Теория и методы принятия решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).
Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Эволюция теории принятия решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Теория принятия решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Схема процесса принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Методы принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Характеристика методов теории полезности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Характерные особенности управленческого решения . . . . . . . . . . . . 18
Советы по принятию управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Работа содержит 1 файл

Теория и методы принятия решения..docx

— 169.96 Кб (Скачать)

    Шаг 1. Подготовительный. Главная задача здесь — подбор экспертов и  разъяснение им того, как следует  выражать свои предпочтения.

    Шаг 2. Определение вида функции. Функция  полезности должна отражать представления  ЛПР и экспертов об ожидаемой  полезности возможных исходов. Поэтому  множество исходов упорядочивается  по их предпочтительности, после чего в соответствие каждому возможному исходу необходимо поставить предполагаемое значение ожидаемой полезности. На этом шаге выясняют, является ли функция  полезности монотонной, убывающей или  возрастающей, отражает ли она склонность, несклонность или безразличие к  риску и т. п.

    Шаг 3. Установление количественных ограничений. Здесь определяется интервал изменения  аргумента функции полезности и  устанавливаются значения функции  полезности для нескольких контрольных  точек.

    Шаг 4. Подбор функции полезности. Необходимо выяснить, являются ли согласованными количественные и качественные характеристики, выявленные к данному моменту. Положительный  ответ на этот вопрос равнозначен  существованию некоторой функции, которая обладает всеми требуемыми свойствами. Если последует отрицательный  ответ, то возникает проблема согласования свойств, что предполагает возврат  на более ранние шаги.

    Шаг 5. Проверка адекватности. Необходимо убедиться  в том, что построенная функция  полезности действительно полностью  соответствует истинным предпочтениям  ЛПР. Для этого применяются традиционные методы сравнения расчетных значений с экспериментальными.

    Рассмотренная процедура соответствует задаче со скалярной функцией полезности. В общем случае последняя может  быть векторной величиной. Это имеет  место, когда ожидаемую полезность невозможно представить единственной количественной характеристикой (задача со многими критериями). Обычно многомерная  функция полезности представляется как аддитивная или мультипликативная  функция частных полезностей. Процедура  построения многомерной функции  полезности еще более трудоемка, чем одномерной.

    Таким образом, методы теории полезности занимают промежуточное место между методами принятия решений в условиях определенности и методами, направленными на выбор  альтернатив в условиях неопределенности. Для применения этих методов необходимо иметь количественную зависимость  между исходами и альтернативами, а также экспертную информацию для  построения функции полезности. Эти  условия выполняются не всегда, что  накладывает ограничение на применение методов теории полезности. К тому же следует помнить, что процедура  построения функции полезности трудоемка  и плохо формализуема.

    В настоящее время методы теории полезности достаточно хорошо освещены в отечественной  научной и учебной литературе. Особого внимания заслуживают работы отечественных ученых: А. М. Дуброва, Б. А. Лагоши, Е. Ю. Хрусталева [40], а также  Н. В. Князевского и В. С. Князевской [41]. На основе этих методов реализованы  разнообразные компьютерные системы. Наибольшую популярность приобрела  промышленная диалоговая система "Альтернатива — Ф", реализующая методы теории полезности и обеспечивающая решение  задач многокритериального выбора в условиях определенности, риска  и неопределенности [8].

    С учетом сказанного в настоящем учебнике представлены наиболее универсальные  и менее освещенные в отечественной  учебной литературе подходы к  принятию решений в условиях неопределенности. Наиболее подробно нами будут рассмотрены  автоматизированные методы анализа  иерархий и теории нечетких множеств, а также методология по их применению для решения экономических задач.

Характерные особенности управленческого  решения

 

    Хотелось  бы еще раз напомнить, что решения  разделяют по различным классификационным  признакам. По содержанию решения классифицируют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т.п.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические и стратегические; по виду субъекта – на индивидуальные и коллективные; по степени уникальности – на рутинные, нетворческие, и уникальные, творческие; по степени неопределенности полноты информации) – на решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности.

1. Особенности коллективного  решения

    Есть  коллективный метод решения, который  называется «мозговой штурм» или  «атака мыслей». Этот способ применяется  тогда, когда специалисты и эксперты не могут найти решение. Основан  способ на том, что в мозге человека, этом своеобразном компьютере, моделируются различные варианты решений. Ситуация подобного моделирования возникает тогда, когда, например, таксист сажает в машину пассажира и тот называет конечный пункт своей поездки. У водителя сразу же в голове моделируется маршрут поездки, но он может быть не оптимальным, т.е. имеются и другие варианты.

    При «мозговом штурме» идеи могут осенить какого-либо участника и нужное решение будет найдено. Обычное число участников «мозгового штурма» 11 -12 человек, но это количество может варьироваться от четырех до нескольких десятков человек.

    Существует  несколько правил, которые необходимо соблюдать при организации процесса «мозгового штурма».

    1. Нельзя критиковать либо одергивать  говорящего. Бескомпромиссные заключения также неприемлемы, т.к. для одного позиция бесспорна, а для другого неоднозначна.

    2. Никогда не говорите, что идея  нереальна либо абсурдна.

    3. Набирайте количество идей, не  обращая внимания на качество. «Мозговой штурм» создает предпосылки  для творческого мышления, поэтому  чем больше предложений, тем  лучше.

    4. Приветствуйте творческие порывы. Каждый участник может развить  идеи, предложенные выступающим  ранее.

    Обычно  время «мозгового штурма» ограничено. Все предложенные идеи фиксируются, и решение по ним принимает человек, который в процессе «мозгового штурма» участия не принимал. «Мозговой штурм» - не панацея, а только один из способов подготовки решения.

    Известен  классический случай «мозгового штурма»  в одном шестидесятиэтажном отеле в Нью-Йорке. Из отеля стали съезжать постояльцы. Предприниматели начали терпеть убытки. Проведенный анализ «бегства» из отеля показал, что основной причиной является длительное ожидание лифтов на этажах (американцы не любят понапрасну терять время). Специалисты-инженеры предлагали увеличить количество лифтов, установить дорогостоящую электронную аппаратуру. Все эти предложения были связаны с большими затратами. Тогда руководство отеля решило организовать «мозговой штурм» и пригласило на него обслуживающий персонал (горничных, клерков, рассыльных и т.д.). При обсуждении вопроса один молодой человек, работающий всего два месяца в отеле курьером, предложил на всех этажах установить со всех сторон зеркала. Логика предложения была такова. Что делает женщина, оказавшись перед зеркалом? Достает губную помаду, карандаш для бровей и начинает наводить «марафет». Если же рядом оказывается мужчина, то он может при помощи системы зеркал не в упор рассматривать женщину со всех сторон. Таким образом, все при деле и время течет незаметно. Предложение было принято и внедрено с минимальными затратами. Обстановка стабилизировалась.

2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте

    Асимметричность информации при принятии стратегических решений. Асимметричность информации обусловлена самим принципом противопоставления внутренней и внешней и внешней сред организации. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой – ее недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.

    С одной стороны, фирма должна в  максимально возможной степени  делиться с другими субъектами собственной  информацией. Это ведет к повышению  открытости и прозрачности внешней  среды и снижению неопределенности, связанной с ней. С другой стороны, необходимо, чтобы фирма точно определила предмет стратегической информации, которая не выходит за границы самой организации.

    Это должно приводить, во-первых, к формированию ответственной стратегии конкретной организации и, во-вторых, к закреплению  сложившейся структуры фирмы  и возможности ее совершенствования  в качестве одной из стратегических задач.

    Возникающее противоречие между асимметричностью информации и требованием равного  максимального доступа к ней  в условиях рыночного хозяйства  можно разрешить так: предсказуемость  поведения фирм в качестве субъектов  внешней среды и непредсказуемость  стратегических решений каждой экономической  организации. Только таким образом  и может осуществляться прогресс, связанный с создание новых продуктов, технологий, организационных структур.

    Принятие  стратегических решений  как сфера деятельности. Вершиной деятельности наемного менеджера-профессионала является принятие решений, реализация которых способствует достижению поставленных целей и повышению эффективности функционирования организации. При этом особое значение имеет принятие стратегических решений.

    Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать  возможно большее число альтернативных стратегий. На втором – стратегии  дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая  стратегия. На третьем – анализируются  альтернативы в рамках общей выбранной  общей стратегии фирмы и оцениваются  по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием.

    Стратегия должна быть максимально ясной. (Например, планирование новой продукции должно предусматривать установление приоритетов, распределение ответственности, временной и производственный графики, поддержку продвижения и потребности в обучении персонала).

    Далеко  не каждое предприятие может позволить  себе практиковать стратегический менеджмент и принимать стратегические решения. Но если организация располагает  ресурсами, дающими возможность  активно воздействовать на внешнее  окружение и в ней сформировался  субъект для принятия именно стратегических решений, то она обязана использовать стратегию для реализации целей  и повышения эффективности.

    Замечено, что структуры, построенные по принципу традиционного холдинга, далеко не всегда могут предложить серьезную  стратегию его развития. Это во многом объясняется тем, что уровень  принятие стратегических решений (совет  директоров, общее собрание акционеров) неизбежно предполагает борьбу и  увязывание интересов представителей долей общего капитала. Отсюда огромные трудности при выработке решений, обязательных для организации в  целом как единого механизма. В этом случае совет директоров становится не органом выработки и принятия стратегических решений, а неизбежно  превращается в политический дискуссионный  клуб, где лидерство захватывает  определенная группа людей, представляющая капитал какого-либо подразделения  холдинга.

    Акционеры и высшие менеджеры по-разному  смотрят на одни те же решения. Собственники чаще тяготеют к финансовым и иным решениям, ведущим к росту текущей  прибыльности компании и повышению  рыночной цены акций, тогда как менеджеры  стремятся принимать решения, направленные на реализацию стратегических целей.

    В результате борьбы долей капитала принимаются  решения, преследующие корыстные интересы той или иной части целого, но не способствующие развитию организации  как единого целого. Правильное стратегическое решение для какой-либо организационной  единицы обычно не является таковым  для фирмы в целом. Это происходит потому, что смешиваются функция  координации и функция выработки  стратегии.

    Налицо  противоречие. Его разрешение в большей  мере зависит от профессионализма менеджера, его умения работать с акционерами. В результате, как правило, принимаются  стратегические решения, которые не могут быть признаны рациональными. Они в лучшем случае являются ограниченно-рациональными, в худшем – политическими.

    Таким образом, снять все противоречия, связанные со стратегическими решениями, можно только пересмотрев сами типы принимаемых решений. Каждый из них (рациональное, ограниченно-рациональное или политическое) снимает часть  упомянутых противоречий.

    В условиях ограниченного выбора наиболее подходящим для фирмы представляется неожиданное для субъектов внешней среды стратегическое решение. Оно позволяет:

    учесть  асимметричность информации;

    выиграть  время у других субъектов, которые  чаще всего мыслят категориями "рациональности" и "политичности", стремясь предвидеть решения конкурента;

Информация о работе Теория и методы принятия решения