Теории мотивации трудовой деятельности в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Готовность и желание человека работать являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его не возможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, – даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого вопреки его воле и желаниям.

Содержание

Содержание 1
Введение. 2
1. Сущность и понятия мотивации. 3
2. Мотивация как процесс. 12
3. Основные теории мотивации. Содержательные. 13
3.1. Иерархия потребностей. 13
3.2. Теория двух факторов. 16
3.3. Теория мотивации МакКлеланда. 17
4. Основные теории мотивации. Процессуальные. 19
4.1. Теория ожидания. 19
4.2. Расширенная модель ожидания. 20
4.3. Теория справедливости. 21
4.4. Теория усиления. 23
4.5. Теория постановки целей. 24
Заключение. 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

теории мотивации.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

Эти факторы  имеют ценность только в том случае, если после завершения работы служащий получает еще и дополнительную награду.

Вторую  группу факторов Герцберг назвал мотиваторами или удовлетворителями. Это такие условия работы, при наличии которых достигается высокий уровень мотивации служащих и удовлетворение от работы. При отсутствии этих условий невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают в себя достижение цели, признание, работу как таковую, ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста. Эти факторы имеют мотивационный потенциал, т.к. работа, предоставляющая такие условия, представляет собой определенную ценность. Существует заметное сходство теорий Маслоу и Герцберга. Оба располагали потребности в виде иерархии и оба обозначали такие потребности, как физиологические, потребности в безопасности, социальные, потребности в уважении и самовыражении (хотя Герцберг употреблял другую терминологию).

Основное  значение двухфакторной теории заключается  в том, что менеджеры должны быть очень осторожны и не делать ударения на гигиенические факторы, как на основные, при удовлетворении потребностей, когда потребности низшего уровня уже достаточно удовлетворены. И наоборот, менеджеры не должны тратить время и средства, предлагая своим служащим разнообразные мотиваторы до того, как будут удовлетворены гигиенические потребности.

 

1.3.3. Теория мотивации МакКлеланда.

В своей  теории, которую он и его коллеги  развивали в течении десятилетий, Дэвид МакКлеланд утверждает, что любая организация предлагает человеку возможности для удовлетворения трех потребностей высшего уровня, потребность во власти, в успехе и в принадлежности. Его наиболее популярные идеи заключаются в том, что потребность в успехе положительно влияет не только на работу служащих, но и на работу менеджеров всех уровней управления.

Потребность в успехе лежит в иерархии потребностей Маслоу где-то между уважением и самовыражением. Человек, ориентированный на достижение успеха, обычно приемлет достаточно высокий уровень риска, хочет знать о конкретных результатах своей работы, хочет нести ответственность за решение каких-либо проблем, и имеет тенденцию в постановке реальных целей. Кроме этого, он обладает серьезными навыками в плане организации и планирования.

Эти люди получают удовлетворение в основном от самого процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени – от награды, которую получают за хорошо выполненную работу.

Как и  потребность в успехе, потребность во власти находиться между потребностями в уважении и самовыражении Маслоу. Эта потребность является выражением желания человека контролировать влияние на других людей. МакКлеланд рассматривал эту потребность как позитивную и тесно связывал ее с желанием добиться руководящей должности.

То, что  МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень похоже на то, о чем говорил Маслоу. Эта потребность отражает желание человека иметь близкие, дружественные отношения с другими людьми. Люди с острой потребностью в принадлежности наиболее часто добиваются успеха на работе, требующей высокого уровня социального взаимодействия, где межличностные отношения особенно важны.

МакКлеланд  использовал результаты своего исследования для определения трех характерных типов менеджеров:

    • Так называемые институциональные менеджеры, которые испытывают большую потребность во власти, чем в принадлежности, и обладают высоким уровнем самоконтроля.
    • Менеджеры, у которых потребность во власти сильнее, чем потребность в принадлежности, но которые более открыты и социально активны, чем институциональные менеджеры.
    • Менеджеры, у которых потребность в принадлежности сильнее потребности во власти и которые так же открыты и социально активны.

Исследование  предполагает, что менеджеры первых двух типов лучше управляют своими отделами, в основном из-за своей  потребности во власти.

Работа  МакКлеланда показала, что потребность  в успехе модно развить в человеке, и в результате получить более  эффективную работу.

 

4. Основные  теории мотивации. Процессуальные.

Процессуальные теории мотивации пытаются объяснить, как возникает целенаправленное поведение, как оно направляется, поддерживается и заканчивается. Независимо от того, как классифицируется содержание мотивации, менеджеру нужно понимать, как управлять им. Существует четыре основные процессуальные теории мотивации: теория ожидания Виктора Врума, расширенная модель ожидания Лаймана Портера и Эдварда Поулера, теория справедливости Дж. Стэйси Эдамса, теория усиления, популяризованная, Б. Ф. Скинекром и теория постановки целей Э. Локка.

 

4.1. Теория ожидания.

Большинство современных процессуальных теории рассматривают мотивацию, как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчиненным, что направление их усилий на достижение целей организации приведет к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчиненные работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдают их ожидания в трех областях:

  1. Ожидание в отношении «затрат труда – результатов» (З-Р) – это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
  2. Ожидание в отношении «результатов – вознаграждений» (Р-В) – это ожидание определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
  3. Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания – ценность полученного вознаграждения.

Но как  менеджеру определить, какое из многочисленных вознаграждений является на данный момент средством удовлетворения потребностей того или иного его подчиненного? Чтобы ответить на этот вопрос, Врум использует термин «валентность» для определения силы предпочтения того или иного вознаграждения. Валентность вознаграждения измеряется от высоко положительной (1.00) до строго отрицательной (-1.00).

 

4.2. Расширенная модель ожидания.

Лайман  Портер и Эдвард Лоулер разработали  комплексную психоаналитическую теорию мотивации, соединяющую в себе основные идеи теории Маслоу, Герцберга, МакКлеланда с процессуальной теорией Врума. В их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В теории модель работает следующим образом. Человек соединяет ценность ожидаемого вознаграждения со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения. В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия. Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека и восприятием роли, которую они должны сыграть при выполнении данного ему задания. Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее – заключено в выполнении самого задания (Чувство гордости, чувство выполненного долга), внешние – предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащим поставленной перед ним задачи. После этого, если комбинация этих двух типов вознаграждения воспринимается человеком адекватной затраченным им усилий, она переходит в чувство удовлетворения. Позже, используя приобретенный опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожидает получить в будущем за свою хорошую работу.

Идея, что  работа к удовлетворению наиболее важный вывод, сделанный Портером и Лоулером. Их работа резко отличается от работ  ученых ранней поведенческой школы, в частности, Герцберга, который  утверждал, что удовлетворение ведет  к более хорошей работе. Его  принцип – «чем счастливее служащие, тем лучше они работают». Однако исследования подтвердили идею Портера и Лоулера о том, что «чем лучше служащие работают, тем сильнее у них чувство удовлетворенности».

 

4.3. Теория справедливости.

Дж. Стэйси Адамс утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Если человек видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к остальным, он чувствует себя удовлетворенным, и будет проявлять активность.

Теория  равенства исходит из того, что  в процессе сравнения, хотя и используется объективная информация, например, величина заработной платы, сравнение осуществляется человеком на основе его субъективного восприятия и своих действий, и действий тех людей, с которыми он проводит сравнение4.

Человек определяет на основе субъективных критериев: 1) значимость для себя всех форм полученного  поощрения и 2) значимость, величину тех издержек, которые он, опять-таки, по его мнению, понес при осуществлении трудовой деятельности. Аналогично по своим критериям он оценивает 3) поощрение и 4) издержки тех лиц, с которыми он сравнивает себя. Сопоставляя эти четыре показателя, он приходит к выводам относительно справедливости распределения нагрузок и поощрений в организации.

Следует особо подчеркнуть, что здесь  не имеется в виду фактическое, реальное равенство, например, сумм денежных вознаграждений работников, или объемов их обязанностей. Имеется в виду, распределены ли справедливо, то есть равномерно, соответственно усилиям, обязанности и поощрения  с субъективной точки зрения работников. Не столь важно реальное равенство, важно, ощущают ли его наличие  работники. В связи с этим применяются  некоторые методы, способные искусственно сформировать ощущение равенства у людей. 

Встает  вопрос, что будет делать работник, если считает, что неравенство имеет место? В управленческой практике есть мнение, что неравенство толкает людей на увеличение активности труда и рост результатов, а состояние равного распределения сокращает мотивацию. Это верно не во всех случаях. Например, равенство плохо тогда, когда общий уровень активности, исполнения трудовых действий низкий; оно будет провоцировать сохранение этого уровня. Когда же общий уровень высокий, субъективное осознание работниками равенства может поддерживать его.

Есть  несколько вариантов реакции  работника на ощущение им неравенства5:

  • Работник может попытаться добиваться справедливого распределения поощрений усилением своей трудовой активности. Однако в этом случае он неизбежно почувствует, что вместе с ростом поощрения растут и его издержки, в размерах, которые с его точки зрения издержкам других не соответствуют.
  • Работник может потерять мотивацию, считая, что его труд поощряют и оценивают неравно и несправедливо. Это может привести к решению сократить прилагаемые усилия, что приведет к снижению эффективности и качества труда, сокращению трудовой активности. Теряется стремление к созидательным, с точки зрения целей организации, действиям. Неравенство в данном случае приводит к выраженным отрицательным последствиям.
  • Работник может предпринять попытку увеличить поощрения, то есть начать добиваться роста заработной платы и требовать иных дополнительных стимулов, в том числе и нематериального характера, для поддержания трудовой деятельности на текущем уровне.
  • Работник может произвести переоценку своих возможностей, решить, что завышал оценку своих способностей. При этом понизится уровень самооценки, уверенности в себе.
  • Может быть предпринята довольно оригинальная попытка воздействовать на поощрения и нагрузки тех лиц, с которыми сравнивает себя работник. Доступными ему способами влияния он может пытаться заставить этих лиц увеличить усилия, затраты, или добиваться сокращения их поощрений.
  • Работник может изменить для себя объект сравнения, решив, что лицо или несколько лиц, с которыми он сравнивается, находятся в особых условиях (личные связи и т.п.).

В некоторых  организациях пытаются решить проблему возникновения у сотрудников  чувства несправедливой оценки их труда  за счет сохранения сумм выплат в тайне. К сожалению, это часто заставляет людей подозревать несправедливость и там, где ее на самом деле нет.

 

4.4. Теория усиления.

Согласно  теории Скиннера, поведение людей  обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Позиция  Скиннера заключается в том, что служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату, и избегать тех заданий, которые приводят к нежелательному результату. Данная теория базируется на очень простой модели, состоящей всего из четырех шагов (Рис.3):


Стимулы® Поведение® Последствия ® Будущее поведение.

                                Рис. 3. Теория усиления.

В этой модели добровольное поведение служащих в  конкретной ситуации или события (стимулы) приводят к определенному результату (последствия). Если результат положительный, служащий имеет тенденцию к повторению своего поведения в подобной ситуации в будущем. Если же результат отрицательный, служащий будет избегать подобных стимулов или будет вести себя в будущем по другому.

Для того чтобы успешно применять теорию усиления, нужно понять необходимость  управления последствиями поведения  служащих. У менеджера есть четыре варианта действий.

  1. При положительном подкреплении менеджер поощряет определенное поведение, обеспечивая ожидаемые служащим последствия.
  2. При негативном  или отрицательном подкреплении тоже поощряет определенное поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.
  3. Используя эффект «тушения», менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения. Например, начальник отдела ожидает получения премии за то, что в его отделе повысилась производительность. Когда же он не получит премию, т.к. повысилась не только производительность, но и процент брака, то вряд ли в будущем он будет добиваться повышения производительности любой ценой.
  4. Наказание – это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия. Например, в качестве наказания за невыполнение правил обращения с оборудованием менеджер может лишить подчиненного двухдневной зарплаты, чтобы в следующий раз это не повторялось.

Информация о работе Теории мотивации трудовой деятельности в организации