Теория мотивирования сотрудников на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ мотивации поведения, и рассмотрение применения теории мотивирования сотрудников на практике на примере компании Макдональдс.
Задачи:
- изучить содержание понятия «мотивация поведения»;
- изучить методы мотивирования персонала;
- рассмотреть конкретный пример успешного мотивирования персонала в организации;
- разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Трудовое поведение и его определяющие факторы
Типы и формы поведения личности в организации
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ
Понятие и сущность мотивации поведения в процессе трудовой деятельности
Теории мотивации
ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДОВОМ ПРОЦЕССЕ
Принципы и методы, используемые в Макдональдсе
Практические советы успешного мотивирования поведения персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая Управление персонала.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  более подробно понятие стимулирования труда.

     Стимулы - это объективные, т.е. внешние по отношению к человеку, воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывать его трудовую активность. Они являются основой возникновения и существования мотивов трудовой деятельности.

     Стимул  выступает не как непосредственный повод, а лишь как предпосылка к действию. В процессе своей реализации он должен осознаться работником, пройти через его сознание. Стимулы - это осмысленные побуждения, т.е. потребности, вызванные воздействием объективных факторов. Осмысление потребностей - необходимый момент их реализации.

     Действие  стимулов побуждает человека к выполнению таких видов труда и такого количества и качества, которые необходимы обществу. Значит, стимулы направлены на реализацию общественных интересов. Их действенность в привлечении к труду предполагает формирование у членов коллектива устойчивой внутренней потребности в добросовестном эффективном труде, т.е. формирование внутренней положительной мотивации.

     Таким образом, в ценностно-нормативном  управлении трудовым поведением регулятивным элементом выступают ценности и установки, в стимулировании - потребности и интересы. Здесь имеются в виду не просто стимулы, а стимулы, в максимальной степени адекватные интересам работника. Только при этом условии стимул может вызвать соответствующий ему мотив, а последний - желаемое поведение. Варианты трудового поведения человека могут быть различными при единых стимулах. И все же они должны прогнозироваться и учитываться. Иногда самые, казалось бы, действенные стимулы дают ничтожный результат и наоборот. Например, незаменимому работнику обещают существенное повышение заработка за выполнение важной работы, однако его это не стимулирует, потому что в данный момент свободное время ему дороже, чем деньги, или же у него скопилось много денег, а купить нечего. Любая идея вызывает заинтересованное отношение и успешно усваивается лишь тогда, когда она затрагивает интересы масс.

     Как уже отмечалось потребности являются побудителями к трудовой деятельности и потребности совместно с  интересами характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения.

     По  своей природе потребности неоднородны, они относятся к разным сферам жизнедеятельности человека, коллектива, общества, имеют различные интенсивность  и характер проявления. Это обусловливает необходимость их классификации.

     По  своей направленности, ориентированности  на объект различают потребности  первичные - материальные (физиологические), связанные с действием врожденных инстинктов, и вторичные - духовные и социальные, приобретаемые человеком в результате его жизненного опыта. Это потребности более высокого порядка, они связаны отношениями с другими членами общества и отношением человека к себе.

     Материальные потребности человека необходимы для поддержания его физического существования и связаны с обеспечением самых необходимых, элементарных его условий (потребности в пище, одежде, жилье, топливе, поддержании здоровья). Эти потребности формировались на протяжении всей истории развития человечества. В результате неудовлетворения материальных потребностей возникают основные пороки человечества: воровство, жадность, зависть и др.

     Духовные - это потребности человека как личности, связанные с ее формированием и развитием. К ним относятся интеллектуальные, творческие и эстетические потребности.

     Интеллектуальные - это потребности в знании, познании нового. На их основе формируются творческие потребности. В этом случае познание становиться не целью, а средством  удовлетворения потребности в творчестве.

     Эстетические  потребности связаны с восприятием  прекрасного в природе, в произведениях искусства, в труде. Они удовлетворяются при общении с природой, чтении художественной литературы, прослушивании музыки, просмотре спектаклей, выставок и альбомов изобразительного искусства. Удовлетворение эстетических потребностей облагораживает человека, возвышает его, украшает его жизнь.

     Социальные  потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, социальной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей.

     К особой социальной потребности относится  потребность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет человеку радость, счастье, и человек не может не трудиться.

     О потребностях человека судят по его  отношению к литературе, искусству, труду, внешнему миру, обществу, другим людям. По тому, какие потребности  преобладают у личности, насколько  они сбалансированы, определяют социальную ценность человека, его культуру.

     Характер  и структура потребностей отдельного индивида зависят от реальных возможностей общества, материального уровня самого человека и его личностных характеристик. Изменяется возраст, семейное положение, образовательный уровень, квалификация - меняются потребности. Таким образом, влияя на потребности человека можно регулировать его трудовое поведение.

     Также фактором регулирования трудового  поведения являются ценность труда, под которой понимается специфическое отражение в сознании человека значимости предметов, явлений, тех или иных сторон социальной действительности. Для различных социальных трупп одни и те же ценности могут иметь разную значимость. Для одних людей важнейшей ценностью является семья, для других - материальное благополучие, для третьих - интересное общение и т.д.

     Под ценностями труда понимается значимость труда в жизни общества и личности, а также значимость различных  сторон трудовой деятельности, по отношению  к которым субъект устанавливает  свое отношение.

     Изучение ценностей труда позволяет регулировать трудовое поведение. Они представляют собой оценку различных аспектов трудовой ситуации в сознании человека.

     На  базе присущих коллективу ценностей  специально устанавливаются или  стихийно складываются правила, стандарты трудового поведения его членов. По своей сути нормы трудового поведения обслуживают ценности труда.

     Различаются ценности цели и ценности средства. Исходя из того, что ценность труда  состоит не только в самостоятельном  его значении для развития личности, реализации ее творческих возможностей, для ее самовыражения, но и в том, что трудовая деятельность является средством достижения различных благ (определенного социального положения, общественного признания, материального благополучия), к которым стремятся члены трудового коллектива, и которые (блага) выступают также в качестве своеобразных ценностей.

     Ценности  трудовой деятельности обусловлены  объективной значимостью тех  или иных ее сторон. Однако, как уже  указывалось, нельзя отождествлять  ценности трудовой деятельности и объективную значимость последних. Ценности трудовой деятельности - это выражение в сознании объективной значимости различных компонентов труда, это представление о том значении, которое имеют различные стороны трудовой деятельности для субъекта.

     Выявление ценностей трудовой деятельности предполагает прежде всего выделение некоторого "набора" значимых для данной деятельности сторон, тех характеристик деятельности и сопутствующих ей обстоятельств, которые способны удовлетворить  человеческие потребности в данной трудовой ситуации. Это условия труда, заработная плата, организация и содержание труда, престиж данной трудовой деятельности, ее общественная полезность. Значимость этих сторон фиксируется как совокупность своеобразных критериев, эталонов.

 

      1.2 Типы и формы поведения личности  в организации 

     Выделяют  четыре основных типа поведения работника  в организации:

  1. «преданный и дисциплинированный член организации», характеризуется следующими чертами:

   - полностью принимает ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне старается вести себя в соответствии с ними;

   - старается способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;

  1. «приспособленец», для которого характерны:

   - неприятие ценностей организации;

   - внешнее поведение, отражающее следование принятым в организации нормам и формам поведения;

   - достижение состояния внутреннего комфорта при необходимости руководить или подчиняться;

   - вероятность совершения действий, противоречащим интересам организации;

  1. «Оригинал», характеризующийся тем, что:

   - он приемлет ценности организации, но не приемлет установленных норм поведения;

   - часто испытывает трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;

   - нуждается в предоставлении свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации;

  1. «бунтарь», которого отличают:

   - неприятие ни ценностей организации, ни норм поведения;

   - постоянное противоречие с окружающими и инициация конфликтных ситуаций;

   - обусловленность такого рода поведения отсутствием соответствующих навыков и привычек, а также непониманием важности норм и ценностей поведения в организации.

     Существуют  следующие формы поведения:

  1. целевое, которое подразделяется:

   - на функциональное (это цели связанные  с функциями)

   - экономическое (определяется стремлением человека к достижению определенного уровня благосостояния). Экономическая форма делится в свою очередь на три формулы поведения: максимум доходов ценой максимума усилий; минимум доходов при минимуме усилий; максимум доходов при минимуме усилий;

  1. стратификационное, основанное на стремлении личности изменить свой статус;
  2. инновационное – для людей, которые проявляют творческое отношение к работе и пользуются своей изобретательностью в решении задач;
  3. адаптационно-приспособительное, нацеленное на устранение конфликтов, ссор и стрессов в коллективе;
  4. церемониально-приспособительное, связанное с необходимостью поддержания устойчивости структуры организации, ее традиций, обычаев и т.д.

     Процесс социализации работника включает в  себя следующие моменты:

   - изменение установок, ценностей и форм поведения;

   - адаптация к организационной  среде, новым должностным обязанностям и рабочему коллективу;

   - взаимное влияние сотрудников и руководителей.

 

2. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ 

     2.1 Понятие и сущность мотивации поведения в процессе трудовой деятельности 

     Личность  сотрудника (специалиста, работника, служащего) нуждается в подкреплении, Т.е. положительном или отрицательном отношении к своему поведению, одобрении или осуждении своей деятельности. Отсутствие такого подкрепления неизбежно приводит к пересмотру мотивов трудовой деятельности и, в основном, к росту неудовлетворенности трудом, порядками в организации и самим руководителем.

     При изучении индивидуальных особенностей персонала необходимо считаться  с существованием определенных психологических барьеров, которые могут препятствовать получению объективной информации о личностных качествах и свойствах, о мотивах поведения и трудовой деятельности. Внутренние переживания, как правило, замаскированы для "посторонних", их выявление требует умелого подхода и глубокого анализа. Кроме того, следует учитывать изменчивость индивидуальных характеристик персонала, их мотивов, ценностных ориентаций, форм поведения, межличностных отношений.

     Существует  большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. К сожалению, четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.

Информация о работе Теория мотивирования сотрудников на практике