Теория и практика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

В наши дни заметно усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Содержание

Введение
1 Понятие «группы». Формальные и неформальные группы в организации.
1.1 Общее понятие группы и ее классификация.
2 Характеристика неформальной группы.
2.1 Структура и цели неформальной группы. Характеристика неформальных групп: социальный контроль, сопротивление переменам, наличием неформальных лидеров.
3 Механизм управления неформальными группами
3.1 Управление неформальными группами
4 Методы управления неформальными группами
4.1 Методы взаимодействия с неформальными группами
Вывод

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Теория и практика менеджента2.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

 

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. Д. СЕРИКБАЕВА

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория  и практика менеджмента»

 

 

на тему:№6 «Групповая динамика.»

 

 

Выполнила: студентка

 

Якубская А.К

 

Шифр специальности: 050507

 

Группа: 09-БМз-5д

 

Зачетная книжка :

№ БМ-09051

 

Усть-Каменогорск

2012

 

 

Введение

 

1  Понятие «группы». Формальные и неформальные группы  в организации.

    1.1 Общее понятие группы и ее классификация.

 

2 Характеристика неформальной группы.

   2.1 Структура и цели неформальной группы. Характеристика неформальных групп: социальный контроль, сопротивление переменам, наличием неформальных лидеров.

 

3 Механизм управления  неформальными группами

  3.1 Управление неформальными группами

 

4 Методы управления  неформальными группами

  4.1 Методы взаимодействия с неформальными группами

 

Вывод

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наши дни заметно  усилился коллективный характер деятельности, и как следствие, увеличилось внимание к проблемам групповой динамики и лидерства. Все больше и больше исследований посвящаются проблемам эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использованию разных средств и воздействий на них.

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство, поэтому необходимо рассмотреть  все факторы, которые влияют на человека во время работы. Однако с позиций  управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные, кроме того в любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что оказывает на него исключительно большое влияние: либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя способности и желания работать производительно, с полной отдачей. Организация ожидает от человека, что он будет выполнять определенную роль. Если член организации успешно выполняет свою роль и если при этом он сам лично удовлетворен характером, содержанием и результатами своей деятельности в организации и своего взаимодействия с организационным окружением, то не возникает конфликтных противоречий, подрывающих взаимодействие человека и организации, а это очень принципиально для развития организации в целом.

В настоящее время  для эффективной деятельности организации  необходимо выявить механизмы, влияющие на работу людей, их взаимоотношения  друг с другом и руководством. Своевременные  и правильные действия помогут избежать отрицательные последствия взаимодействия подчиненных и их руководителей, а также предотвратить новые возникновения конфликтов. Поэтому изучение динамики групп и лидерства, методов и принципов, которые применяются для этого в организации, являются очень актуальной проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие «группы». Формальные и неформальные группы в организации

1.1 Общее понятие группы и ее классификация

Не существует канонизированного  определения малой группы, так  как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят достаточно общий, устоявшийся взгляд на малую группу»  как относительно обособленное объединение двух или более лиц, находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе, и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом или групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.

Характерные особенности  группы.

• Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой  в цепом и тем самым во внешних  взаимодействиях выступают как бы от имени группы. Человек говорит не о себе, а о группе в целом, употребляя местоимения мы, у нас, наши, нам и т.п.

• Взаимодействие между  членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга и т.п. В  группе люди непосредственно общаются друг с другом, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму.

• В группе наряду с  формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно  складывается неформальное распределение  ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов: они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой задачи.

Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.[4]

«Формальные группы» обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально 
определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Формальная группа имеет  следующие особенности:

1) она рациональна,  т.е. в основе ее лежит принцип  целесообразности, сознательного движения  к известной цели;

2) она безлична, т.е.  рассчитана на индивидов, отношения  между которыми устанавливаются  по составленной программе.

В формальной группе предусмотрены  только служебные связи между  индивидами, и она подчиняется  лишь функциональным целям. К формальным группам 
относятся:

• вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находится между двумя 
другими — выше- и нижестоящими, а руководство каждым из органов и подразделений сосредоточено в одном лице;

• функциональная организация, в соответствии с которой руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении 
определенных функций и работ;

• штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.[13]

Формальные группы могут  быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а  могут быть созданы для решения  определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта. Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру.

Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила  и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или не явно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры. Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

Неформальная группа проявляется в двух разновидностях.

• Внеформальная организация, в которой неформализованные служебные отношения несут функциональное (производственное) содержание и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающихся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и т.д.

• Социально-психологическая  организация, которая выступает в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная наличном выборе связей и ассоциаций между ними (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т.д.). Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному составу и т.д.  [7]

В зависимости от идейной  и нравственной направленности, стиля  поведения неформальные организации можно разделить на три группы.

• Просоциальные (социально-положительные) группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.

• Асоциальные группы, стоящие в стороне от социальных проблем.

• Антисоциальные группы. Это самая неблагополучная часть общества, вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота, неспособность понять других, иную точку зрения, с другой — часто собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей, способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика неформальной группы

2.1 Структура  и цели неформальной группы. Характеристика  неформальных групп: социальный  контроль, сопротивление переменам,  наличием неформальных лидеров

Жизнь неформальной группы, ее функционирование находится под  влиянием трех факторов: 
1)характеристики членов группы;

2) структурные характеристики  группы;

3) ситуационные характеристики.

Все эти факторы не только находятся во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное  обратное воздействие со стороны  функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы, наблюдаются изменения в ее окружении. К характеристикам членов группы, оказывающим влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

Структурные характеристики группы включают в себя:

1) коммуникации в группе  и нормы поведения (кто с  кем и как контактирует);

2) статус и роли (кто занимает, какую позицию в группе, и что делает);

3) личные симпатии  и антипатии между членами  группы (кто кому нравится, и кто кого не любит);

4) силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние,  кто готов слушать и кому  подчиняться).

Первые две структурные  характеристики относятся больше к анализу формальной организации, остальные — к вопросу, рассматриваемому в нашей работе.

Симпатии и антипатии  между людьми в основном носят  индивидуальную окраску и подоплеку. На установление дружеских отношений  между людьми оказывают 
значительное влияние следующие моменты.

• Личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кому нравятся те же явления, вещи, процессы, которые нравятся им, т.е. люди любят  тех, кто похож на них, близок им по духу, вкусу и предпочтениям. Люди испытывают влечение к тем, кто имеет одинаковую с ними или близкую расу, национальность, образование, систему взглядов на жизнь и т.п. Потенциально люди со схожими личностными характеристиками имеют большие шансы установить дружеские отношения, чем те, у кого личностные характеристики существенно различаются.

• Наличие территориальной  близости в расположении этих людей. Чем ближе располагаются рабочие  места членов группы, тем выше вероятность  того, что они установят дружеские  отношения. Это же относится к  близости расположения их мест жительства.

• Частота встреч, а  также ожидание того, что эти встречи  будут происходить достаточно часто  в будущем.

• Успешное функционирование группы. В целом успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспешное 
функционирование группы.

• Наличие одной цели, которой подчинены действия всех членов группы. Если члены группы разобщены  решением индивидуальных задач, взаимные 
симпатии и дружественность складываются реже, чем, если они работают над решением общей для всех задачи.

• Широкое участие  всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние  на общегрупповые процессы стимулирует  развитие у членов группы положительного восприятия коллектива. Наличие симпатий в отношениях между людьми, дружеских отношений между членами группы оказывает огромное влияние на настроение людей, их удовлетворенность своей работой, своим членством в группе.[12]

 Однако нельзя однозначно  сказать, что дружеские отношения  между членами группы оказывают  только положительное влияние на результаты труда и функционирование организации в целом. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу, имеют высокую мотивацию к трудовой деятельности, то наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым положительно влияет на функционирование группы в цепом. Если же люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях и т.п., постоянно отвлекаться от работы, резко снижая результативность своего труда. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая атмосферу безделья и расслабленности.

Информация о работе Теория и практика менеджмента