Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:02, реферат
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Теория
лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перече
Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуационных основ лидерства.
2.
Стили управления
по Курту Левину
Известный социальный психолог Курт Левин (1890-1947) предложил концеп-цию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство», между которыми находится позиция «демократия». Диапазон стилей так удачно схвачен Левиным, что оказался классическим. И до сих пор все предлагаемые современные концепции вращаются вокруг его идей.
Индивидуальные
особенности поведения руководителя в
процес-се управления обычно рассматриваются
как стиль руководства. Каж-дый человек
имеет свои природные склонности; свою,
выработанную годами, манеру общения с
людьми. Оказавшись у руля руководства,
он склонен, в большинстве случаев, использовать
какой-либо один стиль: авторитарный, демократический
(коллегиальный) или стиль невмешательства.
Стиль руководства – это индивидуальные
особенности личност-ной, относительно
устойчивой системы методов, способов,
приемов воздействия руководителя на
коллектив с целью эффективного и ка-чественного
выполнения управленческих функций; это
система управленческих воздействий руководителя
на подчиненных, обу-словленных спецификой
поставленных перед коллективом задач,
взаимоотношениями руководителя с подчиненными
и объемом его должностных полномочий
[2]. Рассмотрим особенности основных стилей
руководства.
Авторитарный (директивный, жесткий, автократический) стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры взаимоотношений. Такой руководитель держит дистанцию по отно-шению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происхо-дящее в организации, старается лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая внимание не только на результат, но и на процесс выполнения работы. Решения принимаются им единолично. Работники получают лишь самую необходимую для работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию, неукоснительно требует выполнения своих распоряжений. Для него характерна чрезмерная централизация власти, жажда подчинения. Такой руководитель, как правило, не выносит критики, бывает грубым с подчиненными, самоуверен. Основной метод воздействия – приказ.
Коллегиальный (демократический) стиль. Этот тип руководителя сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений с подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого руководителя получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива. Руководитель поощряет творческую активность.
Пассивный (попустительский, либеральный, стиль невмешательства). Руководитель такого типа максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им полномочий и ответственности. Руководитель представляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются им коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу и мотивирует подчиненных. Склонен делить ответственность за происходящее в организации со своими подчиненными.
3. Исследование стилей
лидерства
Исследования стилей руководства берут свое начало с эксперимента Липпита, ученика Левина, проводившегося с участием десятилетних детей. Ребята встречались 11 раз после школьных занятий для того, чтобы делать театральные маски. Липпит поделил их на две группы, в которых играл разные роли — соответственно авторитарному и демократичному стилям руководства. В первой группе он единолично принимал решения и заставлял детей их выполнять. Вторая же группа имела возможность выбора вида деятельности и участия в принятии решений. Наблюдения за поведением детей показали, что в группе с авторитарным стилем руководства ребята чаще ссорились и проявляли друг к другу враждебное отношение. Сталкиваясь с проблемами, члены такой группы чаще были склонны находить «козлов отпущения», а не искать выход из затруднительного положения. В группе с демократичным стилем руководства дети были более дружелюбны друг к другу, легче находили решения возникавших проблем.
В том же 1939 году Левин с коллегами (Липпитом и Уайтом) решили провести схожий эксперимент с расширенным числом участников. Они сформировали четыре клуба, в которых десятилетние мальчики занимались различными видами деятельности. К двум стилям (авторитарному и демократичному) они добавили еще третий: попустительский («laissez-faire» — невмешательство, попустительство). Это произошло почти случайно. Один из экспериментаторов стал вести себя слишком мягко, предоставив все решать самим детям. Левин, наблюдавший за ходом эксперимента, сразу же это отметил и предложил выделить третий стиль.
Через каждые шесть месяцев в группах менялся лидер и соответственно стиль руководства. В результате исследователи сделали следующие выводы. Авторитарный стиль руководства был причиной повышения агрессии и жестоких шуток. Увеличение агрессии отмечалось и при переходе от авторитарного к попустительскому стилю. Но все группы предпочитали демократичный стиль двум другим. Переход от авторитарного стиля к демократичному занимает больше времени, чем наоборот — от демократичного к авторитарному. Именно на основании этого исследования Левин, как вспоминает его ученик и коллега Марроу, сказал: «Автократия присуща человеку, а демократии нужно учиться».
Руководитель
может действовать в группе в
качестве эксперта, катализатора, дирижера
и образца участника. Классификация,
предложенная Левиным и коллегами,
сейчас является самой популярной, но,
как это часто бывает, мало кто помнит,
кому она принадлежит.
4.
Эксперимент Курта
Левина по изучению
стилей лидерства
В эксперименте, поставленном К. Левином, Р. Липпитом и Р. Уайтом в 1939 г., изучалось влияние типов лидерства на поведение группы. В качестве испытуемых выступали школьники, только мальчики. Контроль переменных обеспечивался следующим образом. Испытуемые были разделены на четыре группы, выравненные по составу. Исследователи осуществляли предварительные наблюдения за мальчиками, проводили социометрические тесты, с помощью которых устанавливали лидеров, аутсайдеров, дружеские пары. Поведение каждого школьника оценивалось учителем: не дразнит ли он сверстников, послушен ли, энергичен ли, не слишком ли <выпендривается>. Наконец, экспериментаторы тщательно изучили классные журналы: помимо успеваемости, контролировались физическая подготовка и социальное происхождение учащихся. Экспериментальная работа со всеми группами производилась в одном и том же помещении, поэтому влияние внешней обстановки тоже не могло исказить результаты эксперимента. Кроме того, каждая группа выполняла одинаковые задания. Все это в целом выглядело как детский клуб. Ребята изготавливали маски, лепили фигурки из пластилина, играли в лошадки.
Итак, экспериментальная задача заключалась в том, чтобы установить, каким образом влияют на выполнение групповых действий различные типы лидерства. Для этого в течение семи недель к каждой группе был прикреплен руководитель, осуществлявший заданный стиль руководства. По истечении семинедельного срока назначался другой лидер, уже с иным стилем. Никто из лидеров не работал в одной и той же группе дважды, но каждый провел эксперимент во всех группах. Таким образом, в качестве экспериментальной переменной выступал именно стиль лидерства, а не индивидуальный стиль экспериментатора.
Далее. В помещении, где проводились занятия с детьми, присутствовали четыре наблюдателя. Мальчикам сказали, что эти люди интересуются деятельностью подросткового клуба и ни во что не вмешиваются. Наблюдатели регистрировали поведение испытуемых поминутно. Они учитывали следующие параметры: 1) количество актов взаимодействия между пятью школьниками и их лидером, в том числе директивные указания, положительные и отрицательные реакции, особое внимание обращалось на отказ выполнить просьбу либо распоряжение руководителя; 2) осуществлялся поминутный анализ изменений в групповой структуре: фиксировалась деятельность подгрупп, устанавливалось, вызвана ли активность группы лидером или возникла спонтанно, подсчитывался индекс сплоченности каждой подгруппы; 3) фиксировалось накопленное количество значимых действий испытуемых, а также изменения в динамике группы как целого; 4) велась непрерывная стенограмма всех разговоров в группе.
Кроме указанных параметров, анализировались и <внутриклубные> взаимодействия: каждый лидер записывал свои впечатления после каждой встречи, изучались комментарии наблюдателей и даже был снят фильм о деятельности экспериментальных групп. Такое массированное наблюдение за действиями группы не исчерпывало задачи экспериментального контроля. Результаты наблюдений проверялись на надежность. Например, исследователи обращали внимание на то, все ли наблюдатели записывали действия участников. Записи кодировались, и затем сама процедура кодирования тоже проверялась на надежность. Для этого один и тот же текстовой материал кодировался разными людьми. В итоге строились индексы группового поведения: уровень агрессивности, стремление к воспризнанию, соотношение организованной и неорганизованной активности и т.п. Наряду с информацией, использованной для выравнивания групп, и материалами наблюдения за действиями испытуемых исследователи проводили серию интервью с мальчиками. Их спрашивали о <клубных> впечатлениях, а также тестировали по Роршаху. Кроме того, опрашивались родители и учителя каждого испытуемого.
Скрупулезность и чистота эксперимента К. Левина и его сотрудников превосходят все, что делалось социальными психологами раньше. Результаты работы заключались в установлении влияния на поведение группы трех типов лидерства: авторитарного, демократического и <попустительского> (laissez faire). Содержание стилей лидерства было идентифицировано экспериментаторами достаточно строго. Авторитарный лидер диктовал все, что надо делать, демократический лидер выносил все вопросы на групповое обсуждение под своим руководством и затем следил, чтобы решения выполнялись, а <попустительский> лидер давал мальчикам полную свободу действий и ни во что не вмешивался.
Один
из результатов эксперимента - установление
влияние типа лидерства на динамику агрессивного
поведения в группе (рис, 6.2).
Рис. 6.2. Динамика агрессивного поведения при смене типов лидерства,
эксперимент
Курта Левина.
Эксперимент
показал, что низкий уровень агрессивного
поведения свойствен
Для
изучения групповых реакций
Рис. 6.3. После вмешательства <чужого> уровень агрессивности резко усиливается в <демократической> группе и группе laissez fair, эксперимент Курта Левина
Как
и в других лабораторных экспериментах,
в эксперименте Левина остается не
вполне ясным, можно ли распространять
выводы о влиянии авторитаризма,
демократии и <попустительства> на
групповое поведение за пределы игры школьников
в лошадки или эта закономерность присуща
любым социальным процессам. Во всяком
случае результаты других исследований
и исторических наблюдений показывают,
что факты не противоречат заключениям
Левина и его коллег.
Заключение
Методология
действенных исследований, разработанная
Куртом Левиным, активно используется
при решении различных
Актуальность
работ К. Левина для современного менеджмента
и бизнеса становится еще более очевидной
при рассмотрении взаимосвязи его подходов
к изменению, руководству и мотивации.
Демократический стиль руководства обладает,
по-видимому, наибольшим мотивирующим
воздействием, а значит в сравнении с альтернативными
стилями управления является наиболее
эффективным. При проведении экспериментов
по изучению изменений удалось установить,
что процедуры группового принятия решений
подразумевали большую вовлеченность
членов групп в процесс трансформации
мнений, чем методы, основанные на прослушивании
обыкновенных лекций, и поэтому оказывались
более эффективными. Возможность самостоятельно
принять решение и выразить его поднятием
руки предоставлялась каждому индивиду
(хотя этот процесс безусловно происходил
под воздействием реакций, наблюдаемых
у других членов группы). В клубах для мальчиков
демократические лидеры достигали более
высоких результатов за счет мотивации
своих подопечных и поощрения их к использованию
своих навыков и инициативы в рамках возможностей,
предоставленных руководителем. Без ограничений,
налагаемых руководителем, автономия
laissez-faire групп не позволяла обеспечить
согласованность действий всех мальчиков.
В то же время автократические, централизованные
методы принятия решений оказывались
не в состоянии пробудить инициативу и
стимулировать использование имеющихся
навыков и поэтому обеспечивали низкий
уровень результатов. Разрешение социальных
конфликтов, по-видимому, должно облегчаться
за счет участия в нем компетентного демократичного
руководителя.
Результаты исследований К. Левина могут
быть использованы в процессе решения
проблем, возникающих перед менеджерами
в сферах осуществления руководства, мотивации
и проведения изменений. К. Левин внес
важный вклад в развитие социальных наук,
продемонстрировав практическое значение
теории и эффективность объединения исследования
и действий.
Информация о работе Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину