Теории мотивации трудовой деятельности в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:35, реферат

Описание работы

Готовность и желание человека работать являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его не возможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, – даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата. Феодальная система ведения хозяйства, практика принудительного лагерного труда показали, что от человека не добиться многого вопреки его воле и желаниям.

Содержание

Содержание 1
Введение. 2
1. Сущность и понятия мотивации. 3
2. Мотивация как процесс. 12
3. Основные теории мотивации. Содержательные. 13
3.1. Иерархия потребностей. 13
3.2. Теория двух факторов. 16
3.3. Теория мотивации МакКлеланда. 17
4. Основные теории мотивации. Процессуальные. 19
4.1. Теория ожидания. 19
4.2. Расширенная модель ожидания. 20
4.3. Теория справедливости. 21
4.4. Теория усиления. 23
4.5. Теория постановки целей. 24
Заключение. 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

теории мотивации.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

Один  из них – когда посредством внешних воздействий на человека приводятся в действие конкретные мотивы, побуждающие человека к определенным действиям, приводящим к необходимому результату. При этом важно точно знать, какие мотивы способны побуждать человека к желательным действиям, а также каким образом вызывать эти мотивы. Данный тип мотивирования похож на торговую сделку: "Я дам тебе то, что тебе надо, а ты предоставишь мне то, в чем я нуждаюсь". Если у двух сторон не оказывается точек соприкосновения, процесс мотивирования не имеет места.

Иной  тип мотивирования ориентируется  на формировании конкретной мотивационной  структуры человека. Здесь основное внимание обращается на развитие и  усиление необходимых мотивов действий человека, или ограничение действия мотивов, которые мешают эффективному управлению человеком. Данный тип мотивирования имеет воспитательный и образовательный характер и может быть не связан с конкретными действиями, которые предполагается получить от человека как итог его деятельности. Подобное мотивирование связано с большими усилиями, требует многих знаний и способностей для его реализации. Но его результаты, как правило, намного выше результатов первого типа мотивирования.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение  человека, образует его мотивационную  структуру. Она достаточно устойчива, но поддается целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека она индивидуальна и обусловливается множеством факторов: достигнутым уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, ценностями и т.д.

Необходимо  также отметить, что между мотивацией и конечным результатом деятельности человека нет однозначной связи. Здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние коллег, знакомых и т.д.

Внешние обстоятельства, воздействующие на поведение  человека, получили название стимулов. Стимулы являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов.

По содержанию стимулы бывают экономическими и  неэкономические (организационные  и моральные).

Суть  экономических состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы относятся ко всем тем потребностям, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Такие стимулы могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых стимулов (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).

Использование разнообразных стимулов для мотивирования  людей и представляет процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одной из самых распространенных является материальное стимулирование. Роль материального стимулирования в условиях рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не преувеличивать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Идея  стимулирования основывается на том, что  любые действия работника должны иметь для него определенные последствия, в зависимости от того, как он выполнит полученную работу.

Положительные последствия увеличивают вероятность  продолжения желательной линии  поведения, отрицательные – уменьшают. Отсутствие последствий обычно ведет к медленному затуханию активности. При этом на одинаковые стимулы разные люди реагируют по-разному и с различной степенью интенсивности.

В то же время нужно иметь в виду, что  стимулирование не заменяет административных методов воздействия. Цель стимулирования – не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено заданиями.

Стимулирование  в принципе отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Воспитание, обучение как методы мотивирования людей, обусловливают положение, когда члены организации проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляют необходимые действия, не дожидаясь или даже не получая никакого стимулирующего воздействия.

2. Мотивация  как процесс.

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести  следующих одна за другой стадий (Рис.2).

Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.

Раз потребность  возникла и создает проблемы для  человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья стадия - определение целей (направления) действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

 

            • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
  • Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.

      Рис. 2. Процесс мотивации.             Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.

    Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, называет устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

    Фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным и не на сто процентов предсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.

    Возможна  и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив  на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми  другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

    Необходимо  также отметить, что мотивирование  нельзя использовать без применения других функций управления: планирования, организации, регулирования, контроля и учета.

     

    1.3. Основные  теории мотивации. Содержательные.

    Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных  теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Различные теории мотивации можно подразделить на две группы: психоаналитические (процессуальные) и содержательные.

    Содержательные теории пытаются выяснить причины того или иного поведения человека. Часто их называют «теории потребностей».

    Существуют  три основных содержательных теорий мотивации, иерархия потребностей Абрахама Маслоу, двухфакторная теория Фредерика Герцберга и теория мотивации Дэвида МакКлеланда. Хотя отдельные детали этих теорий и отличаются друг от друга, все три подхода могут помочь менеджеру создать благоприятную рабочую атмосферу для своих подчиненных.

    1.3.1. Иерархия потребностей.

    Вариантом содержательного подхода к мотивации стала теория иерархии потребностей А. Маслоу. В ее рамках потребности объединялись в группы, находившиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды. Такая форма объясняется тем, что, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения.

    Маслоу  утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим.

    1. Физиологические потребности. Физиологические потребности состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Их удовлетворение обеспечивает человеку элементарное выживание. Это требует минимального уровня заработной платы и сносных условий труда.
    2. Потребность в безопасности. Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желания сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, потерь или лишений. Кроме того, удовлетворению таких потребностей способствует работа в надежной организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.
    3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение первых двух видов потребностей, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Это происходит путем вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путем сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.
    4. Потребность в уважении. На четвертом уровне в иерархии потребностей Маслоу находятся потребности в уважении, или личные потребности. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая – это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, зрелости и зависимости. Вторая форма – потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворить потребность в уважении, включает в себя почетные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства, продвижение по службе.
    5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырех нижних уровней, человек фокусирует свое внимание на удовлетворении потребностей в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены.

    Потребности низших уровней формируют фундамент, на котором строятся потребности высших уровней, и по этому потребности низших уровней должны быть удовлетворены в первую очередь; только после этого можно обращаться к потребностям более высоких уровней.

    Важное  значение имеет идея достаточности. Человек никогда не испытывает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство людей хотят еще больше денег, безопасности, друзей, уважения и самоуверенности, независимо от того, сколько они уже всего добились. Таким образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.

    При применении иерархии Маслоу большая роль отводится  интуиции, что и является лучшим объяснением ее популярности. Однако подход Маслоу имеет ряд трудностей.

    • Большинство из нас в одно и то же время могут находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей. Например, мы можем согласиться на работу, где нам будут платить меньше, чем в других местах (уровень 1), т.к. мы уверены, что здесь скоро представиться прекрасная возможность сделать удачную карьеру (уровень 4).
    • Крайне трудно определить уровень потребностей, удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент.
    • Эта сложность возникает при измерении потребностей человека. Большинство из нас испытывают большие сложности в определении своих собственных потребностей и при расстановке приоритетов.

     

    1.3.2. Теория двух факторов.

    Теория  мотивации Фредерика Герцберга  была выведена не из клинических наблюдений, как в случае с Маслоу, а в результате широкомасштабного исследования, в которое было вовлечено 200 инженеров и бухгалтеров. Всем этим служащим, работающим в одной компании, было задано два вопроса: «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

    Маслоу  ожидал, что Герцберг получит ответы, подтверждающие его теорию. Но вместо этого Герцберг обнаружил в ответах респондентов две ясно различимые группы потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не получали удовлетворения от работы. Выяснилось, что при их наличии, хотя неудовлетворения и не наблюдалось, но не возрастала ни мотивация, ни удовлетворение от работы. Эти гигиенические факторы включают в себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия работы, размер заработной платы, отношения с коллегами, личная жизнь, статус и безопасность.

    Информация о работе Теории мотивации трудовой деятельности в организации