Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:46, реферат
Управленческое решение - это директивный документ, организующий, направляющий и стимулирующий совместную деятельность коллектива (или коллективов).
Решения группируются по нескольким признакам: по содержанию (экономические, информационные, политические, организационные, технические), по уровню управления (решение мастера, начальника цеха, директора, генерального директора, министра), по форме, срокам и т.д. Решения могут быть общими, затрагивающими все предприятие, его производственную и хозяйственную деятельность, и частными, касающимися какой-либо подсистемы или ситуации. Некоторые решения обращены к внешним организациям.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Эволюция теории принятия решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Теория принятия решений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Схема процесса принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Методы принятия решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Характеристика методов теории полезности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Характерные особенности управленческого решения . . . . . . . . . . . . 18
Советы по принятию управленческих решений . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Этап
5. Анализ и интерпретация полученных
результатов. Полученные результаты могут
оказаться
Решение - это выбор наиболее приемлемой альтернативы из возможного многообразия вариантов. Цель процесса принятия решений – обеспечить движение к намеченной цели организации.
Существует 2 вектора направленности процесса принятия решения: перспективное планирование (стратегия) – что делать?, и текущее планирование (тактика) – как делать? – организация, мотивация, координация, регулирование, контроль. В реальности граница между этими двумя составляющими процесса принятия решения довольно условна, она становится тем более явной, чем более крупной является организация.
Методы принятия решений можно разделить на 3 основных вида:
1. Интуиция. Интуитивное решение - выбор, сделанный только на основе ощущения, озарения.
2. Здравый смысл. Это выбор, основанный на уже имеющихся знаниях или в соответствии с накопленным опытом.
3. Рациональное решение - это решение, которое основывается на базе аналитического процесса и часто не зависит от предшествующего опыта.
Опять же – в реальности процесс принятия решения часто представляет из себя комбинацию из перечисленных 3-х видов. Но рациональному объяснению поддается только третий, поэтому о нем – подробнее.
Структура принятия рационального решения в упрощенном и схематичном виде будет выглядеть след. образом:
1. Сбор информации о возможных проблемах
· Наблюдение за внутренней средой фирмы
· Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы
· Описание проблемной ситуации
· Выявление организационного звена, где возникла проблема
· Формулировка проблемы
· Оценка ее важности
· Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей решения проблемы
· Определение целей фирмы
· Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии решения проблемы
· Детальное описание объекта
· Определение области изменения переменных факторов
· Определение требований к решению
· Определение критериев эффективности решения
· Определение ограничений
5. Разработка вариантов решения
· Расчленение задачи на подзадачи
· Поиски идей решения по каждой подзадаче
· Построение моделей и проведение расчетов
· Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
· Обобщение результатов по каждой подзадаче
· Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
· Разработка вариантов решения всей задачи
6. Выбор лучшего варианта
· Анализ эффективности вариантов решения
· Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и согласование решения
· Проработка решения с исполнителями
· Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
· Утверждение решения
8. Реализация решения
· Подготовка рабочего плана реализации
· Его реализация
· Внесение изменений в решение в ходе реализации
· Оценка эффективности принятого и реализованного решения
Такое
схематичное линейное движение в
процессе принятия решения может
быть уместным и эффективным при
решении задачи с большим количеством
явных переменных, которые необходимо
структурировать и расставить по
местам. Эта система наилучшим
образом проявляет себя тогда, когда
направлена на решение задач, поддающихся
анализу, задач, в которой все
переменные могут быть измерены и
структурированы с помощью
Но нередко бывает так, что цели организации не определены, а оперативные задачи подразделений — противоречивы. Когда цели неясны и несовместимы, менеджеры не могут прийти к единому мнению о приоритетах проблем. Поэтому они непременно должны собраться вместе и решить какие проблемы и как следует решать в первую очередь. Эта модель принятия решения с помощью создания коалиций получила название модели Карнеги.
Метод хорош тем, что наряду с количественными и рациональными показателями окончательное решение может включать в себя так же и качественные – неформальные мнения менеджеров, их опыт, взгляды и интуицию. Т.е. фактически метод коалиции представляет из себя симбиоз из трех перечисленных выше методов принятия решения.
Еще одна модель принятия решения – модель мусорного ящика – была разработана с целью объяснить схему принятия решений в организациях, чья деятельность является в высшей степени неопределенной. Модель хорошо работает, когда причинно-следственные связи внутри организации сложно выявить, а всесторонняя информация, необходимая для выработки решения, недоступна. Цели, задачи, альтернативы и решения плохо определены. Неопределенность характерна для каждого шага процесса принятия решения.
Уникальной особенностью модели мусорного ящика является то, что процесс принятия решений не выглядит как последовательность шагов, которые начинаются с проблемы, а заканчиваются решением.
В определенном смысле, организация является большой корзиной для мусора, в которой смешиваются 4 «потока» – проблемы, потенциальные решения, участники принятия решений и благоприятные возможности для выбора. Если проблема, решение и участник случайно соединяются в одной точке, то проблема может быть урегулирована; но если решение не подходит данной проблеме, проблема может остаться нерешенной. В любом случае, решения не поддаются упорядочиванию и не являются результатом пошаговой логической последовательности. Ситуация может быть настолько сложной, что решения, проблемы и результаты совершенно независимы друг от друга. Когда они сталкиваются, то какие-то проблемы решаются, но какие-то остаются нерешенными.
Делегирование полномочий в процессе принятия решений.
Возможны два направления распределения полномочий:
· делегирование полномочий,
· централизация решения.
Наиболее
типично следующее
Высокая централизация:
· решения по инвестициям,
· финансовые решения,
· персональные назначения в высшем руководстве.
Ограниченное делегирование:
· решения по инвестициям в пределах бюджета,
· решение о персонале.
Высокое делегирование:
· текущие производственные вопросы,
· решения о сбыте продукции.
Декомпозиционные методы теории ожидаемой полезности получили наиболее широкое распространение среди группы аксиоматических методов принятия решений в условиях риска и неопределенности.
Основная идея этой теории состоит в получении количественных оценок полезности возможных исходов, которые являются следствиями процессов принятия решений. В дальнейшем на основании этих оценок можно выбрать наилучший исход. Для получения оценок полезности необходимо иметь информацию о предпочтениях лица, ответственного за принимаемое решение.
Парадигма анализа решения может быть сведена к процессу, включающему пять этапов [10].
Этап 1. Предварительный анализ. На этом этапе формулируется проблема и определяются возможные варианты действий, которые можно предпринять в процессе ее решения.
Этап
2. Структурный анализ. Этот этап предусматривает
структуризацию проблемы на качественном
уровне, на котором ЛПР намечает
основные шаги процесса принятия решений
и пытается упорядочить их в виде
некоторой последовательности. Для
этой цели строится дерево решений, (рис.3).
Рис.
3. Фрагмент дерева решений
Дерево решений имеет два типа вершин: вершины-решения (обозначены квадратиками) и вершины-случаи (обозначены кружочками). В вершинах-решениях выбор полностью зависит от ЛПР, в вершинах-случаях ЛПР не полностью контролирует выбор, так как случайные события можно предвидеть лишь с некоторой вероятностью.
Этап 3. Анализ неопределенности. На этом этапе ЛПР устанавливает значения вероятности для тех ветвей на дереве решений, которые начинаются в вершинах-случаях. При этом полученные значения вероятностей подлежат проверке на наличие внутренней согласованности.
Для получения значений вероятности привлекается вся доступная информация: статистические данные, результаты моделирования, экспертная информация и т. д.
Этап 4. Анализ полезности. На данном этапе следует получить количественные оценки полезности последствий (исходов), связанных с реализацией того или иного пути на дереве решений. На рис. 3 показан один из возможных путей — от начала до точки G.
Исходы
(последствия принимаемых
Этап
5. Процедуры оптимизации. Оптимальная
стратегия действий (альтернатива,
путь на дереве решений) может быть
найдена с помощью вычислений,
а именно: максимизации ожидаемой
полезности на всем пространстве возможных
исходов. Одно из условий постановки
задачи оптимизации — наличие
адекватной математической модели, которая
связывает параметры
Задача
выбора наилучшего решения в соответствии
с аксиоматикой теории полезности [10]
может быть представлена следующим
образом:
где
и(К) — многомерная функция
К—
точка в критериальном
f(K/A) — функция плотности условного от альтернативы А распределения критериальных оценок.
Построение функций полезности является основной и наиболее трудоемкой процедурой методов теории полезности, после этого с помощью такой функции можно оценить любое количество альтернатив.
Процедура построения функции полезности включает пять шагов.