров, ceteris paribus, пропорциональны отношению предельных полезностей данных товаров.

 

          Недостатком кардиналистской версии является невыясненность вопроса о природе измерителя полезности.

 

          Возможен другой подход, ординалистский: представители кембриджской школы обратили внимание, что ценность одного и того же блага зависит не только от его количества, но также от ассортиментного набора, в котором это благо находится (одно и то же количество хлеба может иметь весьма различную ценность в зависимости от того, в каком наборе оно находится). Эта идея привела к тому, что понятие полезность лучше применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору. Причем одну и ту же степень полезности могут иметь различные потребительские наборы.

 

          От потребителя требуется только  умение сравнить два набора  благ и выбрать, который из  них предпочтительней, причем неважно,  на сколько. По отношению к  любому заданному набору потребитель  может разделить все возможные  потребительские наборы на 3 части:

 

          -   наборы, которые предпочтительнее  данного;

 

          -   наборы, которые менее предпочтительны,  чем данный;

 

          - наборы, которые обладают той  же самой полезностью – эквивалентные  (безразличные).

 

          Этих двух предположений (о  наборах и о сравнениях) оказывается  достаточно, чтобы построить непротиворечивую  теорию потребительского выбора. Эту теорию разработал Дж. Хикс – первый нобелевский лауреат по экономике.

 

          Если нам удастся выявить все  точки с одинаковой полезностью,  то мы получаем кривую безразличия  – ГМТ в пространстве товаров,  обладающие с точки зрения  потребителя одинаковой полезностью.  Это понятие ввел Эджуорт.

 

          Для того чтобы математические  выводы были более строгими, вводятся  предположения:

 

          - каждое благо неограниченно  делимо;

 

          - каждому потребительскому набору  мы можем сопоставить уровень  полезности (для любого товарного  набора мы всегда можем найти  кривую безразличия).

 

Кривые безразличия имеют  некоторые свойства:

 

          - кривые безразличия не могут  иметь другие формы;

 

          - для любого потребителя в  каждый данный момент времени  кривые безразличия не могут  пересекаться.

 

          В каждый данный момент времени  мы будем считать, что потребитель  имеет систему предпочтений. Это  означает, что он как бы упорядочил (проранжировал все товарные наборы с точки зрения их полезности) все пространство товаров. Если мы рассмотрим область потребительского выбора, то мы увидим, что она равномерно наполнена кривыми безразличия. Чем дальше она от начала координат, тем выше полезность. Стремление потребителя заключается в том, чтобы достичь как можно более дальней точки. При движении по кривой безразличия происходит эквивалентное замещение одного товара другим при той же полезности набора. В действительности пространство товаров N-мерное. Тогда будет не кривая безразличия, а поверхность безразличия.

3. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

          3.1. Принципы рационального поведения  потребителя и потребительские  предпочтения

 

          Рассмотрение микроэкономических  проблем мы начинаем с изучения  поведения потребителя, несмотря  на то что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.

 

          В анализе мы будем опираться  на рациональное поведение потребителя,  то есть будем считать, что  потребитель стремится к максимизации  полезности при ограниченном  доходе, то есть старается расходовать  имеющиеся у него средства  самым эффективным способом.

 

          При анализе потребительского  поведения нам придется столкнуться  с проблемой полезности и ее  измерения. Как известно, активное  использование категории полезности  в экономическом анализе было  применено экономистами маржиналистского  направления. В исследованиях  маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) и ординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

 

          Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:

 

          - Предпочтения сформированы: потребитель  может сравнивать и упорядочивать  различные наборы данных с  точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности  для него (аксиома полной упорядоченности);

 

          - Предпочтения транзитивны (аксиома  транзитивности);

 

          - Предпочтениевсегдаотдается большему количествулюбоготовара(аксиома ненасыщаемости).

Для примера возьмем следующие  комбинации благ. «Данные приведены в табл. 3.1» 
 
Таблица 3.1 
 
Наборы потребительских товаров

 

При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим  числом товаров.

 

Рис. 3.1. График кривой безразличия 
 
A, B, C, D, E, F - ассортиментные наборы благ; I, II, II, IV – области 
          В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А легко сравнивать с наборами : в области Iболее предпочтительные, по сравнению с А наборы, а в области III- менее. По поводу точек в областях II иIVнеобходимо дополнительное исследование.Сравнение А с наборами B, F, C возможно только на основе информации об их оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор.  
 
          Можно соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и С. Полученная линия - кривая безразличия. 
 
Кривая безразличия – кривая, показывающая совокупность наборов продуктов, обладающих равной полезностью для потребителя. 
 
          Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить карту безразличия. 
 
         Карта безразличия – множество кривых безразличия, которые характеризуются равными полезностями на одной линии и разными – на разных.

Рис. 3.2. График карта безразличия  потребителя 
 
U1, U2, U3 – кривые безразличия 
          Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат, характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного количественного измерения полезности. 
 
          Свойства кривых безразличия: 
 
          - Нисходящий характер. Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага; 
 
          - Кривые безразличия не могут пересекаться; 
 
          - Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага. 
 
          Предельная норма замещения (MRS) – максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу данного блага.

Рис. 3.3. График убывания предельной нормы  замещения 
 
A, B, C, D, E - ассортиментные наборы благ 
MRS = - DY / DX (U = const) 
 
          В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”, так как DY < 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия. 
 
          Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае - продовольствия). 
 
          Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными, показывать на разные степени желательности замены одного товара другим. 
 
          В самом общем смысле вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. 
 
          Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т.е. располагаемая потребителем сумма денег ) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемого ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший товар из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе. 
 
          Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерии для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает ”наилучший набор” товаров со своей индивидуальностью(т.е. субъективной)точки зрения. 
 
          Конечно, субъективный подход не безупречен: человек – сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизмы его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремиться получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения. 
 
          Особо надо подчеркнуть, что вести себя на рынке рационально – вовсе не значит быть прижимистым и мелочно- расчетливым. Не следует думать что человек, истративший свое состояние на “миллион алых роз” для своей любимой, - не рациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория  потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремиться достичь максимально возможной степени удовлетворения.  
 
          Если заменить слово “удовлетворение” более подходящим для данной ситуации термином ”полезность”, то рациональное поведение потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе. 
 
          Пусть потребителю предстоит сделать выбор всего из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенных на покупку, предположим, что бутерброд стоит 1 доллар, а стакан кока-колы – 2 доллара, а всего потребитель может истратить 10 долларов. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив не одного стакана кока-колы. 
 
          Но рациональный потребитель так, скорее всего, не поступит. Он не станет давиться в сухомятку последними бутербродами, а предпочтет съесть 8 бутербродов, запив их стаканом кока-колы, который принесет ему в этом наборе куда больше удовольствия, а следовательно, и полезности, чем 9-й и10-й бутерброды. Возможно анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придет к выводу, что следует ограничиться 6 бутербродами и выпить 2 стакана кока-колы. Обратим внимание на то, что при таком поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а кока-колы уменьшаться. Рано или поздно наступит момент, когда общая полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между ними приведет лишь к уменьшению этой общей полезности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки “потребительского равновесия”. Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого. 
 
          3.2 Бюджетные ограничения, изменение покупательной способности потребителя, условие потребительского равновесия 
 
          Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой - уровнем цен. 
            Предположим: 
 
            I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;  
 
            X - количество продуктов, которое может быть приобретено им; 
 
            Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем; 
 
            P- цена единицы продовольствия; 
 
            P- цена единицы одежды. 
 
            Тогда: 
 
            P* X - сумма денег, затраченная на питание; 
 
            P* Y - сумма средств, затраченная на приобретение одежды. 
 
            Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением: 
 
I = PX* X + P* Y (*) 
 
            Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии. 
 
            Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что: 
 
            (I / P) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель; 
 
            (I / P) - максимальное количество одежды, которое может приобрести потребитель. 
            Выразим из уравнения (*) Y: 
 
Y = I / P- (P/ P)* X 
 
            -(PX/P) - угловой коэффициент бюджетной линии,                           отрицательное отношение цен товаров. 
          Приведем пример. 
 
          - предположим, доход потребителя составляет I=40 тыс. ден. ед.;  
 
          - цена товара X составляет PX= 1 тыс. ден. ед.;  
 
          - цена товара Y составляет P= 2 тыс. ден. ед.  
 
          Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность, которую можно описать следующим уравнением: 
 
X +2 Y = 40 
 
          Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2. 
 
          При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров. «Данные приведены в табл. 3.2» 
Таблица 3.2 
 
Доступные потребительские наборы

Информация о работе Теория потребительского поведения