Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:02, реферат

Описание работы

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Теория лидерства Курт Левин.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Факультет международных отношений 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине 

«Производственный менеджмент» 
 
 

На тему: 

«Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   
 
 
 
 
 

                                                                       Подготовила студентка II-ого курса

Специальности «Менеджмент в сфере международного туризма»

9-ой группы

Редькина  Валерия  
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 

 

Введение 

      Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

      Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней  и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных  учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

      Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

      Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти:  личностной и организационной.

      Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

      Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и  строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении.

      Продуктивный  менеджер не обязательно является эффективным  лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

      Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. 
 

 

1. Теория лидерских качеств

       Теория  лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

       В этом направлении были проведены  сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

       • ум или интеллектуальные способности;

       • господство или преобладание над  другими;

       • уверенность в себе;

       • активность и энергичность;

       • знание дела.

       Однако  эти пять качеств не объясняли  появление лидера. Многие люди с  этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование . Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

       • управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

       • управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

       • управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

       • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

       Беннис  предлагает лидерам делиться властью  в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возможность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые (табл. 11.2).

Таблица 11.2.  Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров 

Интеллектуальные  способности Черты характера личности Приобретенные умения
• Ум и логика • Инициативность • Умение заручаться

поддержкой

• Рассудительность • Гибкость • Умение кооперироваться
• Проницательность • Бдительность • Умение завоевывать

популярность  и престиж

• Оригинальность • Созидательность

и творчество

• Такт и дипломатичность
• Концептуальность • Честность • Умение брать  на себя

риск и ответственность

• Образованность • Личностная целостность • Умение организовывать
• Знание дела • Смелость • Умение убеждать
• Речевая  развитость • Самоуверенность • Умение менять себя
• Любопытство  и познавательность • Уравновешенность • Умение быть надежным
• Интуитивность • Независимость

• Самостоятельность

• Амбициозность

• Потребность  в достижениях

• Настойчивость  и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность

• Агрессивность

• Стремление к  превосходству

• Обязательность

• Участливость

• Умение шутить и понимать юмор

• Умение разбираться  в людях

 

       К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

       Психологические, или эмоциональные, качества проявляются  на практике главным образом через  характер человека. Они имеют как  наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с  лидерством привело к появлению  очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 11.2 черты характера личности при выявлении лидера в организации.

       Изучение  умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и  в общем их результаты совпадают  в том, что уровень этих качеств  у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

       Личностные  деловые качества носят в большей  степени характер приобретенных  и развитых у лидера навыков и  умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Информация о работе Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину