Теория моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:01, реферат

Описание работы

Менеджмент – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности. Это также, воздействие одного лица и группы лиц на другое лицо для побуждения действий соответствующих достижению поставленных целей.
В условиях рыночной экономики роль менеджмента в управлении поистине значительна, так как смысл менеджмента заключается в том, чтобы получить конечный результат деятельности предприятия с минимальными издержками и с наибольшей отдачей на всех этапах процесса управления.

Содержание

Введение 3
1. Менеджмент, его сущность: цели, задачи, функции 4
2. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента 12
3. Теория моделей менеджмента 19
Выводы 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 68.36 Кб (Скачать)

     Операционный  менеджмент обеспечивает управленческую деятельность менеджеров низшего степени  управления (бригадиры, мастера), заключающийся  в непосредственном руководстве  работой сотрудников, выполнении оперативных  планов, графиков выпуска продукции  и оказании услуг.

     Финансовый  менеджмент включает управленческую деятельность связанную с определением потребностей в финансовых ресурсах, выявлении всех альтернативных источников финансирования и их оценку; практическое получение финансовых ресурсов и эффективное их использование.

     Стратегический  менеджмент включает управленческую деятельность персонала менеджеров, связанная  с формированием миссии, целей  и долгосрочных стратегий предприятия, развитие имиджа, который должен соответствовать  внешней среде и внутренним возможностям организации, внедрением стратегического  выбора с помощью бюджетирования, подбора задач, людей, структур, технологии , системы стимулирования и др [6].

     Систематизация  основных видов менеджмента:

  • по организационно-правовым формам хозяйствования (государственный, предпринимательский, общественных организаций);
  • по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, региональный, местного самоуправления, межгосударственных организаций);
  • по целевому назначению (стратегический, тактический, операционный);
  • по принадлежности к организации (внутрихозяйственный, внешне-хозяйственный);
  • по функциональному назначению (маркетинговый, производственный, финансовый, социальный, информационный, персонала, учета и контроля).

     Предпринимательский менеджмент по видам подразделяется:

  • по организационно-правовым формам хозяйствования;
  • по видам отраслевой направленности;
  • по уровням управления в организациях и объединениях [10].

     Несмотря  на различные виды менеджмента, общим  для всех этих видов является то обстоятельство, что всем без исключения менеджерам необходимо иметь дело с  одинаковыми ресурсами: кадровыми, финансовыми, материальными, земельными.

     Основные  функции менеджмента характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью  структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

     Функции интересны тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции  характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый  результат.

     Планирование  как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования [3].

     Контроль  – это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и  результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым  объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.

     Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения  для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте [7].

     Стимулирование  – это функция, связанная с  процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов  своего труда. Эта функция используется для морального и материального  поощрения работников в зависимости  от качества и количества затраченного труда

     Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Организация как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве [1]. Ее назначение – постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом. 
 
 
 

2. Возникновение, формирование и содержание школ менеджмента

 

     Следует отметить, что развитие теории и практики менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняюющие друг друга новыми содержательным аспектам понимания управления.

     Школа научного управления

     Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

     Этот  метод исследования впервые был  применен к отдельно взятому предприятию  американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

     Метод исследования Тейлора заключался в  расчленении процесса физического  труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации [8].

     Создавая  свою систему, Тейлор не ограничивался  только вопросами рационализации труда  рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

     Функции осуществления взаимодействия элементов  производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

     Важным  вкладом Тейлора было признание  того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

     Философскую основу системы Тейлора составила  концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение  о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

     Идеи  Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь  следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

     Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда [2].

     Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.

     Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

     Классическая (административная) школа в управлении

     Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

     В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами  рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

     Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной [5].

     Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

     Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.

     На  основе разработок Файоля и его последователей сформирова-лась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

     Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации [9].

     В целом же для классической школы  менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

     Школа психологии и человеческих отношений

     Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что  они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.

     Первая  попытка применить психологический  анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.

     В 20 – 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отноше-ний, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

     Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

     Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо [4].

     Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство».

     К недостаткам школы психологии и  человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов [6].     Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.

Информация о работе Теория моделей менеджмента